Повестка на службу в армию пришла Василию в Мариуполе, где он родился и жил, в 1938 году. В учебке обучали всему: рукопашному бою, рубке шашкой на скаку, кавалерийской атаке, стрельбе из минометов, гаубиц. Отдельная наука – разведка, работа с рацией, фотоаппаратом, диверсионные операции в тылу врага. Несколько ранений – около восьми. Отцовскую фуражку, пробитую пулей прямо над звездочкой, и командирский планшет вместо ранца носил потом его старший сын Сашко в школу – ни у кого на хуторе таких не было!
Про войну Василий Федорович Экменчи никогда не рассказывал. А если коротко, то начал служить в кавалерийском корпусе генерала Доватора. Страшные бои за Москву, постоянные контратаки. Смоленское побоище, иначе не скажешь. Ранение. После госпиталя – новая учеба, теперь подготовка младшего командного состава для будущего наступления. А в 1943-м в часть пришло пополнение – 17-й кавалерийский корпус, народное ополчение Кубани и Дона. Какие тут лошади, когда ставка сделана на танки и авиацию, дальнобойные орудия! Корпус генерала Владимира Крюкова воевал на самых горячих направлениях. А между боями, а то и под грохот канонады, его супруга Лидия Русланова пела бойцам русские песни. Мало кто знает, что на свои личные сбережения она купила и передала воинским частям батарею из четырех “катюш”. А у Василия новые ранения, переформирование части, теперь он служит в личной охране генерала Рокоссовского. В 1945-м никакой демобилизации – гвардии капитан Экменчи по-прежнему в строю, но эта служба уже под грифом “секретно”.
А после демобилизации в 1947‑м Василий Экменчи пошел "служить" на конюшню – прикипел душой к лошадям. А ведь предлагали посты председателя колхоза на Кубани. Потом переехал в Мариуполь, там отработал стаж в горячем цеху мартена “Азовстали” миксеровым – это тот, кто пробивает из печи огненную лаву. Работа в мартене круглосуточная, в ночь-полночь, а на смену выходи. Считаем годы: с 1938-го призван на военную службу, потом война. Это десять лет, а потом свыше 20 лет в мартене. Казалось бы, все, отработал. Нет же! Идет Василий Федорович в порт бригадиром грузчиков. И здесь целый стаж отработал, сам на своем горбу мешки с сахаром и мукой таскал. Что вы думаете, успокоился, на заслуженный отдых вышел? Нет, конечно! В 75 лет устроился там же, в Мариуполе, на пляж спасателем, плавал отменно. А еще всю жизнь ухаживал за уникальным своим виноградником, сорта выписывал из Крыма и Тамани, держал кроликов, делал вино.