Действительно, глядя на существующую структуру ветеринарной службы России, понимаешь, что в итоге в стране нет единой ветеринарной службы, которая бы обеспечила проведение противоэпизоотических, лечебно-профилактических, организационно-надзорных мероприятий, ветеринарно-санитарной экспертизы и решение других вопросов в целях обеспечения продовольственной безопасности России. На сегодняшний день в РФ пять независимых друг от друга ветеринарных служб со своим руководством и целями, которые заняты решением непосредственно своих внутренних вопросов, при этом Россельхознадзор интересует только проведение проверок и установление как можно больше нарушений с наложением штрафов, Департамент ветеринарии Минсельхоза России – непонятный балласт (так как от него ничего не зависит), принимающий отчеты и распределяющий биопрепараты и другие лекарственные средства, идущие за счет средств федерального бюджета, ветеринарная служба субъектов и силовых структур которая пытается что-то проводить в рамках имеющихся полномочий и выделенных средств на содержание службы и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, противоэпизоотических, лечебно-профилактических и других мероприятий.
Если ранее, до реорганизации ветеринарной службы, Главное управление ветеринарии Минсельхоза РСФСР, было руководящим и управляющим органом единой ветеринарной службы России, а его начальник (руководитель ветеринарной службы страны) был еще и главным государственным ветеринарным инспектором, то создав Россельхознадзор, практически в стране не стало ни того, ни другого. Став каким-то только инспекционным органом, и замкнувшись на одних проверках, не за что юридически не отвечая, при этом имеет большой вес в Минсельхозе руководящих структурах России в принятии подзаконных актов, инструкций и других ветеринарных вопросах. И пока существует этот монстр, единой ветеринарной службы в России не будет.
В те времена, когда была единая сплоченная ветеринарная служба России, была выстроена и кадровая политика руководящих работников. Ветеринарный специалист всегда начинал с низов и, проходя по служебной лестнице, возглавлял ту или иную структуру, вплоть до руководителя ветеринарной службы страны. Поэтому руководители на любом уровне знали работу и ветврачей на местах (в лечебницах, хозяйствах) и на уровне района, субъекта, потому что прошли эти ступени. А сегодня посмотрите, кто руководит департаментом ветеринарии России, тем же Россельхознадзором, возглавляет службы субъектов, даже районов – руководят люди, не прошедшие эти звенья, не имеющие практических знаний, а зачастую даже не имеющие ветеринарного образования.
Разве согласится с предлагаемой в статье структурой Россельхознадзор? Как относится к этому руководство Департамента ветеринарии Минсельхоза России видно из ответов в газете “Сельская Жизнь” на предыдущие статьи заместителя директора О.В. Николайчевой, такая же, скорее всего позиция, и у руководителя департамента Марии Новиковой.
Структура ветеринарной службы России, предложенная в статье “Продолжение темы ветеринарии или Как все утроено” “Сельская жизнь” № 13 считаю наиболее оптимальной, но с незначительными корректировками. В частности, районных ветлечебниц сегодня нет, есть участковые ветлечебницы и они должны напрямую подчиняться районным управлениям ветеринарии, а не методическое руководство как показано на схеме. В связи с большими изменениями внесенными законодательством по лабораторной деятельности, на мой взгляд, лучшим решением было бы все районные (зональные) ветеринарные лаборатории на территории субъекта не только подчинить, а сделать филиалами республиканской, краевой или областной лаборатории субъекта. Таким образом, в вопросах лабораторной диагностики легче управлять процессом исследований, распределением диагностикумов, проводить аккредитацию, оказывать платные услуги и т.д.
Важным звеном было бы определить и законодательно закрепить численность сотрудников ветеринарных участков, ветпунктов, ветлечебниц, управлений ветеринарии и комитета (департамента, управления ветеринарии) субъекта, так как в настоящее время численный состав комитета субъекта раздут безразмерно (в отдельных субъектах более 100 человек, к примеру, на сайте Департамента ветеринарии Краснодарского края – 128 человек, по три заместителя, в отделах начальники и их заместители и т.д.). А чем они занимаются – бумажной работой, сбором отчетности и запросом информации для своей же работы, а на местах (ветучастки, ветпункты, ветлечебницы) осталось по одному – два ветспециалиста, без обслуживающего персонала (нет ни ветсанитара, ни уборщицы, ни водителя), при том, что объемы работ, связанные с ведением документации и программного обеспечения на местах возросли в разы, в частности заполнение и выдача ветеринарных документов в системе Меркурий, учет поголовья и ветобработок в Хорриоте, Цербере, содержание и уход за зданиями, территорией, автотранспортом и так далее. Поток информации, который необходимо предоставлять по требованию в комитет субъекта возрос неимоверно.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране так устроено, что подобного рода вопросы могут решаться только при непосредственном вмешательстве Президента. Поэтому благие намерения по созданию единой ветеринарной службы, наверное, сейчас возможны, если добиться непосредственной встречи с президентом выдающихся ученных и ветеринарных практиков России небезразличных к дальнейшей судьбе всей ветеринарии страны, с выкладкой, что произошло со службой за эти годы и что будет в дальнейшем. И если не сделать этого в ближайшее время то, на мой взгляд, ничего изменить уже не будет возможно.
Валерий САВЕЛЬЕВ,
Волгоградская область.