Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Не лишайте себя счастья общения с детворой и молодежью
Или раздумья о том, как воспитать достойное поколение

Или раздумья о том, как воспитать достойное поколение

Сейчас, когда все чаще в обществе обсуждают проблему школьного образования, хочу поделиться своим опытом работы со школой. Призывать к чему-то не стану, так как в наше время нередко даже благородные призывы повисают в воздухе. Но просто прошу понять важность этого вопроса и осознать, как себя обделяют представители власти, депутаты всех уровней, а также хозяева и руководители предприятий и холдингов, лишая себя именно общения с детворой.

Из всего множества наград, которые получил за свою жизнь, для меня самым дорогим было и остается звание “Почетный работник образования Российской Федерации”. Присвоили его в то время, когда я работал председателем колхоза имени Ильича в Калачеевском районе Воронежской области. Так оценили мой вклад и коллектива хозяйства в ту огромную работу, которая велась по поддержке школы села Новая Криуша и воспитанию ее учеников, которых было более 360. А она основывалась на общении с детьми.

Работа председателем колхоза, а это было в непростые для страны 90-е годы, сопровождалась большими трудностями. Тем не менее я находил возможность, чтобы сельхозпредприятие содержало у себя в штате двух учителей физкультуры, которые занимались с учащимися, причем отдельно с детьми, которым врачи прописали ограниченные физические нагрузки. И результат не замедлил сказаться. Через год те, кто раньше приходил со справками, то есть только посидеть на уроки физкультуры, теперь сами активно занимались спортом и стали защищать честь школы на спортивных соревнованиях в районе.

Также колхоз платил стипендию хорошистам и отличникам. Обеспечивал бесплатное питание для всех учащихся. Платил учителям за кружковую работу, а она была масштабной, ведь работали десятки кружков. Назову лишь один – природоведческий, его вел известный воронежский ученый-натуралист Семаго. Леонид Леонидович ходил с детьми в походы, знакомил с родной природой, снимал фильмы с ними.

Другой кружок, вернее, художественную студию, вел “Заслуженный художник Казахстана” Камбуллин. У него занимались около 50 ребят. Не каждый из них стал художником, но все развили у себя чувство прекрасного. Отмечу, что среди детей были те, у кого врачи отмечали отклонения в психике. Так вот, всего через год занятий этих детей было не узнать, педагоги говорили, что они забыли о своих сложностях.

Еще работала воскресная школа. Ее воспитанники регулярно ездили по монастырям и святым местам России. У правления колхоза был заключен договор с Воронежской епархией о том, чтобы перед школьниками выступали учащиеся семинарии. Это действительно был интересный опыт общения молодых людей, избравших для себя путь служения православию, с сельскими подростками. Многим он помог обрести Бога.

Был договор с воронежским ТЮЗом. Школьников привозили в областной центр, и они знакомились с театром, были за его кулисами, присутствовали на репетициях. А затем артисты приезжали в село и давали свои спектакли. В итоге дети получали огромный духовный заряд.

Сельскую школу посещали музыканты и поэты. В учебном заведении при поддержке хозяйства оборудовали специально класс, где проводили литературные вечера при свечах. Дети ездили по известным историческим местам, связанными с писателями и поэтами России.

При поддержке большого энтузиаста лесоводства из научно-исследовательского института имени В.В. Докучаева Бориса Скачкова было организовано школьное лесничество. Колхоз активно внедрял эколого-ландшафтную систему земледелия, при котором обязательна была хорошо налаженная работа с лесополосами. И школьники подавали здесь пример, они заботливо ухаживали за лесопосадками. За каждым классом была закреплена одна из них. И до сих пор уже повзрослевшие воспитанники лесничества с гордостью говорят – это наша лесная полоса, мы ее сажали. А другие отмечают – вот и наша, ничуть не хуже.

Работала столярная и другие мастерские, помогавшие детям осваивать нехитрые, но полезные навыки домашнего хозяйства. Особенно важно это было для девочек, которые получали опыт домоводства, в том числе кройки и шитья, приготовления пищи и т.п. В жизни все это потом для них пригодилось.

Достопримечательностью была конно-спортивная школа. И, кстати, сегодня ее выпускники защищают честь села на бегах в Воронеже, в Тамбове, в Курске, в Саратове.

Задача была одна – обеспечить моральное и физическое здоровье подрастающего поколения и ни колхоз, ни коллектив педагогов не жалели усилий для этого. Здоровью детей уделяли огромное внимание. Начиная с дифференцированного питания, чтобы справиться с желудочно-кишечными болезнями до стоматологического кабинета с самым современным на тот период оборудованием. К тому же работали спортивные кружки и секции с должным спортинвентарем.

Надо сказать, что благодаря всему этому школа тогда была центром притяжения всего села. Она работала почти круглые сутки, в ней, как в муравейнике, все кипело, туда ходили и дети, и взрослые. И для всех находилось занятие по душе.

Главное – дети быстро взрослели, они с удовольствием осваивали не только книжные знания, но и тот творческий потенциал, который получали от ученых, художников, артистов и педагогов. С ними было интересно, полезно и приятно общаться! Для меня, как руководителя, было огромное удовольствие встречаться с ними, разговаривать, обсуждать вопросы жизни села, узнавать проблемы, которые волнуют подрастающее поколение. И всегда после этого я получал заряд энергии как человек и руководитель. У меня появлялись новые идеи и планы, за которые брался с большим желанием и практически всегда они выполнялись.

Но разговор с детьми – это серьезно! К нему надо готовиться, уметь вести его. Не сразу получается наладить контакт со школьниками, важно быть откровенным и честным, и никогда не обманывать: если дал обещание – выполнить его. Только так можно завоевать доверие детей. Это обязательно скажется в будущем. Если мы хотим получить новое поколение достойным нашим традициям и вызовам современности, то есть ожидаем видеть развитых, порядочных, честных, трудолюбивых людей мы должны этим заниматься, начиная с раннего детства. И для этого, поверьте, не требуется особо больших средств.

Но какое счастье видеть радостные глаза детишек, когда что-то получилось совместно сделать, что-то обещанное выполнил! Кстати, это, я скажу, положительно влияет на здоровье руководителя. Забываются проблемы, невзгоды.

Повторю еще раз для представителей нынешней элиты – просто пойдите в школу, поверьте на слово, это принесет вам только пользу. И поддержите учителей. Если вы думаете о будущем страны – это необходимо. Ведь именно школа закладывает основу будущего нашего общества. Не секрет, а аксиома – хочешь получить новое общество? – вложи деньги в детей, через 20 лет вы получите его таким, каким хотите. Руководителям административных структур или предприятий надо понять, что внимание к школьникам – это эффективная профориентационная работа, направленная на привлечение будущих кадров. Без этого сейчас никуда!

Министерства сельского хозяйства и образования в России сейчас активно ратуют за открытие агроклассов в школах. Правильное и проверенное временем решение. Раньше колхоз в Новой Криуше, как и многие другие хозяйства и предприятия, поддерживали школы в оснащении классов техникой и оборудованием. Школьники заканчивали учебные заведения с удостоверениями механизатора или автомобилиста. Так помогали выпускникам с выбором профессии в жизни, заодно решали проблему кадров на производстве.

В общем, внимание к школе оправдается в любом случае. Это нужно нашему обществу! Образец внимания к школе дает Президент России Владимир Путин. Он часто встречается с подрастающим поколением и постоянно напоминает о важности должного воспитания детей и подростков. Берите с него пример! И сами пойдите на встречу с учениками.

Анатолий БАКУЛИН,
ветеран сельского хозяйства,
“Почетный работник образования Российской Федерации”.
14 мая 2025
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях