Что касается права фермера построить на своей земле дом. Очевидные вещи. Но по этому вопросу вынуждены были обратиться даже к президенту страны. Он дал поручение. Начались дискуссии, предложения: какие ограничения, кто может строить, на какой земле, сколько этажей, какой площади… И все-таки приняли закон с некоторыми ограничениями. Но он не работает в полную силу. В некоторых субъектах России он действует, а в некоторых его действие ограничили специальным региональным законодательством. То есть искусственно вывели земли в статус особо охраняемых земель без права строительства на них жилья. Такова реальность. Фермер на своей земле не может построить себе дом. Уточню, речь идет не о “дворце”, а о доме. Будем работать дальше.
– Какова судьба законопроектов о фермерской продукции и о создании агрегаторов. Они нужны сейчас или актуальность отпала?
– В прошлом году был принят такой закон. Фермеры настаивали на том, чтобы агрегатор был кооперативом. То есть кооператив (агрегатор) собирает продукцию у своих членов (производящих продукцию небольшими объемами), подрабатывает ее, формирует в большие партии и заключает договор с торговой сетью на ее реализацию. В таком ключе агрегатор полезен.
Сейчас уже есть такой опыт. Агрегатором является кооператив, управляется членами этого кооператива (фермерами), подотчетен им. Но не везде агрегаторы имеют кооперативную основу.
Думаю, следует подождать какое-то время, чтобы можно было делать выводы, вносить коррективы.
– Успехи малых хозяйств впечатляют. Они производят свыше половины урожая зерна и подсолнечника, обрабатывают большие площади. Но для этого нужна мощная техническая база. Есть ли она у фермеров?
– Во-первых, действительно, не все даже это знают, доля посевных площадей КФХ от общей площади составляет 32,2% – это 25,9 млн га. А если к ним добавить малые и микроформы хозяйствования, то доля посевных площадей от общей площади составляет 64,3%, по данным Росстата. Среднегодовой прирост посевных площадей только в фермерском секторе с 2000 года составляет 777,5 тыс. га.
Что касается машин, конечно, сегодня работает уже современная техника. Все больше на полях мы видим отечественных тракторов и комбайнов производства Кировского завода, Ростельмаша. Техника энергонасыщенная. И фермер, естественно, уже ничуть не уступает в современных технологиях. Гербициды, удобрения, современные сорта, гибриды. Сейчас очевиден большой подъем отечественной селекции. И это, конечно, используют наши фермеры.
– Кстати, вот нет ли здесь какого-то крена в растениеводство? А животноводство, этот сектор, он каким-то образом интересен для фермеров, они здесь смогли показать себя?
– Да, растениеводство пока преобладает, но животноводство тоже развивается. За последние 10 лет поголовье коров выросло у фермеров в 1,3 раза, причем выросло только у фермеров. В личных подсобных хозяйствах – падает, в сельскохозяйственных организациях – падает, только фермеры увеличивают поголовье коров, хотя в последний год и фермеры чуть снизили. Было в 2000 году 259 тыс. голов, в 2015 году – 1 млн 106 тыс., в 2023 году – 1 млн 457 тыс. голов, в 2024-м – 1 млн 389 тыс. А если сюда прибавить малые формы хозяйствования и их 1 млн голов коров и около 3 млн коров в личных подсобных хозяйствах, получится, что в МФХ поголовье больше, чем у крупных и средних хозяйств, где, по данным Росстата, содержатся всего 2 млн 124 тыс. коров.
Что касается производства мяса и молока. Производство мяса КРС в живом весе в фермерских хозяйствах выросло в 3,4 раза и в 2024 году составило 376 тыс. тонн. Производство молока выросло в 5,1 раза и на 2024 год достигло цифры в 2917 тыс. тонн. И это не считая других малых форм хозяйствования. Молока малые формы хозяйствования производят 19,1 млн тонн. А средние и крупные – 14,9 млн тонн.
– Очень убедительно. Но вернемся к вопросу техники, без которой достичь таких внушительных результатов было бы проблематично. Помогает ли сотрудничество с Росагролизингом в этом?
– Основной поставщик по технике для малых форм хозяйств, конечно, Росагролизинг. За 2024 год Росагролизингом поставлено 17,2 тыс. единиц техники малым формам хозяйствования на сумму 108,2 млрд рублей.
Компания создала лучшие условия для малых форм хозяйствования и особые условия для членов АККОР. На сегодня могу с гордостью констатировать, что, по данным Росагролизинга, 99,5% фермеров – членов АККОР платят за технику вовремя.
И сейчас в том объеме реализации сельхозтехники, которая идет через лизинг, 80% – малые формы хозяйствования.
– При таких исключительно больших объемах, есть в господдержке для малых форм ограничение 20%. Оно сохраняется на следующие годы?
– Этот лимит 20% в господдержке, он не пересматривался, но есть необходимость в этом. Я считаю, что в объеме государственной поддержки цифра несправедливая, потому что все малые формы производят больше половины продукции, а мы даем им всего 20%. На мой взгляд, надо давать столько и тому, кто какую долю занимает в производстве. Малые производят в деньгах 53% продукции, а дают им всего 20%. И еще такие условия, что не все фермеры могут их получить, эти виды поддержки.
– Владимир Николаевич, была информация, что лимиты по субсидиям для малых форм хозяйствования определяются в регионах в зависимости от доли производимой ими продукции. Так ли это и как это будет работать?
– Мы говорим, что надо так распределять, но в регионах так не распределяется. Малые получают значительно меньше, чем они производят.
– А можете назвать несколько субъектов, где налажена такая работа?
– Хорошая поддержка для фермеров существует в Краснодарском крае, Татарстане, Башкортостане, Брянской области, Чечне, Адыгее… Вот там фермерский сектор стабильно получает поддержку.
– Сотрудничество с Россельхозбанком, многолетним партнером АККОР, как складывается сегодня?
– Россельхозбанк для нас больше чем банк, потому что он у нас родной банк. Его специально создавали, чтобы он финансировал сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он это и делает в основной своей деятельности. Да, есть счета в других банках, “Сбер”, но из того объема льготных кредитов, которые получают все малые формы, 80% они получают из Россельхозбанка. В 2024 году АО “Россельхозбанк” выдал льготных кредитов малым формам хозяйствования на сумму 119,5 млрд рублей.
Почему больше, чем банк? Он оказывает фермерам широкий круг услуг помимо финансовых. Создал школу фермеров, проводит консультации, учит, как вести правильный бизнес, помогает раскручивать региональные бренды, реализовывать продукцию, пользоваться маркетплейсами. На площадке банка проводятся семинары по разным темам, по растениеводству, по животноводству, ветеринарному обслуживанию.
Поэтому мы ценим позицию и руководства банка Бориса Павловича Листова, и его специалистов. И это действительно правда, что с годами наше сотрудничество только укрепляется.
У нас есть и резервы сотрудничества: банк перестраховывается, а мы призываем его к упрощению процедур, отмене в некоторых случаях залоговой базы (например, для многолетних добросовестных клиентов). Направлений для развития сотрудничества много. Нельзя не отметить, что банк ежегодно улучшает условия для получения кредитов фермерами. При возникновении сложных ситуаций, всегда идет навстречу аграриям.