Вот о чем говорит президент, когда подчеркивает важность молочной отрасли. Он требует самого серьезного внимания со стороны правительства – и с точки зрения инвестиций, и с точки зрения организации производства.
Цель поставлена: к 2030 году увеличить объемы производства на 25%.
Мы должны двигаться дальше – и тогда изменится сама система работы в отрасли, а вместе с ней – экономика, качество жизни на селе и продовольственная безопасность страны.
Ценовая политика
Наши люди справедливо говорят, что цены на продукты питания слишком высокие. Давайте разберемся, что произошло за прошедший год. Стоимость хлебобулочных изделий выросла на 16%, сливочного масла – на 41%, молочной продукции – на 22%. По ряду позиций цены увеличились в полтора-два раза.
О чем это говорит? Это не просто инфляция, а серьезный дисбаланс между производством и распределением доходов. Дефицита продукции как такового нет, но ситуация на рынке устроена таким образом, что выигрывают вовсе не производители и не переработчики. Спекулянты и торговые сети используют этот дисбаланс, наживаясь на разнице в ценах между теми, кто выращивает и производит, и конечными потребителями.
Особенно ярко это проявляется на примере хлеба. Сегодня труд крестьянина оценивается всего в 8–10% от стоимости батона. Производитель продает зерно в среднем по 12 рублей за килограмм. Из этого количества получается 2,5 батона хлеба, но уже на этапе переработки и торговли цена взлетает в несколько раз – мука отходит по 20–23 рубля за килограмм, а конечная стоимость хлеба на полке может превысить 100 рублей.
Такая же ситуация складывается и по другим продуктам питания. Во всем мире товары первой необходимости регулируются государством, но у нас этот механизм пока не запущен. Законопроект о регулировании наценок на продукты уже давно готов, он был подписан вместе с Гордеевым и лежит без движения более полутора лет. Правительство пока не дает ни положительного, ни отрицательного отзыва.
На примере молочной продукции мы видим, что ситуация напрямую зависит от ценовой политики. В прошлом году средняя закупочная цена молока составила около 35 рублей за литр при себестоимости производства 25–27 рублей, а в лучших хозяйствах, таких как “Красная Пойма”, – даже 23,5 рубля. Когда же цены на закупку падали до 15–22 рублей, производители начинали сокращать поголовье – и это уже беда. Сейчас, когда удалось немного стабилизировать ситуацию, молочное производство стало дышать свободнее, но проблема остается. Нам необходимо добиваться справедливого перераспределения доходов, чтобы производитель, а не посредники, получал заслуженную прибыль.
Цена на сливочное масло в розничной торговле остается высокой, в то время как на уровне производителя и переработчика наблюдается лишь незначительный рост. По другим молочным продуктам ситуация аналогичная: цены в магазинах растут значительно быстрее, чем издержки производства.
Очевидно, что потенциал для корректировки ценовой политики есть и в первую очередь необходимо обуздать чрезмерные наценки торговых сетей. Производители и переработчики должны получать справедливую долю дохода, чтобы не только стабильно работать, но и развивать производство, вкладывать собственные инвестиции, модернизировать оборудование и увеличивать объемы выпуска продукции.
Сегодня мы должны обеспечить такую экономическую среду, в которой производитель и переработчик смогут дышать свободно, не завися от диктата торговых сетей. Это позволит наращивать производство, развивать переработку и создавать условия для дальнейшего роста агропромышленного комплекса.
Подготовка кадров
Уважаемые товарищи, совсем недавно мы провели масштабные слушания на базе Тимирязевский академии, где в очередной раз убедились, что животноводческая отрасль требует самого пристального внимания, особенно в вопросе подготовки кадров. Сегодня мы наблюдаем тревожную тенденцию сокращения специалистов, в том числе высшего звена.
Ситуация обостряется и в таких ключевых направлениях, как ветеринария и биологическая безопасность. Качество продукции напрямую зависит от квалификации специалистов, а дефицит кадров в этих сферах может привести к необратимым последствиям. Все мы понимаем, насколько критична эта проблема, многие сталкивались с подобными вызовами на практике.
Сегодня необходимо системно решать кадровый вопрос. Если раньше в сельскохозяйственные профессии ежегодно приходило 152 тыс. выпускников, то теперь эта цифра снизилась до 14 тыс. Да, сегодня высшие школы выпускают достаточное количество специалистов, но проблема в том, что лишь немногие возвращаются работать в сельскую местность. Это крайне негативная тенденция.
В связи с этим были разработаны и приняты несколько федеральных законов, направленных на решение кадрового дефицита. Мы добились права для малого бизнеса, фермеров, кооперативов и сельхозорганизаций направлять своих сотрудников на обучение. Формируется эффективная цепочка: предприятие – колледж – вуз – и обратный возврат специалиста на производство. Именно эта система должна работать, чтобы обеспечить отрасль квалифицированными кадрами.
Она работает по некоторым специальностям, но мы видим, что, несмотря на заключение контрактов, таких как с врачами и учителями, часто нет жилья и других важных условий. В результате 80% этих контрактов разрываются через год. Мы понимаем проблему и разработали государственную программу развития сельских территорий. В сложном 2025 году нам удалось более чем в два раза увеличить бюджетные средства на эту программу по сравнению с прошлым годом. Однако, несмотря на это, мы настаиваем на необходимости финансировать ее в соответствии с изначальными данными паспорта программы. Мы вложились в эту программу, поддержали ее и председатель правительства, и президент. Для выполнения программы в 2025 году нужно 208 млрд рублей, но на данный момент у нас есть только 115 млрд рублей.
Тем не менее хочу подчеркнуть, что сегодня работает еще 14 государственных программ, но нам не удалось добиться того, чтобы средства, выделенные на поддержку сельских территорий, в том числе для деревень, где проживает 37 млн человек (25% населения), были закреплены в этих программах. В частности, речь идет о программах в области культуры, образования, здравоохранения. Мы должны добиться того, чтобы в рамках нашей программы также выделялись средства, которые направлялись бы на улучшение объектов здравоохранения, культуры, образования, спортивных комплексов, дорог и так далее.
Мы активно работаем над этим вопросом, ведем переговоры с Минфином и Минэкономразвития, чтобы обеспечить правильное распределение этих средств. Постановление правительства, которое в настоящее время готовится, должно закрепить роль Минсельхоза как жесткого координатора всех этих программ. Благодаря настойчивости и личным контактам нашего вице-премьера Патрушева и министра сельского хозяйства Оксаны Николаевны, уже есть результаты, и министерства начинают работать в этом направлении более эффективно.
В целом, уважаемые товарищи, хочу выразить благодарность в вашем лице всем операторам машинного доения, механизаторам, которые готовят корма и помогают раздавать их животным. Ваш труд важен для нас и для всей страны.
Те, кто работает на развитие науки в сельском хозяйстве, кто занимается племенным ядром, молочным и мясным животноводством, делают огромную работу. В области молочного животноводства мы достигли уровня регенерации до 75%, а в мясном животноводстве – еще больше. Я должен отметить, что в целом наука в этой области значительно продвинулась.
Мы приняли десятки законов по этим направлениях и по племенному животноводству и ветеринарии. Восстановили вертикаль управления в области ветеринарии по всей стране. Это крайне важно, поскольку мы сталкиваемся с различными угрозами, включая болезни, о которых уже забыли. Сейчас мы сталкиваемся с новыми угрозами, и без государственной поддержки в этой области мы не справились бы.
Благодаря принятым мерам мы добились определенной стабилизации в отрасли. Вложения в животноводство, особенно в поддержку производителей молока, сегодня очень существенные. Министерство перераспределяет средства, в том числе с зерновых пошлин, чтобы поддержать животноводов.
Важно отметить, что все деньги, которые поступают от пошлин, поступают в Министерство сельского хозяйства на 100%. Однако эти средства не идут только на зерновое производство. Мы вынуждены делиться этими деньгами с другими секторами агропромышленного комплекса, включая животноводство.
Одной из серьезных проблем является низкая заработная плата на селе. Если в 80–90-е годы она была значительно выше средней по промышленности и экономике в целом, то сегодня, к сожалению, зарплата механизаторов и сельских работников на 40% ниже средней по экономике.
Это ненормально. В нашей программе четко прописано, что сохранение сельского населения – это задача номер один. Все, что связано с доходами и заработной платой, стоит на втором месте. Об этом также упомянул президент в своем последнем послании, подчеркнув, что развитие сельского населения – это основное направление. Он сказал: давайте обеспечим интернет, устойчиво работающий там, давайте ежегодно строить 350 новых спортивных залов, давайте наладим транспортное сообщение и дороги.
Все это требует значительных вложений. Но, к сожалению, мы сталкиваемся с сопротивлением, с теми, кто тормозит этот процесс. Мы чувствуем, как эти препятствия не дают агропромышленному комплексу развиваться в полную силу.
Но я уверен, что у нас все получится. Я вижу ваши добрые глаза и мощный настрой на победу. Как сказал великий наш вождь, “наше дело правое, победа будет за нами”. Желаю всем здоровья и удачи!