----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наркомзем РСФСР плохо руководит
племенной работой по коневодству
Больше полутора лет прошло со дня опубликования постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) “О мерах по увеличению поголовья лошадей, улучшению за ними ухода и содержания в колхоза и совхозах”. Помимо других мер, направленных на укрепление коневодства, постановление предусматривает развитие племенного дела как одного из главных условий качественного улучшения конского поголовья.
Что же сделано Наркомземом РСФСР в этом направлении? Надо прямо сказать, что заместитель наркома земледелия республики по коневодству тов. Рябов и начальник Управления коневодства тов. Рогалевич проявили полное невнимание к племенной работе в области коневодства. За доказательством далеко ходить не приходится. Взять хотя бы такой факт: в течение целого года не был укомплектован штат племенного отдела Управления коневодства наркомата, вместо трех специалистов был всего один, да и тот занимался не племенным делом, а выполнял задания, не связанные с его непосредственной работой.
В результате Управлению коневодства неизвестно, каким племенным фондом лошадей располагает республика.
Вообще учет племенной работы – забытый участок; им не занимаются ни в областных и краевых земельных отделах, ни в наркомземах автономных республик, а об учете на колхозных племенных фермах и говорить не приходится. Но ведь без первичного учета племенной работы невозможно дальнейшее качественное улучшение лошадей.
Безразличное отношение к племенному делу со стороны руководителей Наркомзема РСФСР дошло до того, что в Управлении коневодства наркомата нельзя найти никаких материалов о состоянии государственных племенных рассадников лошадей, известно только их общее количество. Между тем некоторым из них требуется немедленная помощь.
Например, в Воронежской области существует государственный племенной рассадник так называемой воронежской рабоче-упряжной лошади. Это исторически сложившаяся отечественная порода лошади, мощной, выносливой, неприхотливой, приспособленной к местным условиям и отвечающей требования сельского хозяйства. До 1941 года была проделана большая работа по закреплению данного типа лошади. После изгнания немецких оккупантов из Воронежской области там осталась лишь небольшая группа рабоче-упряжных лошадей. Это обязывало Наркомзем республики принять немедленные меры к выявлению уцелевших лошадей и организации дальнейшей работы с ними. Однако это не было сделано. Практической помощи Воронежский госплемрассадник не получал до самого последнего времени.
Не занимается Наркомзем РСФСР и организацией кормовой базы в районах племенного коневодства. Так, в Рязанской, Тамбовской, Куйбышевской и в других областях, насыщенных племенными лошадьми, до сих пор не разработаны типовые севообороты с посевами трав и зерна на корм.
Не лучше отношение Наркомзема республики и к государственным заводским конюшням. Неудивительно поэтому, что работа многих из них запущена. Так, в Хакасской-Абаканской государственной заводской конюшне (Красноярский край) за двенадцать лет три раза сменялся породный состав жеребцов. В 1933 году решающую роль в улучшении местных лошадей играли русско-американские рысаки – их было тогда на конюшне 13 голов – и рысаки английской породы – 9 голов. В 1939 году русско-американских рысаков осталось 10, число английских увеличилось до 21. В 1942 году по распоряжению Наркомзема РСФСР были изъяты все русско-американские и русские рысаки, а вместо них дали 9 жеребцов англо-венгерской породы. В настоящее время конюшня работает с 16 английскими и 9 англо-венгерскими жеребцами.
Частая смена породного состава жеребцов-производителей запутала всю племенную работу с лошадьми в Хакасской автономной области, и сейчас трудно определить, в каком направлении идет улучшение местной лошади.
Этот пример не единственный.
Что же можно сказать о руководстве со стороны Наркомзема РСФСР работой колхозных племенных конеферм? Предоставим слово фактам.
В прошлом году вместо 112 племенных ферм, предусмотренных планом, в колхозах Красноярского края была организована 71 ферма, оформлено паспортами только 40.
Но и существующие фермы без должного надзора за ними теряют свое лицо и сходят на нет. Так, на племенной конеферме колхоза имени Димитрова, Каратузского района, того же Красноярского края, в 1943 году было 49 племенных кобыл: 15 из них пало от истощения и варварской эксплуатации, остальные 34 кобылы истощены до предела. Ни одна из них не дала приплода. Несколько племенных кобыл председатель колхоза Лукин продал местным районным организациям.
Не редки случаи разбазаривания ценных племенных животных и в других колхозах. Так, в колхозе имени Кагановича, Алтайского района. Хакасской автономной области, за прошлый год была полностью разбазарена целая племенная конеферма в количестве 79 голов.
Вот картина того, как Наркомзем РСФСР занимается вопросами племенного коневодства. И в настоящее время нет никаких признаков, указывающих на то, что Наркомзем республики намерен взяться за наведение порядка в племенном коневодстве, за претворение в жизнь постановления правительства и партии о коне.
В. ФОМИНЫХ,
главный государственный инспектор по коневодству при Наркомземе СССР.