Владимир Кашин, выступая с основным докладом, подчеркнул: «Сегодня на повестке дня стоит задача, которую решают депутаты, — законодательно обеспечить комплекс государственных мероприятий, направленных на совершенствование и развитие системы подготовки кадров для АПК. Пристального внимания требует разработка и внедрение нормативно-правовых механизмов, способствующих ранней профориентации и профессиональной подготовке школьников для работы в сельском хозяйстве.
Он уверен, что разработка и внедрение единой федеральной системы подготовки кадров для АПК и их трудоустройства на предприятиях «агрокласс — колледж — вуз — сельскохозяйственное предприятие» будет способствовать как популяризации сельского труда, так и профессиональному самоопределению школьников для работы в аграрной отрасли.
Проблема обеспечения аграрной отрасли профессиональными кадрами и научными специалистами тесно связана с реализацией государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Условия жизни в сельской местности во много раз отличаются от городских, несмотря на то, что мы уже много лет говорим о сближении города и деревни. Только за последние пять лет сельское население сократилось на 700 тыс. человек.
Трудно привлекать на работу в АПК выпускников ссузов и вузов, молодых специалистов, учёных, врачей и учителей без благоустроенной инфраструктуры сельских территорий, создания достойных условий жизни и, конечно, достойной заработной платы. В 2024 году средняя заработная плата по России составила 83709 рублей, а в сельском хозяйстве — 47400 рублей. При всеобщем дефиците кадров трудовые ресурсы, естественно, перетекают в другие отрасли, туда, где зарплаты выше.
В частности, сетевым газом пока обеспечены всего 4% сельских населенных пунктов на Дальнем Востоке, 9% — в Сибирском округе, 20% — в Северо-Западном. «Мы не знаем, куда девать газ, а наши сельские жители живут в негазифицированных селах и деревнях, без водопровода и канализации», — отметил депутат.
Владимир Кашин считает, что отношение руководителей органов власти на федеральном и региональном уровнях к условиям жизни на селе постепенно меняется в лучшую сторону, но не такими быстрыми темпами, как нам хотелось бы. Он уверен, что если бы программу комплексного развития сельских территорий с первого года ее реализации финансировали по первоначальному паспорту, это позволило бы снять острые вопросы, связанные с негативными тенденциями. В этом году финансирование госпрограммы увеличили более чем в два раза, но это почти в два раза меньше, чем предусматривалось по первоначальному паспорту.
«Мы должны понимать, что трудовые ресурсы, вооружённые современными знаниями и технологиями, которые мы сегодня освоили и в растениеводстве, и в животноводстве, — это сплав для достижения амбициозных задач, поставленных руководством страны по достижению технологического лидерства. Но эта задача слабо осуществима без решения вопроса подготовки кадров. В аграрной отрасли нужны не только юристы и экономисты, но и инженеры, биологи, зоотехники, агрономы, трактористы и доярки, — считает глава комитета.
В настоящее время дефицит кадров в сельской местности составляет около 200 тыс. человек. Наблюдается резкое сокращение числа главных специалистов с высшим образованием, в четыре раза сократилось количество молодых кандидатов наук, которые защищались раньше и защищаются сегодня. “Как мы можем достигнуть технологического лидерства в сельском хозяйстве, осваивать новые посевные площади, если не будет ученых, которые будут создавать новые сорта сельскохозяйственных культур мирового уровня, разрабатывать систему семеноводства, племенного животноводства, а также восстанавливать и сохранять плодородие почв, улавливать тенденции изменения климата и заниматься мелиорацией?” – уверен В. Кашин.
Сегодня стоят следующие ключевые задачи в области развития сельских территорий:
– обеспечить финансирование Государственной программы “Комплексное развитие сельских территорий” в объемах не менее предусмотренных исходным паспортом госпрограммы;
– “окрасить” бюджетное финансирование мероприятий отраслевых государственных программ, реализуемых на сельских территориях;
– включить в перечень целевых показателей реализации Государственной программы ежегодное комплексное обустройство не менее одного сельского населенного пункта в каждом муниципальном районе;
– включить показатели развития сельских территорий в систему оценки эффективности работы глав муниципальных районов и руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выступающие на слушаниях единогласно поддержали предложения Комитета в части совершенствования системы подготовки и дополнительного профессионального образования научных и производственных кадров для АПК, которая будет ориентирована на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.
В заключение своего выступления Председатель Комитета по Владимир Кашин сказал “Только совместная законодательная работа депутатов и сенаторов, федеральных и региональных министерств, отраслевых союзов и бизнеса позволит решить задачи, которые поставлены президентом и правительством в обеспечении продовольственной независимости нашей страны и сделает сильной и непобедимой аграрную Россию”.
“Вы здесь не заработаете…”
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, президент АККОР Владимир Плотников отметил важность того, чтобы кадровые вопросы курировались «в одних руках» — в Министерстве сельского хозяйства РФ. Необходимо понимать, на что идут выделяемые по программам средства. «Нужно четко посчитать, например, сколько стоит квадратный метр в селе, и сказать руководителю сельхозпредприятия, что в итоге тебе компенсируют 50% стоимости построенного для сотрудника жилья. Люди будут знать и будут строить сами, а не подрядная организация. И это будет реальное оживление. Построишь пять домов, получишь компенсацию. Многие согласятся, это изменит села, это будет конкретный вклад в то, чтобы у людей был стимул оставаться там», — предложил руководитель АККОР.
Вместе с тем Владимир Плотников считает, что сегодня все представления о том, что люди должны ехать в деревню, упираются в обратное. «Если, например, сами родители говорят детям: «Уезжайте отсюда, вам здесь нечего делать, вы здесь не заработаете».
И они правы, ведь стоимость электроэнергии для сельских предприятий в два раза выше, чем для промышленных предприятий. Запчасти, техника... Все дорожает. Поэтому важнейшая государственная задача — думать о том, чтобы сельскохозяйственное производство было выгодным, чтобы было на что строить и платить зарплату», — отметил В. Плотников.
Участники парламентских слушаний приняли за основу рекомендации, которые будут доработаны на площадке Комитета по аграрным вопросам с учётом предложений, поступивших от представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций, отраслевых союзов АПК и сельхозпроизводителей.