Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Время действовать!
На сегодняшний день в ветеринарной отрасли России существует ряд серьёзных проблем: отсутствие единого органа управления государственной ветеринарной службой страны, низкая эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации ряда особо опасных болезней животных, значительный экономический ущерб от указанных болезней, острая нехватка ветеринарных кадров, особенно в сельской местности, для обслуживания фермерских и личных подсобных хозяйств, низкий уровень подготовки ветеринарных кадров и их социальный статус, что наиболее заметно в сельской местности. Все это негативно сказывается на дальнейшем развитии животноводства в стране и сельских поселений в целом.
На сегодняшний день в ветеринарной отрасли России существует ряд серьёзных проблем: отсутствие единого органа управления государственной ветеринарной службой страны, низкая эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации ряда особо опасных болезней животных, значительный экономический ущерб от указанных болезней, острая нехватка ветеринарных кадров, особенно в сельской местности, для обслуживания фермерских и личных подсобных хозяйств, низкий уровень подготовки ветеринарных кадров и их социальный статус, что наиболее заметно в сельской местности. Все это негативно сказывается на дальнейшем развитии животноводства в стране и сельских поселений в целом.

Ведущие учёные Российской академии наук обеспокоены сложившейся ситуацией и направили свой вопрос на прямую линию с президентом. В продолжение дискуссии мы также публикуем статью заслуженного ветеринарного врача РФ, доктора ветеринарных наук, члена-корреспондента РАН, руководителя департамента ветеринарии МСХ РФ — главного государственного ветеринарного инспектора РФ (1994–2000) Вячеслава Авилова.


Вопрос учёных РАН на прямую линию
с Президентом РФ В.В. Путиным

Уважаемый Владимир Владимирович!

Вопрос продовольственной безопасности и качества продуктов питания широко обсуждается населением страны. В решении этой проблемы немаловажную роль играет состояние ветеринарного обеспечения животноводства в стране.

Ветеринарное обеспечение — это комплекс взаимосвязанных учреждений и структур, включающий государственную ветеринарную службу, сеть лабораторий и диагностических центров, научное обеспечение, подготовку ветеринарных кадров, материально-техническое и социальное обеспечение.

В России формирование такого комплекса было начато в 1868 году с момента создания единой государственной ветеринарной службы. На протяжении более ста лет он совершенствовался и был востребован на всех этапах развития страны.

В этот период была создана государственная ветеринарная служба с единым органом управления, широкая сеть диагностических лабораторий, научно-исследовательские институты практически по всем направлениям ветеринарной деятельности, построено методом ударных строек более десятка биофабрик, а также широкая сеть вузов и техникумов для подготовки ветеринарных кадров.

В послевоенный период восстановления экономики ветеринарным врачам, работающим в сельской местности, предоставлялись бесплатные квартиры и коммунальные услуги, а тем, кто проработал более 25 лет, разрешалось выходить на пенсию в 50 лет.

Именно этот комплекс способствовал ликвидации к 2000 году на территории страны практически всех опасных массовых заболеваний среди животных и птиц.

Созданная система ветеринарного обслуживания пользовалась заслуженным авторитетом как в нашей стране, так и за рубежом.

Несмотря на это, Министерство сельского хозяйства в 2003–2004 годах провело реорганизацию ветеринарной службы, используя рекомендации американских советников. В результате реформы был практически разрушен сформировавшийся и эффективно работающий комплекс ветеринарного обслуживания животноводства:

– полностью уничтожена существующая структура федеральной государственной службы путём передачи ветеринарных учреждений федеральной собственности в ведение субъектов, а также ликвидирован единый орган управления;

– созданные ветеринарные службы субъектов федерации финансируются из местных бюджетов, в большинстве случаев по остаточному принципу, не имеют единого органа управления, лишены права государственного ветеринарного контроля;

– единая диагностическая сеть страны была разрушена путем передачи из ее состава в Россельхознадзор республиканской ветеринарной лаборатории, осуществлявшей научно-методическое руководство ветеринарными лабораториями в субъектах, и более 20 лучших лабораторий из субъектов. В настоящее время они являются филиалами центра защиты животных, основной функцией которых является коммерческая деятельность;

– в настоящее время федеральная государственная ветеринарная служба представлена Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и ветеринарными специалистами Россельхознадзора, которые юридически не несут ответственности за ветеринарное обеспечение страны.

В результате на всех уровнях административного управления (район, субъект, федерация) нет представителя федеральной государственной службы, отвечающего за ветеринарное благополучие территорий.

Крайне негативные изменения произошли в подготовке кадров ветеринарных специалистов. Если в советский период подготовку ветврачей осуществляли около 20 вузов, укомплектованных профессорско-преподавательским составом и имеющих базу для производственной практики, то в настоящее время таких вузов осталось 3, а основная подготовка осуществляется на 149 факультетах различного профиля. Эти факультеты не укомплектованы профессиональными преподавателями и не имеют производственной базы.

Ситуацию усугубляет и то, что после отмены распределения выпускники остаются в городах. Практически все регионы страны испытывают острую потребность в ветеринарных специалистах для обслуживания личных подсобных хозяйств, фермерских хозяйств, кооперативов и т. д.

Чтобы предотвратить катастрофу, необходимо срочно пересмотреть систему подготовки и распределения выпускников, а также приравнять ветеринарных специалистов, работающих в сельской местности, к медицинским работникам и учителям.

За прошедшие 20 лет с момента реформы в стране ежегодно возникают массовые заболевания животных с последующим уничтожением большого количества поголовья свиней, птицы, крупного рогатого скота, нанося ущерб на миллиарды рублей и препятствуя дальнейшему развитию животноводства.

Планирует ли правительство рассмотреть эту проблему и создать комплекс ветеринарного обеспечения с учётом имеющегося исторического опыта России, или будет сохранена существующая структура, созданная по рекомендациям американских советников?

От имени ведущих ученых РАН
СТЕКОЛЬНИКОВ А.А.
академик РАН, профессор, доктор ветеринарных наук.


Ответ академику РАН, профессору,
доктору ветеринарных наук Стекольникову А.А.
от Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ

Уважаемый Анатолий Александрович!

Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение, поступившее письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 17 декабря 2024 г. № A26-09-143156531‑COl, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Вопрос распространения федеральной структуры управления на ветеринарные службы субъектов Российской Федерации является сложным и многогранным. В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 “О ветеринарии” (далее – Закон “О ветеринарии”) и пунктом 92 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414‑ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 414‑ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что эпизоотическое благополучие неразрывно связано с выполнением показателей продовольственной безопасности и поддержанием необходимого уровня биологической безопасности, именно оперативность принятия мер реагирования непосредственно на местах особенно важна для регионов.

Установление федеральной структуры управления ветеринарией создаст существенные трудности в реализации вышеуказанных полномочий субъектами Российской Федерации.

В настоящее время вертикаль власти в области ветеринарии обеспечивается посредством согласования Минсельхозом России назначения на должность руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии в соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 3.1 Закона «О ветеринарии». Кроме того, Минсельхоз России участвует в формировании исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, путём согласования их организационной структуры в соответствии с пунктом 2.1 статьи 3.1 Закона «О ветеринарии».

Кроме того, Минсельхоз России ежегодно проводит всероссийские совещания и совещания с федеральными округами по вопросам, требующим координации, таким как эпизоотическая ситуация и проведение противоэпизоотических мероприятий, соблюдение требований биологической безопасности, маркировка и учёт животных, прослеживаемость продукции животного происхождения и другим вопросам. Кроме того, проводятся командно-штабные учения с привлечением всех ведомств системы Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, заинтересованных ведомств системы агропромышленного комплекса, здравоохранения, природоохранного комплекса и обеспечения правопорядка. Все нормативные правовые акты в сфере ветеринарии в настоящее время принимаются на федеральном уровне. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона № 414-ФЗ. Однако после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев после дня его официального опубликования.

Заместитель директора
О.В. НИКОЛАИЧЕВА.
Автор
Дата (22 января 2018)
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях