Сегодня около 40% земель планеты уже деградировали, что затрагивает половину человечества. Их глобальная площадь составляет 15 млн кв.км – что больше всей Антарктиды или почти равно России, – и это число ежегодно растет примерно на 1 млн кв.км. В докладе отмечается, что интенсивное сельское хозяйство, обезлесение, эрозия почв и неустойчивые методы ведения земледелия играют ключевую роль в этих разрушительных процессах.
Ситуация особенно обострилась за последние два десятилетия. Засухи участились на 29% с 2000 года, что вызвано как изменением климата, так и нерациональным использованием земельных ресурсов. Засушливые регионы, такие как Южная Азия, северный Китай, Средиземноморье и Высокие равнины США, особенно страдают от дефицита воды, необходимой для орошения.
Деградация земельных ресурсов негативно влияет на продовольственную безопасность. Из-за истощения почв и неэффективного землепользования снижается урожайность и ухудшается качество питания, что особенно ощутимо для уязвимых групп населения. В итоге растет зависимость от химических удобрений, и нужно постоянно расширять сельхозугодия за счет природных экосистем и увеличения стоимости продовольствия.
Одним из ярких исторических примеров является так называемая “пыльная чаша” 1930-х годов в США. Или рукотворная пустыня в Калмыкии и осушение Аральского моря. Тогда разрушительные изменения в использовании земель, включая интенсивное сельское хозяйство и недостаточную защиту почв, привели к массовым пыльным бурям и кризису в сельском хозяйстве. Современные очаги деградации земель, вызванные схожими практиками, наблюдаются в разных частях мира и несут аналогичные риски.
Что делать?
“Если мы не признаем ключевую роль земельных ресурсов и не примем должных мер, последствия будут сказываться на всех аспектах жизни и распространяться далеко в будущее, усугубляя трудности будущих поколений”, – заявил Исполнительный секретарь КБО Ибрагим Тиаy.
Уже сегодня деградация земельных ресурсов подрывает продовольственную безопасность, приводит к вынужденной миграции и разжигает конфликты.
Среди решений научное сообщество выделило рациональное землепользование (регенеративное сельское хозяйство, агролесоводство и др.), применение инновационных технологий (использование беспилотников, зондирование и др.), реформу субсидирования и правоприменения (стимулирование устойчивого сельского хозяйства, укрепление прав на землю и др.).
Шокирующими были некоторые показатели доклада:
– 90% недавнего обезлесение непосредственно вызвано сельским хозяйством. Основные причины – расширение пахотных земель в Африке и Азии, а также выпас скота в Южной Америке;
– за последние 8 лет деревья и почва стали на 20% хуже поглощать углекислый газ;
– выбросы парниковых газов в результате сельского, лесного хозяйства и землепользования составляют 23%;
– 70% всей пресной воды приходится на сельское хозяйство, в то время как 47% водоносных горизонтов истощаются быстрее, чем пополняются;
– в бедных странах доля сельхозвыбросов от обезлесения – 50%, в то время как в богатых – всего 6%;
– в 2021 году 145 стран обязались остановить вырубку лесов к 2030 году, но темпы обезлесения не снижаются;
– 200 млрд долларов в год – это объем финансирования природоохранных решений, который значительно уступает 7 трлн долларов в год, – проекты, наносящие вред экологии.
Итоги
Помимо согласования национальных политик в области защиты земель и мобилизации финансов на эти проекты, на КС-16 был представлен прототип Международной обсерватории устойчивости к засухе (IDRO) – первая глобальная платформа на основе искусственного интеллекта, которая поможет странам оценить и улучшить свою способность справляться с более сильными засухами. Этот инновационный инструмент является инициативой Международного альянса по устойчивости к засухе (IDRA).
Также GGW привлекла 11 млн евро итальянского правительства для восстановления ландшафта в Сахеле.
США и их партнеры объявили о выделении 70 млн долларов на инициативу VACS, направленную на разработку устойчивых сельскохозяйственных систем с учетом изменений климата.
Саудовская Аравия анонсировала пять новых экологических проектов общей стоимостью 60 млн долларов в рамках своей инициативы Saudi Green Initiative.
Шамсят КАГЕРМАНОВА.