С 2019 года российский экспорт продукции АПК в Саудовскую Аравию увеличивается в среднем на 30% в год, рассказал модератор пленарной сессии, руководитель “Агроэкспорта” Дмитрий Краснов. За 10 месяцев текущего года объем поставок превысил 1 млрд долл. Высокие темпы роста в первую очередь обеспечили отгрузки ячменя, мяса птицы, говядины. “Но мы имеем широкие перспективы с точки зрения расширения спектра продукции, которую Россия могла бы поставлять на рынок Саудовской Аравии, и вполне могли бы рассчитывать на увеличение экспорта до 1,5 млрд долл. к 2030 году”, – спрогнозировал Дмитрий Краснов.
Президент Gulf Union Economic Forum Мохаммад Аззам отметил обоюдное стремление государственных ведомств и бизнеса к развитию партнерских отношений. Он подчеркнул, что видит потенциал в самых разных сегментах АПК, в том числе в торговле, обмене опытом и технологиями.
Сегодня Саудовская Аравия входит в тройку главных покупателей российского зерна, сообщил председатель правления Союза экспортеров и производителей зерна Эдуард Зернин. “С начала этого сезона закуплено 2 млн тонн, в том числе порядка 860 тыс. тонн пшеницы”, – проинформировал он. Способствовать увеличению поставок, по его словам, может создание Зерновой биржи БРИКС, которая в том числе будет охватывать рынок зерна стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Саудовская Аравия прикладывает усилия для расширения собственного производства сельскохозяйственной продукции, в частности зерна, и будет признательна российскому бизнесу за экспертную поддержку, сказал директор по закупкам FEEDCO Эйман Ибрагим. Одновременно стране необходим и надежный поставщик зерна для обеспечения потребностей внутреннего рынка. “Также нужно отметить, что Саудовская Аравия имеет стратегически важное географическое положение и может стать для России хабом для поставок в другие страны Ближнего Востока. Поэтому объемы должны быть значительно увеличены – я считаю, в несколько раз”, – добавил Эйман Ибрагим.
Саудовская Аравия является важным направлением для российских экспортеров мясной продукции. Как сообщил генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов, по итогам 9 месяцев 2024 года объем поставок мяса птицы в Королевство вырос почти на треть относительно аналогичного периода прошлого года и сейчас страна занимает 2-е место среди покупателей российского мяса птицы. “А без учета субпродуктов, куриных лап и крыльев, Саудовскую Аравию можно назвать лидером среди импортеров российской птицеводческой продукции”, – заметил Сергей Лахтюхов. По его словам, российские производители готовы и далее увеличивать экспорт с уже аттестованных предприятий. Также союз надеется на открытие саудовского рынка для новых отечественных компаний.
Россия начинает развивать экспорт в Саудовскую Аравию молочной продукции. Первые крупные поставки – сухого молока и сухой молочной сыворотки – были осуществлены в 2023 году. Производители готовы наращивать объемы и расширять ассортимент. Так, у ГК “Молвест” уже есть положительный опыт взаимодействия с саудовскими компаниями. “В 2025 году мы надеемся не только увеличить поставки молочной продукции, но и обменяться мнениями в области взаимных инвестиций”, – сказал основатель ГК “Молвест” Аркадий Пономарев.
В выходе на молочный рынок Саудовской Аравии также заинтересована корпорация “Империал”. По словам генерального директора корпорации “Империал” Алексея Кацанова, компания готова поставлять сухие молочные продукты, а также кофейные и какао-напитки для b2b и b2c сегментов. “В местных супермаркетах представлены товары известных европейских брендов, аналогичных нашим, но считаю, что у нас есть преимущество в натуральности продукта и его более доступной цене. Уверен, что наша продукция займет достойное место на полках магазинов Королевства Саудовская Аравия и будет пользоваться большим спросом”, – подчеркнул Алексей Кацанов.
У Саудовской Аравии есть растущая потребность в молочной продукции, подтвердил исполнительный директор ARSTE Food Ingredients Бабар Али: “Активно растет численность населения, которое все больше задумывается о здоровье. Поэтому крайне высок интерес к молочной продукции и молочным белкам. Также очень популярно на рынке и сухое молоко”. По его словам, российская продукция полностью отвечает запросу саудовских компаний с точки зрения качества и цены. Кроме того, между странами выстроены надежные логистические цепочки, которые обеспечат бесперебойность поставок.
Российские компании готовы участвовать в наращивании сотрудничества в части формирования и организации совместных инвестиционных проектов. Член совета директоров, председатель комитета по стратегии ГК “РОСТ” Максим Широков предложил партнерство в строительстве и управлении современными тепличными комплексами. Кроме того, группа реализует проект по глубокой переработке зерна и заинтересована в поиске партнеров и заключении долгосрочных договоров.
Спикерами пленарной сессии также выступили заместитель генерального директора АО “ОЗК” Ксения Боломатова, вице-президент АПХ “Мираторг” Ольга Псарева, директор по развитию внешнеэкономической деятельности ООО “ТД Черкизово” Наталья Бартновская, финансовый директор Prime Markets Ризван Хабиб Дагия, партнер, член совета директоров ГК “РОСТ” Дмитрий Лашин, операционный директор Al Dayfe for Agricultural Investment Company Омар Мохаммед Аллухайдан.