Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Агро – просто класс!
Как пробудить интерес школьников к сельскому хозяйству, чтобы они шли работать на предприятия?
Как пробудить интерес школьников к сельскому хозяйству, чтобы они шли работать на предприятия?

Нужно открывать в школах агрообъединения, учебно-производственные бригады и кружки юннатов – в этом уверен Константин Боровский, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института фитопатологии, автор дополнительной образовательной программы “Школа юного агронома “Агродозор” для платформы “Агроклассы Россельхозбанка”. Так как же создать современную и эффективную систему агрообразования, которая сможет пробудить у учеников интерес к агроотрасли?
– Константин Викторович, почему для многих школьников и студентов агроотрасль не кажется столь привлекательной для учебы и трудоустройства?

– Они просто с ней незнакомы, у школьников превалирует устаревшие представления о сельском хозяйстве. Наша задача – сформировать у школьников адекватное представление о современном сельском хозяйстве как о высокотехнологичной, динамично развивающейся, интересной и перспективной отрасли. И сделать это можно только при помощи массового внедрения в школах современной системы агрообразования.

Во времена СССР у нас в стране работало более 40 тыс. ученических производственных бригад, то есть практически каждая сельская школа проводила профориентационную работу в области сельского хозяйства. В некоторых учреждениях даже были трактора и комбайны, на которых старшеклассники учились работать.

В современной России этот опыт не прижился. Сейчас у нас не выстроена единая система аграрного школьного образования, а значит, у учителей нет инструментов для профориентации в области сельского хозяйства.

В итоге у школьников не формируется адекватное представление о современном сельском хозяйстве и многие абитуриенты выбирают сельскохозяйственные специальности, потому что агровузы воспринимаются ими как “поступательные”. Чтобы претендовать на бюджетное место, достаточно иметь совсем небольшие баллы ЕГЭ. В итоге выпускник школы относит документы в агровуз по остаточному принципу, когда понимает, что в другие вузы, скорее всего, поступить не сможет.

Новоявленные студенты уезжают в областные центры, учатся в агровузах около пяти лет и не возвращаются в родные села и деревни. В настоящий момент только порядка 40% выпускников идут работать на сельхозпредприятия.

Так из агроотрасли утекают кадры, которые могли бы занять рабочие
места. И не просто занять, а стать теми, кто двигает сельское хозяйство вперед.

– На ваш взгляд, как выстроить работу со школьниками и студентами, чтобы не потерять молодых профессионалов?

– Чтобы мотивировать абитуриентов поступать в агровузы осознанно и трудиться в отрасли, важно заинтересовать их сельским хозяйством со средних, а лучше с младших классов. Агродисциплины не входят в перечень основных школьных предметов, именно поэтому важно уделять внимание дополнительному образованию.

Многие технологически развитые страны, например Великобритания, активно прививают детям интерес к сельскому хозяйству, причем именно с помощью допобразования. Там создана система непрерывного агрообразования – от младших классов до выпускников.
В России тоже созданы все условия для ранней профориентации – принят национальный проект “Образование” и федеральный проект “Успех каждого ребенка”, работают региональные Навигаторы дополнительного образования, система персонифицированного финансирования допобразования.

Эти усилия Минпросвещения России направлены на построение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Для агроотрасли важно включиться в этот процесс – дать возможность школьникам познакомиться с сельским хозяйством, показать привлекательность этой отрасли.

– Почему формат дополнительных занятий вам кажется самым подходящим для знакомства школьников с сельским хозяйством?

– В агрообъединениях, учебно-производственных бригадах могу одновременно заниматься ребята разных возрастов, и именно те, кому это интересно. Формат учебно-производственной бригады незаменим для малокомплектных школ, в которых технически невозможно организовать специализированные агроклассы, и которых достаточно много в сельской местности.

Сейчас в российском АПК занято около 5,5% трудоспособного населения, а в промышленно развитых странах этот показатель еще ниже. Это значит, что нам не надо стремиться вовлекать в систему агрообразования абсолютно всех школьников.
Но важно дать возможность всем интересующимся ребятам попробовать свои силы в сельском хозяйстве, чтобы затем они могли осознанно выбрать такой образовательный и карьерный маршрут. Для этого каждой сельской школе нужно создать кружок юного агронома или учебно-производственную бригаду. Причем вовлекать ребятишек уже с младших классов, поскольку для дополнительных занятий может не быть ограничений по возрасту.

В том числе такая система ранней профориентации, доступная во многих школах, поможет повысить эффективность работы специализированных агроклассов и агрошкол.

– Как организовать такие кружки во всех сельских школах?

– Поскольку агроспециальности не входят во ФГОС, в большинстве школ нет педагогов, которые профессионально разбираются в агродисциплинах. В решении этой проблемы школам надо помочь. Такой поддержкой для педагогов может стать единый центр компетенций или проектный офис программы школьного агрообразования.

Это такой штаб, который будет привлекать к решению этой проблемы широкий круг специалистов: преподавателей агровузов, научных сотрудников, практиков АПК. То есть всех тех, кто не понаслышке знает, что такое современное сельское хозяйство. Такие специалисты могут разработать качественные образовательные программы для школьного допобразования и проводить консультации для педагогов.

Эти программы могут пройти верификацию в профильных организациях Министерства просвещения России. Например, в Федеральном центре дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (ФЦДО). Специалисты из области образования помогут адаптировать эти программы для школьников и помочь соблюсти нормативные требования, предъявляемые к учебным материалам.

– Вы разработали образовательную программу “Школа юного агронома “Агродозор”, которая сейчас размещена на платформе “Агроклассы”. Вы следовали именно по этому пути?

– Да, это так. Мы с коллегами являемся научными сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института фитопатологии, у нас есть компетенции в области растениеводства и защиты растений. Специально для школьников мы подготовили три учебных модуля.

Первые два – общие, они посвящены защите растений от болезней и питанию растений. Третий – современным технологиям выращивания картофеля. Сейчас мы с коллегами из ФЦДО на основе наших модулей готовим типовую дополнительную общеобразовательную программу, которая может внедряться во всех школах страны.

Картофель – универсальная культура, которую выращивают во многих регионах страны, в том числе в личных подсобных хозяйствах. Поэтому мы выбрали именно ее. Однако коллеги, которые специализируются на других культурах и тоже захотят подключиться к развитию школьного агрообразования, могут разработать соответствующие учебные модули и также разместить их на платформе “Агроклассы”.

– Что нужно для внедрения таких программ в школьную систему дополнительного образования?

– Проектный офис как раз может стать единым окном для школ. Во-первых, рассказывать учителям, что нужно сделать для открытия агрообъединения в школе. Во-вторых, обеспечивать их качественными образовательными программами и консультационной поддержкой специалистов.

На мой взгляд, в школах легче всего реализовать программы по растениеводству, нежели животноводству. Есть множество культур, которые можно посадить прямо на пришкольном участке. Понадобятся минимальные ресурсы и оборудование – посадочный материал, удобрения, лопаты, перчатки, ведра. А если пришкольного участка нет, то ученики из сельской местности смогут проводить опытные работы на собственных приусадебных участках.

Если у учителя на руках будет готовая образовательная программа, а также ресурсы для ее реализации, такие кружки уже в ближайшие пару лет могут появиться в большинстве сельских школ. А благодаря проектному офису эта работа может быть систематизирована – у учителей будет доступ к качественным образовательным программам и консультациям экспертов.

Уверен, такая система допобразования школьников с агрокомпонентом – это способ повысить привлекательность агроотрасли среди учащихся школ и внести свой вклад в решение вопроса кадрового обеспечения сельского хозяйства.

На снимках: сбор картофеля на школьном участке в Кемеровской области; уборка урожая агроклассом в Татарстане.

Фото из архива “Школы юного агронома”.
9 декабря 2024
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях