– Константин Викторович, почему для многих школьников и студентов агроотрасль не кажется столь привлекательной для учебы и трудоустройства?
– Они просто с ней незнакомы, у школьников превалирует устаревшие представления о сельском хозяйстве. Наша задача – сформировать у школьников адекватное представление о современном сельском хозяйстве как о высокотехнологичной, динамично развивающейся, интересной и перспективной отрасли. И сделать это можно только при помощи массового внедрения в школах современной системы агрообразования.
Во времена СССР у нас в стране работало более 40 тыс. ученических производственных бригад, то есть практически каждая сельская школа проводила профориентационную работу в области сельского хозяйства. В некоторых учреждениях даже были трактора и комбайны, на которых старшеклассники учились работать.
В современной России этот опыт не прижился. Сейчас у нас не выстроена единая система аграрного школьного образования, а значит, у учителей нет инструментов для профориентации в области сельского хозяйства.
В итоге у школьников не формируется адекватное представление о современном сельском хозяйстве и многие абитуриенты выбирают сельскохозяйственные специальности, потому что агровузы воспринимаются ими как “поступательные”. Чтобы претендовать на бюджетное место, достаточно иметь совсем небольшие баллы ЕГЭ. В итоге выпускник школы относит документы в агровуз по остаточному принципу, когда понимает, что в другие вузы, скорее всего, поступить не сможет.
Новоявленные студенты уезжают в областные центры, учатся в агровузах около пяти лет и не возвращаются в родные села и деревни. В настоящий момент только порядка 40% выпускников идут работать на сельхозпредприятия.
Так из агроотрасли утекают кадры, которые могли бы занять рабочие
места. И не просто занять, а стать теми, кто двигает сельское хозяйство вперед.
– На ваш взгляд, как выстроить работу со школьниками и студентами, чтобы не потерять молодых профессионалов?
– Чтобы мотивировать абитуриентов поступать в агровузы осознанно и трудиться в отрасли, важно заинтересовать их сельским хозяйством со средних, а лучше с младших классов. Агродисциплины не входят в перечень основных школьных предметов, именно поэтому важно уделять внимание дополнительному образованию.
Многие технологически развитые страны, например Великобритания, активно прививают детям интерес к сельскому хозяйству, причем именно с помощью допобразования. Там создана система непрерывного агрообразования – от младших классов до выпускников.