Наконец, в рамках федпроекта “Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма” продолжим развивать туристическую инфраструктуру в национальных парках, а также обеспечивать особо охраняемые природные территории необходимой техникой, в том числе для борьбы с природными пожарами.
Президент поставил задачу создать до 2030 года во всех национальных парках инфраструктуру для экотуризма. За несколько лет поток посетителей наших уникальных заповедных зон вырос более чем в два раза: с 6 млн туристов в 2018 году до почти 16 млн только за десять месяцев текущего года. Но к 2030 году мы должны нарастить показатель до 20,6 млн человек. А это требует создания привлекательных условий для отдыха людей.
Инвестиции в экологический туризм приносят прямой доход регионам. При правильной организации такой вид отдыха способствует развитию малого и среднего бизнеса, созданию рабочих мест.
Подчеркну, что новый нацпроект является продолжением практик и инициатив, реализуемых с 2018 года в рамках нацпроекта “Экология”. Для реализации комплекса его мероприятий правительством предусмотрено выделение больше 800 млрд рублей до 2030 года.
– Одна из составляющих нацпроекта “Экология” – ликвидация объектов накопленного вреда. Многие из этих объектов являются результатом работы закрытых предприятий. Будут ли разрабатываться меры по стимулированию действующих предприятий к проведению “зачистки” и недопущению образования таких объектов?
– Нормативная база в этой сфере все время совершенствуется. Совсем недавно (закон вступил в силу в сентябре 2022 года) появилась норма о персональной ответственности собственников за работу опасных производств, которая обязывает их владельцев ликвидировать нанесенный природе вред.
Сейчас предприятия вырабатывают новые стратегии развития с учетом измененного законодательства. В частности, необходимо разработать финансово обеспеченный план мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на природу не позднее чем за пять лет до конца срока эксплуатации объекта. В противном случае предусмотрен компенсационный платеж.
Кстати, сейчас Росприроднадзор и Роспотребнадзор проводят обследование и оценку воздействия ранее выявленных объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда. Уже обследовано и оценено более 970 таких объектов. Самые опасные, как я сказал, будем ликвидировать в первоочередном порядке в рамках федерального проекта “Генеральная уборка”.
– Регионам до конца октября ставилась задача завершить подготовку “дорожных карт” формирования инфраструктуры по обращению с коммунальными отходами. Справились ли субъекты? Предполагается ли, что для мероприятий этих “дорожных карт” должны быть определены источники финансирования и какова цель этих “дорожных карт”?
– “Дорожные карты” – это, конечно, не самоцель. Главное – своевременное появление инфраструктуры для качественного обращения с отходами. Тем не менее “дорожные карты” призваны закрепить на уровне регионов и верифицировать на федеральном уровне планы выхода каждого субъекта на соответствующий требованиям уровень качества работы по обращению с ТКО.
Помимо перспективных задач по строительству и реконструкции инфраструктуры по обращению с ТКО, нельзя забывать, что есть и задачи текущие. Это обеспеченность контейнерными площадками, самими контейнерами и спецтехникой. Обеспечение устойчивой работы региональных операторов.
К сожалению, здесь еще многое предстоит улучшить. Безусловно, с момента запуска реформы обращения с отходами пять лет назад сделано многое.
Но уровень организации работы в сфере обращения с отходами иллюстрируется тем, что люди каждый день видят у себя во дворах. Если мусор вовремя не вывезли, никакие отчеты операторов не изменят мнения граждан.
На сегодня до половины регионов по каждому перечисленному направлению нуждаются в перезапуске работы.
Очевидно, что справиться им необходимо не с составлением планов, а с их оперативной и качественной реализацией.
Конечно, мы не оставляем регионы один на один со сформированными планами. Даем импульс, чтобы каждый субъект внес свой вклад в достижение соответствующей национальной цели.
– С учетом масштаба поставленных целей могут ли помочь решению задачи по переработке мусора институты развития, частный капитал?
– За пять лет фактически нужно удвоить количество обрабатываемого мусора и снизить объем полигонного захоронения. Отрасль активно развивается, за последние пять лет создано более 272 новых инфраструктурных объектов.
Через пять лет таких объектов будет не менее 400 – появится свыше 100 новых мусороперерабатывающих и мусоросортировочных заводов.
Для ускорения достижения результатов по вводу данной инфраструктуры создан финансовый инструмент – “зеленые” инфраструктурные облигации. Также предусмотрен механизм финансирования капитального гранта по концессионным соглашениям регионов.
Кроме того, правительство реализует меры поддержки инвестпроектов в области создания объектов инфраструктуры обращения с ТКО. Предусмотрели возможность федерального субсидирования вплоть до 95% стоимости строительства или реконструкции таких объектов для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью.
– Еще одно направление вашей работы – курирование агропромышленного комплекса (АПК). Эта отрасль также получила свой национальный проект – “Технологическое обеспечение продовольственной безопасности”. Зачем он понадобился?
– Национальный проект – это инструмент. В агропроме предстоит увеличить общий объем производства продукции на 25%, а поставки за рубеж – на 50% по сравнению с уровнем 2021 года.
Инвестиции в основной капитал агропредприятий должны вырасти на 12,2% в сельском хозяйстве и на 20,6% – в пищевой и перерабатывающей промышленности по сравнению с уровнем 2020 года.
И, конечно, необходимо обеспечить технологическую независимость отрасли.
Для достижения поставленных целей в приоритетном порядке будем решать вопросы развития селекции и генетики, чтобы получать свои сорта и гибриды, которые востребованы для новых урожаев и в животноводстве. Необходимо наладить выпуск отечественных ветеринарных препаратов, средств защиты растений и добавок. Увеличить производство отечественной сельхозтехники и оборудования.
Помимо инструментов нацпроекта, мы также продолжим применять и хорошо себя зарекомендовавший механизм инвестиционных квот на вылов биоресурсов для обновления рыбопромыслового флота.
Подчеркну, что сегодняшние результаты агропрома во многом стали возможны благодаря формированию благоприятных условий для аграриев и их партнеров в смежных отраслях. В стране ежегодно производятся необходимые объемы сырья для внутренних потребностей, что способствует и динамичному развитию экспорта. Сегодня наша страна – ведущий поставщик на внешние рынки многих продовольственных товаров.
– Одно из направлений работы Минсельхоза – это создание комфортных условий жизни людей в сельской местности. Оно реализуется через государственную программу “Комплексное развитие сельских территорий”. Как вы оцениваете ее результаты на данный момент?
– Сегодня в агропромышленном комплексе работают около 6 млн человек, преимущественно сельских жителей.
Среди всех реализуемых госпрограмм “Комплексное развитие сельских территорий” занимает первое место по эффективности. Результаты говорят сами за себя: к концу года количество построенных и модернизированных объектов превысит 5 тыс. Всего за годы ее реализации улучшили жилищные условия свыше 185 тыс. семей.
Мы работаем над совершенствованием механизмов господдержки по формированию и ускоренному развитию сети опорных населенных пунктов. Реализация этих планов позволит более системно и комплексно подходить к развитию конкретных территорий не только в рамках нашей госпрограммы, но и за счет ресурсов других отраслевых государственных программ.
Наш главный ресурс – команда профессионалов, работающих на селе, и основная задача – обеспечить их карьерное сопровождение. Для этого выстраивается бесшовная траектория подготовки кадров буквально со школы до работодателя.
Одним из инструментов этой модели являются агротехнологические классы. С каждым годом их становится все больше: ожидаем, что их количество к 2030 году достигнет 18 тыс.
На создание и обеспечение кадрами предприятий АПК будет направлен федеральный проект “Кадры в АПК”, который стартует с 2025 года. Его реализация позволит укомплектовать кадрами предприятия отрасли на уровне не менее 95%.
– Какие меры поддержки сельхозпроизводителей показали наибольшую эффективность? Насколько результативна программа льготных кредитов аграриям и нуждается ли она в переформатировании? Рассматриваются ли особые программы поддержки сельхозпроизводителей для четырех новых регионов страны?
– Самой востребованной мерой является льготное кредитование. Ежегодно растет число предприятий, воспользовавшихся этим механизмом. Если в 2017 году, когда он только стартовал, охват составлял 5 тыс. заемщиков, то в 2021 году превысил 12 тыс., а в 2023 году достиг почти 16 тыс.
Несмотря на высокую ключевую ставку, нам удалось сохранить льготные ставки для заемщиков. Мы привязали размер ставки для заемщика к ключевой ставке с одновременным снижением субсидирования банков. Теперь кредиты предоставляются по ставкам от 1 до 12,5% годовых, а также от 1 до 8,3% годовых для малых форм и участников Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы и по отдельным направлениям. Среди них – традиционно селекция и генетика, а также тепличные комплексы в Сибирском и Дальневосточном округах и Калининградской области, овцеводческие комплексы на Северном Кавказе.
В новых регионах аграрии на системной основе получают все необходимые меры господдержки. В прошлом году для них стал доступен и механизм льготного кредитования с процентной ставкой от 0,01 до 3% на срок до года. Это позволяет получать оборотные средства для проведения сезонных полевых работ, закупки сырья и материалов
Сейчас выдачу кредитов в новых регионах осуществляют пять банков, скоро присоединится еще один.