Был в истории предприятия период – с начала 60-х до середины 90-х годов, – когда зерно не экспортировали, а покупали за границей. Тогда в Советском Союзе были неурожаи. В Калининградский порт привозили пшеницу и ячмень и размещали их на элеваторе в ожидании вагонов, которые развозили зерно по различным регионам страны.
Современный этап развития предприятия
Несмотря на свой почтенный возраст, Портовый элеватор смело шагнул в новое тысячелетие. Калининградская область продолжила экспортировать российское зерно, лен, кукурузу и масличные культуры, и услуги зернового терминала по-прежнему оставались востребованными.
– В 2002 году мы перевалили на экспорт рекордные 350 тыс. тонн зерна. Работали не покладая рук, держались на энтузиазме, максимально использовали имевшиеся технические возможности элеватора и активно проводили модернизацию оборудования, – вспоминает Андрей Корнилов.
До 2018 года включительно экспорт зерновых через порт Калининграда значительно превосходил уровень их производства в области, что обеспечивалось за счет завоза зерна из других регионов России.
Однако в 2019 году экспорт сократился почти в три раза из-за снижения ставок перевалки в глубоководных портах Азово-Черноморского бассейна, прежде всего в порту Новороссийск. Конкурентоспособность калининградских экспортеров в значительной степени снизилась.
Сейчас в Калининградской области активно развивается сельское хозяйство. Регион занимает первое место по производству зерновых и зернобобовых культур в Северо-Западном федеральном округе: за последние пять лет собрано более 3,4 млн тонн зерна, или почти 60% от валового сбора зерновых в СЗФО. Основная культура – пшеница, доля которой в объеме производства варьируется от 65% до 74%, если брать данные за последние пять лет.
Согласно информации Росстата, Калининградская область обладает устойчивым профицитом зерна: в последние три года он стабильно превышает 300 тыс. тонн и обеспечивает активный экспорт зерна из региона.
И элеватор стремится соответствовать современным потребностям российского аграрного рынка. На предприятии прошла серьезная модернизация: экспортные галереи оснастили новыми конвейерными лентами, расширили производственные площадки, два здания элеватора соединили тоннелем. Если еще четыре года назад скорость погрузки зерна на судно составляла 1500 тонн в сутки, то сейчас – 3000.
Увеличились и возможности выгрузки вагонов: элеватор № 1 способен принимать 12 вагонов, элеватор № 3–8. Кроме того, предприятие может одновременно осуществлять и погрузку зерна на судно, и приемку зерна из вагонов и автотранспорта.
Производственная лаборатория предприятия, оснащенная самым современным оборудованием, обеспечивает тщательный входной контроль и контроль при формировании судовой партии. С помощью инфракрасных анализаторов производится экспресс-анализ, позволяющий оценить качество привезенного зерна. Более того, элеватор предоставляет клиентам, компаниям-экспортерам, готовые решения в калининградском порту, такие как экспедирование грузов, агентирование и фрахтование судов.
Создавать новое, сохраняя старое
Портовый элеватор имеет статус объекта культурного наследия, поэтому все работы по модернизации экспортного зернового терминала проходят под девизом: “Создавать новое, сохраняя старое”.
Исторические артефакты на предприятии берегут и поддерживают в рабочем состоянии. Так, до сих пор исправно работают опрокидывающиеся весы бункерного типа фирмы Chronos Werk, славящиеся своей точностью. Современный ритм работы не позволяет использовать их сейчас по прямому назначению: они медлительны, да и сложны в обслуживании. Поэтому их заменили новыми тензометрическими электронными весами. А старинные Chronos передали в дар Музею Мирового океана, но оставили на элеваторе, чтобы всегда ощущать ход Времени (chronos – др.-греч. “время”).