Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
100 лет под сенью «Хроноса»
Самый западный портовый элеватор России отметил вековой юбилей
Самый западный портовый элеватор России отметил вековой юбилей

Портовый элеватор – одно из самых узнаваемых зданий Калининграда – уже давно стал символом и города, и области: на туристических открытках его изображение соседствует с парусником “Крузенштерн”, другой известной достопримечательностью края. Однако элеватор – больше чем просто объект культурно-исторического наследия. Это действующее предприятие, которое на протяжении ста лет вносит важный вклад в экономику региона и находится в авангарде его зернового экспорта.
Первый балтийский зерновой хаб начала XX века

К началу XX века на торговлю зерном приходилось 75% общего внешнеторгового баланса Кенигсберга, а объем вывоза достигал 450 тыс. тонн в год. Город остро нуждался в новых портовых мощностях и современных складских помещениях, чтобы эффективно справляться с увеличивающимся экспортом, который стал ключевым источником дохода. Поэтому было решено построить новый порт за городом, на заливных лугах реки Преголи. Строительные работы продолжались с 1920 по 1924 год.

Якорным объектом инфраструктуры нового порта стал элеватор, который задумывался как самый большой зерновой амбар мира и представлял собой комплекс зданий, включающий Башенный и групповой склады. Проекты порта и элеватора разработал талантливый инженер Корнелиус Кучке.

Поскольку портовую инфраструктуру и сооружения предстояло возводить на болотистой местности (река Преголя во время полноводья затапливает прибрежные территории), архитектор применил самые инновационные на тот момент решения. Для начала заложили прочный фундамент: в почву забили почти 6 тыс. деревянных свай высотой 10–15 метров каждая (кстати, сырье для них привезли из Беловежской пущи). Сверху уложили массивную железобетонную плиту, которая взяла на себя вес и здания, и хранящегося зерна. Остов элеватора спроектирован как каркасная конструкция из железобетонных опор и балок, горизонтальную жесткость которой придают железобетонные плиты, делящие здание на этажи.

Здесь стоит отметить, что монументальность элеватора только кажущаяся. Дело в том, что зерновая пыль может взрываться (ей даже присвоен третий класс опасности по токсичности и пожаровзрывоопасности), а следовательно, внешняя конструкция здания должна быть легкосбрасываемой, то есть такой, которая при взрыве быстро разрушится, образуя открытые проемы для сброса избыточного давления и предотвращая полное разрушение. Именно поэтому стекла в окнах просто приклеены, а толщина стен – один кирпич.

До начала Второй мировой войны суда с зерном отправлялись от причалов кенигсбергского элеватора во многие страны мира, в том числе в Южную Америку. Мощности комплекса позволяли размещать и переваливать до 300 тыс. тонн зерна в год, а выгодное расположение в центре Европы, в незамерзающем порту Балтийского моря, способствовало тому, что элеватор стал первым зерновым хабом начала XX века. Причем основным поставщиком зерна была Россия.
Вся мощь элеватора – внутри

Посетители элеватора неизменно поражаются тому, насколько продуманно все устроено. Необходимое для приема зерна оборудование находится в подвальном помещении, расположенном на полтора метра ниже уровня моря. Гидроизоляция сделана настолько качественно, что за сто лет эти помещения ни разу не затапливало – даже во время сильных наводнений.

Транспортировка и обработка зерна происходят с помощью автоматизированных механизмов: горизонтальное перемещение осуществляется по транспортерам, а вверх зерно поднимается по нориям (вертикальным транспортерам).

При работе с зерном всегда возникает много пыли, поэтому на элеваторе установлена вентиляция, или аспирационная система, которая эффективно устраняет зерновую пыль и позволяет свободно дышать во всех помещениях, в том числе подвальных.

Система бетонных силосов (объемом до 1000 тонн) обеспечивает индивидуальное хранение различных видов зерна, отличающееся от традиционного однородного хранения. Кроме того, бетонные силосы обладают высоким уровнем теплоизоляции, что позволяет поддерживать в них постоянную температуру, а значит, пшеница и другие зерновые отлично сохранятся на протяжении длительного времени. Именно поэтому элеватор до сих пор остается одним из лучших с точки зрения условий хранения зерна.

Возрождение после войны

России элеватор достался в качестве военного трофея, когда по решению Потсдамской конференции 1945 года территория бывшей Восточной Пруссии со столицей в Кенигсберге вошли в состав Советского Союза. По невероятной случайности элеватор избежал разрушения во время массированных бомбардировок Кенигсберга и не был взорван фашистами при отступлении. Единственное напоминание о войне – заделанные следы от снарядов на одной из стен.

В 1945 году по итогам проведенной инспекции промышленных предприятий города эксперты заключили, что три портовых элеватора (третий был построен в 1942 году) находятся в исправном состоянии и готовы к эксплуатации.

– В конце 40-х и в 50-е годы элеватор работал с полной отдачей, – рассказывает советник генерального директора по проектам АО “Портовый элеватор” Андрей Корнилов. – На предприятии трудилось свыше 300 человек, в том числе переселенцы, которые приехали поднимать новую область страны. Старожилы вспоминали: работы было столько, что люди не успевали пообедать.
Был в истории предприятия период – с начала 60-х до середины 90-х годов, – когда зерно не экспортировали, а покупали за границей. Тогда в Советском Союзе были неурожаи. В Калининградский порт привозили пшеницу и ячмень и размещали их на элеваторе в ожидании вагонов, которые развозили зерно по различным регионам страны.

Современный этап развития предприятия

Несмотря на свой почтенный возраст, Портовый элеватор смело шагнул в новое тысячелетие. Калининградская область продолжила экспортировать российское зерно, лен, кукурузу и масличные культуры, и услуги зернового терминала по-прежнему оставались востребованными.

– В 2002 году мы перевалили на экспорт рекордные 350 тыс. тонн зерна. Работали не покладая рук, держались на энтузиазме, максимально использовали имевшиеся технические возможности элеватора и активно проводили модернизацию оборудования, – вспоминает Андрей Корнилов.

До 2018 года включительно экспорт зерновых через порт Калининграда значительно превосходил уровень их производства в области, что обеспечивалось за счет завоза зерна из других регионов России.

Однако в 2019 году экспорт сократился почти в три раза из-за снижения ставок перевалки в глубоководных портах Азово-Черноморского бассейна, прежде всего в порту Новороссийск. Конкурентоспособность калининградских экспортеров в значительной степени снизилась.

Сейчас в Калининградской области активно развивается сельское хозяйство. Регион занимает первое место по производству зерновых и зернобобовых культур в Северо-Западном федеральном округе: за последние пять лет собрано более 3,4 млн тонн зерна, или почти 60% от валового сбора зерновых в СЗФО. Основная культура – пшеница, доля которой в объеме производства варьируется от 65% до 74%, если брать данные за последние пять лет.

Согласно информации Росстата, Калининградская область обладает устойчивым профицитом зерна: в последние три года он стабильно превышает 300 тыс. тонн и обеспечивает активный экспорт зерна из региона.

И элеватор стремится соответствовать современным потребностям российского аграрного рынка. На предприятии прошла серьезная модернизация: экспортные галереи оснастили новыми конвейерными лентами, расширили производственные площадки, два здания элеватора соединили тоннелем. Если еще четыре года назад скорость погрузки зерна на судно составляла 1500 тонн в сутки, то сейчас – 3000.

Увеличились и возможности выгрузки вагонов: элеватор № 1 способен принимать 12 вагонов, элеватор № 3–8. Кроме того, предприятие может одновременно осуществлять и погрузку зерна на судно, и приемку зерна из вагонов и автотранспорта.

Производственная лаборатория предприятия, оснащенная самым современным оборудованием, обеспечивает тщательный входной контроль и контроль при формировании судовой партии. С помощью инфракрасных анализаторов производится экспресс-анализ, позволяющий оценить качество привезенного зерна. Более того, элеватор предоставляет клиентам, компаниям-экспортерам, готовые решения в калининградском порту, такие как экспедирование грузов, агентирование и фрахтование судов.

Создавать новое, сохраняя старое

Портовый элеватор имеет статус объекта культурного наследия, поэтому все работы по модернизации экспортного зернового терминала проходят под девизом: “Создавать новое, сохраняя старое”.

Исторические артефакты на предприятии берегут и поддерживают в рабочем состоянии. Так, до сих пор исправно работают опрокидывающиеся весы бункерного типа фирмы Chronos Werk, славящиеся своей точностью. Современный ритм работы не позволяет использовать их сейчас по прямому назначению: они медлительны, да и сложны в обслуживании. Поэтому их заменили новыми тензометрическими электронными весами. А старинные Chronos передали в дар Музею Мирового океана, но оставили на элеваторе, чтобы всегда ощущать ход Времени (chronos – др.-греч. “время”).
А еще на предприятии с прежних времен остались окна, двери, дверные ручки. Каждый посетитель Портового элеватора может через прикосновение прочувствовать дух Времени.

– Очень важно сохранить историю элеватора, передать ее потомкам. Но в то же время важно привносить новшества, которые повышают производительность предприятия и качество оказываемых услуг, – говорит генеральный директор и акционер АО “Портовый элеватор” Елена Зайцева.

Вековые бетонные силосы оснастили новейшей системой термометрии. Теперь с помощью компьютера можно следить за тем, какая температура на каждом уровне, не греется ли зерно, не изменились ли его качественные показатели.

Самое главное достояние – люди

Стабильность, постоянные клиенты, надежные партнеры, профессионализм сотрудников, компетентное руководство – все это составляющие успешной деятельности АО “Портовый элеватор”. Но главное достояние предприятия – люди. За вековую историю здесь сложилась не одна трудовая династия и кадровый костяк старожилов, отработавших на элеваторе по 35–40 лет.

На празднование 100-летнего юбилея элеватора и для чествования сотрудников – как бывших, так и действующих – прибыла представительная делегация руководителей АО “ОЗК”, головной компании Группы ОЗК, в которую входит АО “Портовый элеватор”.

– Для работников предприятия мы организовали праздничное мероприятие, на котором представили историческую летопись Портового элеватора. В адрес работников прозвучало много слов благодарности за доблестный труд от руководства и министерства сельского хозяйства Калининградской области, – говорит Елена Зайцева и добавляет, что предприятие планирует создать “Галерею славы”, где разместят портреты лучших работников.

В честь 100-летия Портового элеватора Балтийскую зерновую ассамблею – ключевой форум агропромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа – было решено провести не в Санкт-Петербурге, как обычно, а в Калининграде. На форум, организованный аналитическим агентством “ПроЗерно”, приехали делегаты со всей страны и из Казахстана. Они обсудили последние достижения и тенденции в отечественном агропромышленном комплексе, перспективы развития зернового рынка России и мира, возможности экспорта зерна в сложный период мировых вызовов, а также обменялись опытом и установили деловые контакты. Группа ОЗК стала генеральным партнером мероприятия.

Участникам и гостям Балтийской зерновой ассамблеи предоставили уникальную возможность увидеть изнутри производственный комплекс элеватора-юбиляра, посетить учебное парусное судно “Крузенштерн”, пришвартованное у причала элеватора, совершить виртуальную прогулку-экскурсию по предприятию и поприветствовать парад кораблей Портфлота, который организовал Калининградский филиал ФГУП “Росморпорт”.

В адрес Портового элеватора было сказано много добрых слов официальными лицами и гостями мероприятия. Работники элеватора верят: предприятие живет, пока через него проходит живая материя – зерно. Поэтому главным пожеланием в честь юбилея были слова: “Да не иссякнет на Портовом элеваторе поток зерна!”
24 ноября 2024
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях