– Отрасль показывает хорошие результаты, при этом на рынке фиксируется рост цен на отдельные продукты, в частности на сливочное масло. С чем это связываете и что предпринимаете для стабилизации ситуации?
– В условиях рыночной экономики все зависит от баланса спроса и предложения, а это всегда переменные значения. Наша главная задача здесь как регулятора – не допускать резких скачков цен. Для этого у нас есть широкий набор инструментов, которые мы при необходимости используем. По маслу ситуация абсолютно понятная. На фоне роста доходов населения в этом году значительно вырос спрос, и, хотя производство сливочного масла у нас стабильное, на рынке образовался определенный временный дисбаланс. Основная задача здесь – наращивать производство сырого молока, и мы ежегодно это делаем. Например, в прошлом году объем увеличился на 800 000 т. В этом году положительная динамика сохраняется, а к 2030 г., как я уже сказала, у нас еще более серьезные планы. В том числе мы стремимся к достижению целевого показателя самообеспеченности по молоку и молокопродуктам. Но тут нужно понимать, что есть определенный производственный цикл, требующий времени. Поэтому, чтобы оперативно решить вопрос с маслом в моменте, расширяем его импорт из дружественных стран. В частности, открыли поставки из Индии, Ирана, Турции, которые являются крупными экспортерами этой продукции. В текущем году импорт масла вырос на 20%. Рассчитываем, что это охладит рынок и позволит в ближайшее время стабилизировать ценовую ситуацию.
При этом, конечно, значительное давление на цены оказывает рост себестоимости, который идет по всем направлениям. Дорожает логистика, упаковка и другие составляющие. Кроме того, у нас одни из самых высоких темпов роста зарплат в экономике, и это тоже оказывает влияние на ценообразование. Еще один важный фактор – доступность кредитов. Льготное кредитование в АПК исторически является главным стимулом инвестиционного развития, и повышение ключевой ставки существенно ограничивает этот инструмент. Тем не менее будем работать над тем, чтобы инвестиции в отрасль не снижались, а бизнес продолжал развиваться и наращивать производственные мощности, чтобы рынок был в полной мере обеспечен продовольствием. Именно это наша основная цель.
“Надо брать за руку небольшого поставщика и выводить на внешний рынок”
– Насколько в плане экспорта перспективен рынок СНГ для наращивания объемов поставок?
– Здесь мы уже занимаем достаточно высокую долю, поэтому задача, скорее, сохранить ее. Объемы поставок на недружественные рынки, конечно, снизились из-за введения различных пошлин. Хотя, как мне кажется, поставки продуктов питания – это исключительно гуманитарная сфера.
– В мае в презентации Минсельхоза был указан плановый объем экспорта за 2024 г. в денежном выражении – $45 млрд. Удастся его достигнуть?
– По данным на 27 октября, Россия экспортировала продуктов питания на $33,2 млрд, в натуральном выражении – 87,3 млн т. То есть рост к прошлому году в тоннаже – 5,4 млн т. Но цены, в том числе на пшеницу, очень низкие. Отсюда просадка в деньгах. Нужно понимать, что имеют место манипуляции. Например, мы видим, что происходит на Чикагской бирже (Chicago Mercantile Exchange – одна из крупнейших и наиболее диверсифицированная товарно-сырьевая биржа. – “Ведомости”) в США. Выходит, у них какой-то отчет, после которого цены резко идут вниз без фундаментальных причин. В деньгах сложно дать прогноз – все будет зависеть от мировых цен. Но для нас главное – продажи в натуральном выражении. Базовые экспортные продукты – зерновые, масла, рыба.
– То есть именно они обеспечат рост до 2030 г.?
– Есть небольшие по объемам экспортные продукты, где заложен серьезный рост. Например, мука. Ее продается всего 1,5 млн т в год, к концу 2030 г. хотим продавать 2 млн т. Растут поставки молочной продукции, мяса. Мы пересматриваем подходы к увеличению экспорта. Если в последние шесть лет рост происходил за счет тех самых базовых продуктов, то теперь упор будет на нишевые, которых очень много. Условно, будем брать за руку небольшого поставщика и выводить его на внешний рынок.
– Есть ли экспортные рынки, где ставятся конкретные цели по наращиванию поставок до 2030 г.? Страны Африки, например?
– Сегодня Россия экспортирует сельхозпродукцию в 160 стран мира. В том числе это государства Африки. Туда поставляются все базовые продукты. Есть перспективы увеличения поставок с учетом региональной специфики. Мы ведем переговоры с несколькими африканскими странами о пилотной поставке семян. Есть культуры, которые мы выращиваем в России, – кукуруза, например. Но есть и менее востребованные в нашей стране, такие как сорго (травянистое растение семейства злаковых. – “Ведомости”). У нас площади выращивания небольшие, а для Африки это одна из ключевых культур, и мы можем предложить высокопродуктивные семена. Для ее производства можно также поставлять удобрения и недорогую сельхозтехнику. Планируем поставлять и более сложные продукты – например, корма для животных. То есть нужно подстраиваться под потребности конкретной страны. Видим перспективы расширения поставок за рубеж вакцин для АПК, особенно от опасных заболеваний племенного скота. Потенциальный экспортный рынок – все страны глобального Юга.
– Как вы оцениваете эффективность применения механизма экспортной квоты на вывоз зерна?
– Механизм эффективен, к нему все привыкли. Но мы его, конечно, донастраиваем. В прошлом году, напомню, квота была 25,5 млн т, на 2024 г. ее увеличили еще на 4 млн т. Но она была выбрана лишь на 76%. Те, кто не выбирает квоты, будут штрафоваться, т.е. их квота на 2025 г. будет пропорционально снижаться через поправочный коэффициент. В этом году уже опробовали механизм дополнительной квоты. Также ранее выделяли отдельную квоту для Дальнего Востока. Возможно, мы вернемся к этой практике.
– Как стимулировать экспорт рыбы – одного из ключевых экспортных продуктов, который с января по август просел на 13%?
– Падение связано в том числе с усложнением доступа к ключевым экспортным рынкам (закрытие рынка США и введение пошлин для российской продукции в ЕС и Великобритании. – “Ведомости”). Задача поиска сбыта на других рынках сложная, и наши рыболовы активно ее решают. В следующем году будем стараться восстановить объемы экспорта. Кроме того, есть планы по увеличению потребления рыбной продукции внутри страны.
“Если трактор дорожает с 12 млн до 18 млн руб. – это не очень хорошо”
– Железнодорожники справляются с вывозом экспортных объемов?
– В целом у сельхозгрузов высокий приоритет в перевозке. Отдельно скажу, что у нас есть субсидии для снижения стоимости транспортировки сельскохозяйственной продукции. В проекте бюджета на 2025–2027 гг., подготовленном к первому чтению в Госдуме, заложено 6,3 млрд руб. на будущий год, ко второму чтению мы ожидаем, что добавят еще 2 млрд руб., т.е. объем субсидии составит 8,3 млрд руб.
– Отечественные производители сельхозтехники жалуются на засилье конкурентов из Китая и ценовой демпинг с их стороны. Как вы оцениваете текущую обеспеченность аграриев техникой?
– Предприятия АПК техникой обеспечены, в том числе благодаря программам льготного финансирования – это льготные кредиты и лизинг. Сегодня у аграриев около 575 000 тракторов и комбайнов, преимущественно это российская и белорусская техника.
Но хочу обратить внимание на опережающий рост цен на отечественные машины. Если в 2020 г. трактор “Ростсельмаша” в среднем стоил более 12 млн руб., а в 2023 г. уже 18 млн руб., то это не очень хорошо. В целом Минсельхоз поддерживает идею продвижения отечественной продукции. Однако постановление 1432 (о выделении субсидий машиностроителям для предоставления скидок в 10–15% на сельхозтехнику. – “Ведомости”) в его нынешнем виде, на наш взгляд, непрозрачно и неэффективно. Ничто не мешает производителю поднять цены ровно на размер скидки, чтобы потом получить эту субсидию. Считаем, что суммы, заложенные на программу 1432, необходимо перебросить на другие программы поддержки спроса, о которых я сказала выше. И закрепить законодательно их целевой характер – зафиксировать, что субсидия может быть потрачена только на покупку отечественной сельхозтехники. Сейчас обсуждаем такой вариант с Минпромторгом, и с их стороны есть понимание. В целом современная российская техника достаточно хорошая и конкурентоспособная. Например, на выставке “Золотая осень – 2024” был представлен отечественный опрыскиватель вдвое дешевле китайского аналога и при этом не уступающий по эффективности самым лучшим моделям.
– Текущие ставки для аграриев по льготным программам на приобретение техники уже выросли почти вдвое к прошлому году до 11%. Эффективны ли они?
– Они привязаны к ключевой ставке Банка России, отсюда такой серьезный рост. С учетом того, что покупка техники по коммерческим ставкам, приближающимся к 25% годовых, вряд ли возможна, льготные программы остаются привлекательными. Для стимулирования спроса мы сохранили льготные условия поставок техники и оборудования через “Росагролизинг”. Все условия льготного лизинга остались неизменными. Мы выделили дополнительно на эту программу 1 млрд руб. Как результат, почти 17 000 единиц техники и оборудования на сумму 106 млрд руб. уже поставлено аграриям в этом году. Рост к аналогичному периоду прошлого года – 4700 единиц и 30 млрд руб.
“При сдельной оплате можно зарабатывать до 200 тысяч рублей”
– В прошлом году отрасль, по данным Минсельхоза, покинуло около 200 тысяч человек. Улучшилась ли ситуация в этом году?
– В целом в отрасли сегодня трудится около 6 млн человек. Частично недостаток рабочих рук компенсируется за счет повышения производительности труда, которая за последние 10 лет выросла на 54%. Сельское хозяйство остается лидером по этому показателю в стране. В том числе благодаря механизации и автоматизации.
Но существенно уменьшить потребность в людях в сельском хозяйстве невозможно. Привлекать в отрасль новые рабочие руки трудно, но постепенно ситуация меняется за счет улучшения условий труда. Только за прошлый год зарплаты выросли в среднем по отрасли на 16,5%, в этом году средняя зарплата достигла 60 000–70 000 руб. Хотя при сдельной оплате труда, на которую переходят все крупные агрохолдинги, базовые сотрудники (овощеводы, механизаторы, переработчики) могут зарабатывать до 200 000 руб. в месяц. Крупный бизнес также стал понимать, что условия труда – важнейшая составляющая для привлечения кадров. Поэтому работа в современных агрокомплексах куда более комфортна, чем 5–7 лет назад.
– Какие еще стимулы нужны для привлечения сотрудников, в первую очередь молодежи, в сельскую местность?
– Базовое – это комфортное жилье. В этом плане хорошо работает сельская ипотека, а также программа строительства и приобретения жилья по договорам найма (реализуется в рамках госпрограммы комплексного развития сельских территорий. – “Ведомости”). Программа найма дает возможность работникам всех сфер занятости, проживающим на сельских территориях, приобрести жилье за 10% от стоимости через пять лет и за 1% – через 10 лет. Она предусматривает софинансирование при строительстве и приобретении ИЖС, многоквартирных домов, малоэтажных жилых комплексов для сотрудников сельхозпредприятий. За время ее действия с 2020 г. уже построено более 220 000 кв. м жилья для 3900 семей. На это направлено из бюджета свыше 10 млрд руб., мы увеличиваем финансирование программы. На 2025 г. заложено 3,4 млрд руб., а потребность мы оцениваем в 14 млрд руб. ежегодно.
– Нужно ли менять имидж сельского хозяйства? Сегодня молодежь зачастую считает работу в отрасли непрестижной.
– Бытует ошибочное мнение, оставшееся со времен 1990-х, что в сельском хозяйстве все развалено. Но это заблуждение. Сегодня наша отрасль – одна из самых технологичных, наукоемких и активно развивающихся. Мы ставим перед собой задачу популяризировать сельское хозяйство, чтобы все жители нашей страны знали о достижениях отечественных аграриев, а их труд пользовался заслуженным уважением. Будем работать над тем, чтобы донести тезис: нашей отраслью можно и нужно гордиться, потому что она кормит нашу большую страну.
Кроме того, в аграрном секторе масса возможностей для успешной карьеры и самореализации. В результате сегодня все больше молодых людей выбирают для себя жизнь на сельских территориях и работу в АПК – на современных предприятиях с комфортными условиями.
Сейчас мы работаем над созданием системы подготовки кадров – от школы (агроклассы) через среднее профессиональное (колледжи, техникумы) и высшее образование до непосредственно работодателя. Здесь наиболее трудоемкая работа предстоит с сельскими малокомплектными школами, где преимущественно формируются будущие кадры. Мы это будем делать совместно с Минобрнауки и Минпросвещения.
Такой подход в том числе помогает детям и их родителям сразу видеть четкие перспективы на будущее и понимать, что специалист АПК – это интересная и востребованная профессия. А мы со своей стороны поддержим молодого человека на всех этапах, чтобы он мог максимально реализовать себя в нашей отрасли.