После заявления министра финансов Силуанова о возможном повышении ставок ассоциация дилеров АСХОД написала письмо главе ЦБ Набиуллиной c предупреждением, что увеличение платежа повлечет повышение цен на каждом этапе производства сельхозпродукции, что в конечном итоге приведет к росту себестоимости производства продуктов питания.
Ранее Банк России в своем докладе отмечал, что рост ставок утильсбора на автомобили будет разгонять инфляцию в стране. В случае с сельхозпроизводством ситуация еще острее. Продолжающийся рост цен на продукты питания – головная боль не только ЦБ, но и Минсельхоза, и всего правительства. О недопустимости разгона продовольственной инфляции не раз говорил и президент. А тут как раз готовится тот инструмент, который и будет разгонять ее. Мнение ЦБ по данному вопросу действительно интересно.
Как и в начале года, дежурно говорится, что повышение ставок затронет только ту технику, аналоги которой производятся в стране, но каждый аграрий знает, что это не так. В России отсутствует производство тракторов мощностью свыше 340 л.с. классической компоновки, а существующие прототипы будут запущены в серию не ранее 2026 года. При этом именно такая техника востребована в ряде направлений, таких как картофелеводство, поэтому картофелеводы сейчас полностью зависят от иностранных тракторов. Напомним, картофель стал самым подорожавшим продуктом за последний год, а повышение утильсбора взметнет цены до небес.
В письме дилеры также предупреждают, что в случае повышения ставок часть организаций, от которых сейчас зависит поддержание в рабочем состоянии огромного парка иностранной техники в полях, могут обанкротиться и уйти с рынка. Техника останется без поддержки и запчастей, а депрессия в агросекторе усилится.
Уровень раздражения в отрасли зашкаливает. Экспортная пошлина, сокращение господдержки и погодные катаклизмы мощно подкосили устойчивость сельхозпроизводителей. На этом фоне постоянная угроза повышения утильсбора на технику вызывает у участников рынка недоумение. Аграрии смотрят на Минсельхоз в надежде найти понимание и поддержку, но в ведомстве пока многозначительно молчат. А Минпромторг, понимая резонансность и социальную значимость вопроса, не хочет обсуждать его на открытых площадках, предпочитая кулуарный формат.