Самое передовое, высокотехнологичное оборудование и техника были представлены в экспозиции салона. Блестящие, новенькие и яркие машины возвышались в павильоне. Огромные комбайны, сеялки и опрыскиватели были недоступны как в своем величии, так и во всем другом. Сколько стоит такая машина, представить не сложно. Но есть ли средства у крестьянина заменить “лошадь с сохой” на что-то более современное? Несомненно, государство предоставляет грантовые поддержки, существуют программы лизинга, но и они зачастую недоступны. Не дает расслабиться аграрию ни погода, ни Центробанк с повышением ставок. Кроме того, доходность производителей сельхозпродукции снижают цены на внутреннем рынке и экспортные пошлины.
Да и выгодно ли машиностроительной отрасли “заваливать” рынок тракторами, если нет спроса? Ну и непростая экономическая ситуация в мире на руку не играет. Импортозаместить оборудование на заводе, материалы и комплектующие пока в полную меру, увы, не получается. Однако наверх все рапортуют о высоких показателях и увеличении спроса.
При этом факт остается фактом – ситуация на рынке сельхозтехники в первом полугодии 2024 года заметно осложнилась, констатируют эксперты. И его падение только ускоряется. Участники рынка указывают на рекордно затянувшийся период низкого спроса из-за снижения доходности аграриев и удорожания кредитов. Продажи российской сельхозтехники в январе – июле в РФ сократились на 10,9% год к году, до 127,7 млрд рублей, подсчитали в “Росспецмаше”. Объем производства техники снизился на 7,4%, до 161 млрд рублей, экспорт – на 25,2%, до 9,5 млрд рублей. Динамика производства и отгрузок продолжает ухудшаться. По итогам первых шести месяцев объем производства снижался на 4%, отгрузки на внутренний рынок – на 10%, а экспорт – на 20%.
В условиях слабого спроса цены на технику не растут, а дилеры распродают имеющиеся стоки.
В “Росспецмаше” отмечают, что большое влияние на рынок оказывает высокая ключевая ставка. Ставка по льготным кредитам для аграриев по линии Минсельхоза в этом году выросла с 5 до 10%, а с коммерческими кредитами ситуация “обстоит еще хуже”, говорят там. В ассоциации также ссылаются на исчерпание лимитов по Программе № 1432 (скидки для аграриев на технику) и низкую доходность сельхозпроизводителей, которые откладывают обновление сельхозтехники.
Стоимость заемных средств также сдерживает спрос, а объемов господдержки крайне мало. Ассоциация считает недостаточным объем финансирования “программы 1432” в объеме 8 млрд рублей на текущий год. Как отметил президент ассоциации Константин Бабкин в ходе Российского агротехнического форума в преддверии выставки “Агросалон”, что для развития отрасли необходимо финансирование программы № 1432 на уровне 20 млрд рублей ежегодно, выделение грантов на производство компонентов в объеме 10 млрд рублей и 1 млрд рублей направить на поддержку экспорта.
Еще одно предложение ассоциации “Росспецмаш” – увеличить утильсбор на самоходную технику с нынешних 4 до 15–18% ее стоимости. Помимо этого, в “Росспецмаш” предлагают снизить налоги для работников заводов и распространить на компании сельхозмашиностроения льготы, которые сейчас существуют для IT-компаний.
Однако: аппетит приходит во время еды. А что же отечественный автопром? Ведь он растет быстрее прогнозов. А космическая сфера? Да таких преференций ни одна отрасль не получает, а ракеты все так же бороздят космические просторы. И поезда ходят исправно и стали более комфортными. Так, может, дело в каком-то системном сбое отрасли? Что мешает развитию отечественного сельхозмашиностроения, кроме отсутствия покупательской способности аграриев?
Сегодня предприятия российских производителей сельхозтехники загружены лишь на 40–60% и имеют потенциал для наращивания выпуска, но у производителей сельхозпродукции нет средств на покупку новых машин, отмечают эксперты. Да и нужна ли им в таком объеме гигантская техника, если у фермера все поле размером с этот комбайн? Быть может, рациональнее было бы наладить выпуск недорогих небольших машин, которые были бы доступны и пользовались спросом?
Между тем “Агросалон-2024” продолжает работу. Деловая программа призвана рассказать о мерах поддержки аграриев и машинопроизводителей, эксперты отрасли – обсудить проблемы и найти решения. Впрочем, ничего нового… А посетители снова ходят между выставочных образцов, да вздыхают: “Хорошая техника. Да не по Сеньке шапка. Нам о таком только мечтать приходится”. Тем временем в полях доживают свой век старенькие комбайны, а уникальные образцы, не имеющие аналогов, да и просто мощные современные агрегаты можно увидеть лишь на таких вот выставках. Чешет “Сенька” репу, да ответа на вопросы: “Кто виноват и что делать?” – найти не может...
Сергей ПАНФИЛОВ,
экономический обозреватель “СЖ”.