– Поддерживаете ли вы программы по беспилотной технике в сельском хозяйстве?
– Действительно, сегодня все крупнейшие российские агропредприятия имеют свои разработки по автопилотам, в том числе по ночному пилотированию, телеметрии, аналитике по урожаю. Это все есть, это работает. “Росагролизинг” также начал выводить инновационные продукты в свою продуктовую линейку. Сейчас активно пошла работа по беспилотной авиации – в этом году мы осуществили первую поставку дронов в Новосибирскую область.
Мы в этом видим очень большую перспективу и будем с удовольствием обеспечивать любую потребность в такой технике. Это современное, правильное направление развития сельского хозяйства.
– Сегодня лизинг – это история только про сельхозтехнику?
– Если раньше лизинг был только про тракторы и комбайны, то сегодня, с учетом потребностей отрасли, вклад лизинга расширяется до всего спектра оборудования для АПК и средств логистики. В перспективе лизинг должен стать “одним окном”, где все игроки рынков АПК смогут взять любой актив для развития производства и укрепления суверенитета страны.
– Вы участвуете в реализации программы создания российского флота для транспортировки агропродукции. В чем заключается ваше присутствие и что уже сделано?
– Этими вопросами занимаемся уже почти год, спрос на суда-зерновозы, на балкеры очень серьезный. Мы, к примеру, видим потребность в 61 судне.
Когда подключились к этим вопросам, то увидели, что у нас вообще нет проектной документации на строительство таких судов. Заказали документацию и сейчас являемся собственниками двух полных комплектов документов – на строительство судов водоизмещением 40 тыс. и 60 тыс. тонн.
Теперь работаем над тем, как скорее приступить к строительству этих судов. Мы очень надеемся, что это удастся сделать на российских верфях. Помимо этого, рассматриваем альтернативные варианты, разговариваем с нашими коллегами в других странах, в том числе о каких-то формах сотрудничества с ними в вопросах судостроения.
– Россия, Белоруссия, Китай… Чья техника сегодня в приоритете у аграриев? И кому отдает предпочтения “Росагролизинг”?
– Конечно, для нас приоритет – поставка отечественной техники, но мы ориентируемся в первую очередь на потребность аграриев.
Мы смотрим на весь рынок сельхозмашин и видим, что техника дружественных стран интересна нашим аграриям и стала пользоваться спросом среди них. Наиболее заметно проникновение на российский рынок именно китайских сельхозмашин. Это связано с тем, что Китай производит широчайшую линейку сельхозтехники, в том числе технику для узкоспециализированных отраслей. При этом доля российской техники традиционно остается высокой.
На сегодняшний день доля поставок зарубежной техники в общем объеме составляет не более 5%. В данную категорию сельхозтехники входят лишь узкоспециализированные машины и оборудование, производство которых сейчас не осуществляется на территории Российской Федерации.
– Поделитесь впечатлениями от Чемпионата по пахоте. Вы проводите его уже не в первый раз. Чем отличался от прошлогодних нынешний?
– Открытый чемпионат России по пахоте – это большой аграрный фестиваль, семейный праздник. Но, несмотря на большое разнообразие мероприятий, проводимых на территории чемпионата, основным действием, конечно же, являются соревнования механизаторов. Они приобретают бесценный опыт, передают навыки и умения. Они – главные гости и действующие лица чемпионата.
В этом году 11-й Открытый чемпионат России по пахоте проходил в Саратовской области и собрал 43 механизатора из 30 регионов России, включая Луганскую Народную Республику. Также участие приняли команды из Республики Беларусь и Южной Осетии.
Мероприятие стало важным шагом в популяризации сельского хозяйства, привлекая внимание не только профессионалов, но и широкой аудитории, не связанной напрямую с аграрной сферой. Его посетили около 80 тыс. гостей – это рекордное число.
Думаю, мы достигли своей основной цели – привлечь внимание людей к аграрному труду, показать отрасль, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны, и провести соревнования агродронов.
– Прогнозы – дело неблагодарное, но все же. Все планы на год удастся воплотить?
– “Росагролизинг” точно не собирается останавливаться на достигнутом. Сегодня компания начинает работать по модернизации всей цепочки “от поля до прилавка”. И меры поддержки, в том числе лизинг, активно вовлекаются в этот процесс, способствуя тому, чтобы планы воплотились.
Например, в текущем году мы ожидаем сохранения объемов поставок на уровне не менее, чем в прошлом году. Кроме того, “Росагролизинг” продолжит свою работу по обеспечению нивелирования всех негативных факторов.
Действительно, прогнозирование – это сложный процесс. Но мы видим, как макроэкономическая культура формирует сложные для отрасли условия. Существует риск, что денежно-кредитная политика сформирует предпосылки к отложенному спросу в текущем году. Мы прикладываем максимум усилий для насыщения рынка сельхозтехникой, чтобы отрасль при необходимости могла безболезненно пережить сложный период.
Беседовал главный редактор "СЖ"
Шамун КАГЕРМАНОВ.