Еще в далекой молодости, рассказал мой собеседник, Завитков вычитал в каком-то журнале о необычном способе засолки огурцов. А когда сам испробовал его на деле, получил от земляков и это второе свое “имя”.
Огурцы Михаил Иванович, как и все в его селе, тоже солил всегда в деревянной кадушке, которую сам и сработал. Но на этот раз решил не ссыпать их валом в кадушку, а сложить в ней “столбиком” в несколько аккуратных и одинакового размера плодов рядов. Какая в такой его задумке была “соль”, угадать трудно. Но кого, скажите, может остановить идея, которая уже колом засела в мозгу?
– Сами понимаете, какая это кропотливая и долгая работа – заполнить вертикальными рядами огурцов всю кадушку до самого верха, – рассказывал мужичок. – Но Михаил Иванович в любом деле очень терпеливый, справился и с ней.
А когда огурцы были уже аккуратно уложены в бочке, он одним махом вылил на них целое ведро рассола. Но до другого ведра дело уже не дошло, поскольку тут экспериментатора постигла неудача. Рассол, оказавшись на дне кадушки, повинуясь закону физики, как на лифте начал поднимать огурцы вверх, ломая выстроенный столь большим трудом порядок. Короче говоря, полетели огурцы Михаила Ивановича из бочки. Не могу сказать, отчего он, прежде чем наливать в кадушку рассол, не положил на ряды огурцов деревянный кружок, а на него – гнет. Оттого и убежали из нее огурцы. Похоже, подвела невнимательность. А может, просто запамятовал Михаил Иванович все тонкости вычитанного совета.
А чуда и не было!
Но постигшая Завиткова неудача с огурцами “вертикального посола” не заставила его отказаться от новых экспериментов. Как-то в сентябре, когда огородники выдергивают уже с участка помидорные кусты, и Михаил Иванович занялся этой работой. Но еще до этого, дня за три или четыре, оборвал у помидорных кустов макушки. На удивление соседей, он не стал бросать ботву с еще остающимися на них завязями помидор в кучу. Выдернув аккуратно из земли все корни, развесил их на прибитых в стену гвоздях сарая, у которого было только одно и совсем маленькое окошко.
“Сарафанное радио” и тут сработало без промедления, и к вечеру того же дня новость о новом “чудачестве” Завиткова разлетелась по всему селу. Но уже через неделю в сухом, достаточно теплом и темном сарае зеленые помидоры, которые оставались на висящих под потолком увядающих кустах, начали дружно краснеть.
Но чуда в этом никакого не было. Завитков рассказал любопытным односельчанам, что стебли и листья вырванных из земли и подвешенных “вверх ногами” помидорных кустов начинают отдавать свои соки остающимся на них плодам, и от этого даже самые мелкие завязи
становятся больше, иные и вовсе достигают крупного размера, и все становятся красными.