Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Сколько Ивановых живет в Израиле?
Не первый год живя на Земле обетованной, такого я все-таки не ожидал. Раскрыв однажды телефонный справочник Тель-Авива на букву “алеф” – первую букву ивритского алфавита, – я увидел целый столбец “Ивановых”. Замечу, что на иврите эта фамилия пишется именно с “алеф”.
Не первый год живя на Земле обетованной, такого я все-таки не ожидал. Раскрыв однажды телефонный справочник Тель-Авива на букву “алеф” – первую букву ивритского алфавита, – я увидел целый столбец “Ивановых”. Замечу, что на иврите эта фамилия пишется именно с “алеф”.

Конечно, я и раньше знал, что в Израиль в составе семей с просторов бывшего СССР прибыли не только Рабиновичи и Шапиро. В конце концов, фамилия моего бывшего соседа, пишущего неплохие стихи, Анпилов. И, представьте себе, он тезка лидера “Трудовой России”, потому что зовут его тоже Виктор. Правда, по отчеству он не Иванович, а Александрович.

И тем не менее целый столбец тель-авивских Ивановых в телефонном справочнике не мог меня не удивить. Все-таки, прямо скажем, это не самая распространенная еврейская фамилия, пишет “Эхо планеты”.
Мое журналистское любопытство, естественно, взыграло до немалых высот. Мне ничего не оставалось делать, как попытаться его удовлетворить. Звоню наугад одному из тель-авивских Ивановых. Понятное дело, извиняюсь за беспокойство, представляюсь... И все это на “великом и могучем”! А как же иначе? С Ивановым же я в беседу вступаю! А в ответ слышу совершенно неожиданное: “Слиха, иврит о англит”, то есть: “Извините, иврит или английский!”

Я ушам своим не поверил! Как же так? Иванов, а по-русски не говорит! Разве подобное бывает? Но делать нечего, пришлось перейти на библейский язык, ибо посчитал себя просто обязанным выяснить, почему человек с самой что ни на есть русской фамилией не знает русского языка.

На другом конце провода тоже весьма любезно представились: “Гилад Иванов, строительный подрядчик”. Выяснилось, что прадед Гилада прибыл на земли палестинские из Гельсингфорса (нынешний Хельсинки) еще в далеком 1920 году. Разметала гражданская война граждан бывшей Российской империи не только по европейским столицам!

Звали прадеда Гилада Владимиром, и был он не то недоучившимся инженером, не то офицером. Хотя вполне может быть, что и тем и другим одновременно. Конечно, Владимир прекрасно владел русским языком. Но на Земле обетованной женился на местной девушке, и на языке Пушкина и Гоголя уже с трудом изъяснялся его сын. Интересно, что прадед Гилада не пошел “в ногу с тем временем” и не поменял фамилию на ивритский лад, а вот имя по моде тех лет все-таки изменил. И стали именовать его Зеевом. По словам Гилада, Зеев до конца жизни занимал инженерную должность в киббуце и считал себя “социалистом”. Больше о своем предке Гилад Иванов ничего вспомнить не смог.

Намного лучше свою родословную знают израильские Агеевы, Орловы, Матвеевы, Куракины, Дубровины, Филины, Адамовы. Потому что представители этих семей – фигуры в немалой степени исторические.

...В конце сентября 1923 года в порту города Яффа, который сегодня входит в состав Большого Тель-Авива, причалил пароход, прибывший из Одессы. Именно на нем на Землю обетованную приплыл Родион Трофимович Агеев, уроженец деревни Косачевка, что в 150 км от Смоленска. Как и подобает солидному мужчине, на новое место жительства он перебрался не один. Вместе с ним на берег ступила его законная супруга Екатерина Петровна, урожденная Ильина, и четверо их малых детей.

Родион Трофимович слыл человеком хозяйственным и умелым, особенно по плотницкой части. Но это еще далеко не все. Призванный в русскую армию и отмеченный боевыми наградами, он был направлен в офицерскую школу, из которой вышел пехотным командиром. В дневнике, который вел штабс-капитан Агеев во время Первой мировой войны, была такая запись: “Начал войну я “За веру, царя и отечество” христианином, а закончил иудеем”. В Палестине Родион, принявший имя Элиша, и его сын Шломо открыли мастерскую по производству мебели. Его внук Илан Гай утверждает, что “качественная дедовская мебель до сих пор служит во многих домах”.

Вероисповедание, как и вообще любое верование, – дело весьма интимное. Почему некоторые люди переходят из одной религиозной конфессии в другую, иногда они сами не могут толком объяснить. Однако следует заметить, что в иудаизме миссионерство запрещено под страхом смерти. Нееврея, решившего перейти в иудаизм, раввины обязаны отговаривать не менее трех раз. И главный их довод звучит весьма убедительно: еврею, чтобы попасть в рай, необходимо соблюдать 613 заповедей, а нееврею – только те семь, которые соблюдал Ной.

Иными словами, правоверным христианам или мусульманинам (как и иудеям, представителям авраамических религий) место в раю обеспечить себе гораздо легче, чем иудеям, которые из-за дважды разрушенного в древности Храма не в состоянии сегодня соблюдать все заповеди Торы. Однако слишком настойчивые все-таки добиваются прохождения “гиюра” (посвящение в иудаизм) и, становясь “герами”, входят в состав еврейского народа.

В конце ХIХ – начале ХХ века на территорию Палестины прибыло более 300 семей русских людей, приобщившихся к еврейству. В России в большинстве своем они относились к крестьянскому сословию. Поэтому вполне логично, что именно этот вид сионизма получил название “крестьянского”.

Однако переезду этнических русских на территорию тогдашней Палестины способствовал еще один фактор. Известный в те времена русский сионистский лидер Менахем Усышкин писал: “Громадное значение имеет близость Палестины к России. Проезд туда баснословно дешев: раньше он стоил 20 рублей, а теперь, благодаря договору Одесского палестинского комитета с Русским обществом пароходства и торговли, всего 12 руб. 50 коп.”.

По словам ныне 80-летнего Илана Гая, внука Родиона Агеева, много лет назад он “взялся за изучение русского языка, чтобы побольше узнать о прошлом нашей семьи, о ее русских корнях, о местах, где жили наши предки”. В перестроечные годы Илан посетил Россию, нашел родную деревню деда и даже встретился с родственниками.

– Все Агеевы – открытые, трудовые люди, – делился своими воспоминаниями Илан Гай. – Сколько я с ними выпил водки, никогда столько не пил! Между нами установились не просто дружеские, а по-настоящему родственные отношения”.

Илан Гай участвовал во всех войнах, которое вело еврейское государство. Сегодня он живет в приморском городе Ашдоде, в двухэтажном коттедже, окруженном садом. Разумеется, Гай – пенсионер, но до сих пор, как пилот-любитель, летает на своей “Сессне” и ради собственного удовольствия производит “семейное” вино, которым угощает друзей.

Потомками этнических русских являются и генералы Йекутиэль (Кути) Адам и его сын Уди Адам. Они отпрыски семейного ствола Адамовых, прибывших в Палестину еще во времена, когда здесь хозяйничали турки.

Кути Адам дослужился до должности замначальника Генштаба Армии обороны Израиля. Рекомендованный на должность директора “МОССАДа” (“Службы внешней разведки”), он погиб за несколько дней до вступления в новую должность в стычке с террористами. Его сын до недавнего времени занимал пост командующего Северным военным округом. Однако наивысшей ступени среди этнических русских достиг генерал Рафаэль Эйтан, настоящая фамилия которого – Орлов. Генерал Эйтан в 1978 году возглавил израильский Генштаб.

Потомственный морской офицер и дворянин Глеб Баевский, выпускник Морского корпуса и Морской академии, близко к сердцу принявший идею воссоздания еврейского государства, прибыл в Палестину в 1920 году, когда по постановлению Лиги Наций мандатом на управление этой территорией завладели англичане. Баевский, получивший после перехода в еврейство имя Арье, считается одним из создателей флота будущего еврейского государства. В начале Второй мировой войны он вместе со многими своими воспитанниками пошел добровольцем на британский флот. Глеб-Арье Баевский погиб смертью героя в борьбе с нацистами.

К классикам новой ивритской литературы относится и Елизавета Ивановна Жиркова. Свои поэтические произведения она публиковала под псевдонимом Элишева. Интересно, что писать на иврите она начала еще в Москве, а после переезда в 1925 году в Подмандатную Палестину ее творчество получило широкое признание.

Прославился в Израиле и род Дубровиных, один из потомков которых – Йоав – создал в центре страны несколько процветающих сельхозугодий. В Музее еврейских первопоселенцев в Галилее бережно сохраняется первая усадьба семьи Дубровиных, построенная ими еще в 1903 году.

В тель-авивском Музее диаспоры каждый желающий может узнать о генеалогии еврейских родов, основанных этническими русскими.

Оказывается, нынешние Эфрони ведут свой род от Нечаевых, Шмуэли – от Протопоповых, Дрори – от Матвеевых. И этот список можно продолжить. И тем не менее неверно полагать, что типично русские фамилии носят в Израиле только этнические русские. Многолетним президентом Сионистского конгресса был Нахум Соколов, а фамилия известного музыкального критика и историка русской культуры – Соломон Волков. Волков – изначальная фамилия и Рехавама Зеэви, израильского министра туризма, убитого палестинским террористом 17 октября 2001 года.

Перехав в Палестину в начале 1920-х, отец будущего израильского политика поменял фамилию на ивритский лад – “Зеэви” в переводе на русский означает “волк”. Разумеется, когда народы живут столетиями рядом друг с другом, то совпадение имен и фамилий – явление обычное. Но в данном случае происхождение русских еврейских фамилий объясняется историческими событиями.

Указ Николая I от 1827 года заменял особый денежный налог для российских евреев “натуральной воинской повинностью”. В русскую армию стали призываться дети иудейского вероисповедания от 12, а затем и от шести лет, которые именовались “кантонистами”. Они обязаны были служить четверть века, т.е. до 31 года.

Не останавливаясь на причинах такого, несомненно, бесчеловечного указа, замечу, что ввиду малолетства “иудейские рекруты” в большинстве своем знали только свои имена. Поэтому им “присваивали” фамилии командиров полков и крестных отцов.

Известный писатель Владимир Гиляровский писал в “Моих скитаниях”: “...ловили еврейских ребятишек, выбирая кого поздоровее, сажали в фуры, привозили их в города и рассылали по учебным полкам, при которых состояли школы кантонистов. Здесь их крестили, давали имя и фамилию, какая на ум придет, но, впрочем, не мудрствовали, а более называли по имени крестного отца. Отсюда много меж кантонистов было Ивановых, Александровых, Николаевых. Воспитывали жестоко и выковывали крепких людей, солдат, ничего не признававших, кроме дисциплины. Девиз воспитания был девиз, оставленный с аракчеевских времен школам кантонистов: из десятка девять убей, а десятого представь. И выдерживали такое воспитание только люди выносливости необыкновенной”.

Бывших кантонистов, причем не только еврейских, нередко называли “школьниками”. Поэтому фамилию Школьник или Школьников можно считать вполне интернациональной.

Царский указ о еврейских рекрутах-кантонистах действовал до 1856 года. За это время не менее 50 тыс. евреев получили фамилии Ивановых, Киселевых, Ершовых, Воробьевых, Лебедевых, Медведевых, Горбачевых, Лисицыных, Зайцевых, Орловых.

Известно, что из семей кантонистов вышли писатель Вениамин Каверин, географ академик Андрей Григорьев, публицист, историк и писатель Виктор Никитин, поэт Илья Сельвинский, композитор Леонид Мартынов и даже революционер Яков Свердлов.

Интернациональными можно считать и ряд еврейских фамилий, происхождение которых связано с местами проживания тех или иных групп населения. Такова, например, фамилия Синельниковых, несомненных выходцев из украинского городка Синельниково. Таким образом, евреи Синельниковы стали однофамильцами генерала Ивана Максимовича Синельникова. Именно ему царское правительство в конце ХVIII века подарило земли в Екатеринославской губернии, на которых и вырос город Синельниково.

Вполне по-русски звучат и еврейские фамилии, производные от профессий. К таковым можно отнести фамилии Сапожниковых, Портновых, Мельниковых, Печниковых. Некоторые фамилии горских и бухарских евреев похожи, так сказать, на исконно русские. Например, Богатыревы, Анисимовы, Назаровы, Захарьевы, Исаевы, Илизаровы.

Как-то израильская русско-язычная газета “Вести” рассказала о 31-летнем Владимире Иванове, который добился, чтобы его, несмотря на непризывной возраст, мобилизовали в армию. К немалому удивлению, Владимир, став израильским военным, обнаружил в своей части нескольких Ивановых. Правда, значительно младше себя по возрасту.

Захар ГЕЛЬМАН,
Иерусалим – Тель-Авив.
31 июля 2024
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях