Показатели растут
С докладом о работе по повышению качества жизни сельского населения выступила Министр сельского хозяйства Оксана Лут.
Глава минсельхоза подчеркнула, что это направление является одним из приоритетов для ведомства. По итогам 2023 года достигнута одна из ключевых целей Госпрограммы – обеспечение доли сельского населения на уровне 25%. Перевыполнен целевой показатель соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств. Также с опережением ведется работа по благоустройству жилья.
В целом мероприятия госпрограммы к концу года затронут 11,5 тыс. населенных пунктов и 14 млн человек. За 5 лет совокупно выделено 255 млрд рублей. Кроме того, продолжается работа по привлечению частных инвестиций: по итогам 2024 года объем внебюджетного финансирования превысит 17 млрд рублей.
Министр отметила, что в рамках проектов Госпрограммы на сельских территориях уже создано 95 тыс. постоянных рабочих мест, а по итогам 2024 года их общее число достигнет 135 тыс. Отдельное внимание направлено на развитие кадрового потенциала в АПК. Продолжается выстраивание мер поддержки занятости. В частности, бизнесу возмещается до 90% затрат за целевое обучение сотрудников и прохождение практики студентами. К концу года будет реализовано 26 тыс. таких договоров.
С 2020 года в рамках Госпрограммы построено и модернизировано почти 4 тыс. объектов инфраструктуры. К концу года их число вырастет до 5 тыс. Совместно с Росавтодором продолжается работа по повышению качества дорог и связанности населенных пунктов. С учетом этого года будет построено и приведено в нормативное состояние почти 2 тыс. километров сельских дорог.
Отдельное внимание уделено развитию сельских территорий новых субъектов. Минсельхоз подготовил упрощенный порядок их участия в госпрограмме КРСТ, сообщила Оксана Лут.
Особое внимание уделяется обеспечению граждан современным комфортным жильем. По словам министра, за четыре года действия “сельской ипотеки” жилищные условия улучшили более 140 тыс. семей из разных сфер деятельности. Дополнительно введено почти 160 тыс. кв. метров в рамках строительства жилья внаем. Кроме того, реализовано более 12 тыс. проектов благоустройства общественных пространств, в текущем году запланировано еще более тысячи.
Председатель Комитета по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин в своем выступлении отметил, что “сегодня одна из важнейших задач – создание условий для сохранения людей на сельских территориях. Для этого необходимо системное развитие социальной инфраструктуры и жилищного строительства, подготовка кадров, создание рабочих мест и достойной оплаты труда, а также другие не менее важные вопросы для крестьян”.
Депутат подчеркнул, что необходимо обеспечить сохранение исходных целевых показателей Госпрограммы “Комплексное развитие сельских территорий” (КРСТ), с учетом возможности увеличения финансирования мероприятий этой госпрограммы. “При всей важности госпрограмма развития сельских территорий хронически недофинансируется. С 2019 года составило 700 млрд. Поэтому считаю, что необходимо менять подходы к финансированию. Выделяемые деньги на село должны быть окрашены. Внутри самой программы необходимо выделить отдельных два направления: поддержка многодетных семей и создание рабочих мест для молодежи”, – сказал председатель комитета Владимир Кашин.
Министерство сельского хозяйства с 2025 года корректирует подход к реализации госпрограммы развития сельских территорий, создается опорная сеть сельских населенных пунктов и прилегающих территорий, совместно с регионами разрабатывается шестилетний план развития, реализация которого будет проводиться через синхронизацию ресурсов программы КРСТ и всех других госпрограмм, которые затрагивают мероприятия в сельской местности.
Устойчивое развитие
Участники парламентских слушаний обсудили вопросы инфраструктурной перестройки сельских территорий, включая сельские дороги, школы, объекты культуры и спорта, фельдшерские пункты, почтовые отделения и другие направления, которые обеспечат положительный имидж села и позволят сохранить численность сельского населения и кадровый потенциал в аграрной отрасли.
Главный вектор развития сельских территорий – это создание условий для устойчивого повышения качества и уровня жизни сельского населения, основанной на преимуществах сельского образа жизни, в целях сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и обеспечения выполнения ими общенациональных функций – производственной, демографической, экологической, пространственно-коммуникационной, культурно-этнографической. Экономически и социально высокоразвитые сельские территории – основа территориальной независимости и укрепления продовольственной безопасности России.
Численность сельского населения в России продолжает сокращаться. По оценочным данным Росстата, на 1 января 2024 года численность сельского населения России составляет 36,624 млн человек, что на 168 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2023 года (36,792 млн человек). За последние пять лет доля сельского населения Российской Федерации сократилась с 25,4% (на 1 января 2019 года) до 25,06% (на 1 января 2024 года).
Согласно прогнозным расчетам Росстата, к началу 2036 года в случае реализации среднего варианта прогноза численность сельского населения сократится по сравнению с началом 2023 г. на 2,4 млн и составит 34,386 млн человек.
Существует значительная региональная дифференциация демографической ситуации в сельских поселениях. В частности, в 2015–2022 годах численность сельского населения уменьшилась в 62 субъектах России, в наибольшей степени (на 20% и более) в Кировской, Костромской и Магаданской областях. Увеличилась численность сельского населения только в 21 регионе. Наибольший прирост отмечен в Калининградской, Калужской, Московской областях и г. Севастополе.
Наибольший прирост (10% и более) сложился в республиках Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чеченская и Ямало-Ненецком автономном округе. В 67 субъектах России отмечается естественная убыль сельского населения. Лидируют по этому индикатору Псковская (–13,7%), Магаданская (–13,5%), Курская (–13,3%), Смоленская (–12,9%) области и Республика Карелия (–13,5%).
Основным фактором уменьшения численности жителей сельских территорий остается естественная убыль, складывающаяся под значительным влиянием негативной трансформации половозрастной структуры населения. Доля населения в возрасте 60 лет и старше может повыситься к 2035 году до 28,1%. Только за счет этого фактора относительная естественная убыль сельского населения может увеличиться в 1,5 раза – с 5 промилле в 2022 году до 7,6 на начало 2035 года.
Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.
Среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств растут опережающим темпом и их отставание от городского уровня сокращается. Если в 2010 году их величина составляла 62,3% от показателя по городу, то в 2022 году – 67,1%. Однако при этом абсолютная разница в числовом значении этих индикаторов в городе и на селе, определяющая разрыв в покупательной способности городских и сельских домохозяйств, продолжает расти. В 2022 году она составила 12,6 тыс. рублей, увеличившись за последние 12 лет вдвое.
Основной компонент располагаемых ресурсов домашних хозяйств – денежные доходы в расчете на члена домохозяйства на сельских территориях не достигают и 2/3 городского уровня. За последние 12 лет абсолютная разница в их величине в городе и на селе увеличилась в 2,1 раза.
Привлечение инвестиций
В слушаниях с докладом по теме “Распространение Договора о комплексном развитии территории на сельские земли за границами населенных пунктов” принимал участие эксперт по градостроительным вопросам Союза садоводов России, председатель Ассоциации территориального планирования и градостроительного зонирования Алексей Чернышов и руководитель проекта “Мой гектар” Денис Бучельников.
Участниками парламентских слушаний, как со стороны парламентского корпуса так и федеральных ведомств, отмечена важность участия инвесторов в развитии инженерной и социальной инфраструктуры, благоустройстве территорий при реализации бизнес-проектов на сельских территориях в рамках комплексного развития. При этом для более успешного вовлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры села необходим удобный инструмент, который мог бы прозрачно и гарантированно направить инвестиции на реализацию обозначенных задач.
Таким инструментом, по экспертному мнению Алексея Чернышова и Дениса Бучельникова, может стать Договор о комплексном развитии территории (КРТ) по инициативе правообладателей, закрепленный в ст. 70 ГрК РФ, но для этого его действие нужно распространить на те земли сельскохозяйственного назначения, где и реализуется инвестиционный проект.
С учетом того, что порядок заключения такого договора определяется нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 8 ст. 70 ГрК РФ), распространение КРТ по инициативе правообладателей на земли сельскохозяйственного назначения будет по-прежнему находиться под полным контролем со стороны субъектов РФ, и этот порядок не нарушается.
Договор КРТ позволяет инициативным группам с согласия региональной власти благоустраивать территории за свой счет, без нагрузки на региональный бюджет. Договор о комплексном развитии регулирует отношения сторон, закрепляя за частными собственниками ответственность за возведение необходимых для развития объектов, а также гарантирует им беспрепятственность в благоустройстве со стороны властей.
“Ключ – это договор о комплексном развитии территории. С одной стороны, у нас есть собственники, которые готовы за свой счет, без нагрузки на региональный бюджет строить инфраструктуру. С другой стороны, они хотят иметь гарантии получения разрешения строительства и беспрепятственную возможность построить те сельскохозяйственные и жилые объекты, которые им нужны для реализации предпринимательской активности и бизнес-планов”, – отметил Денис Бучельников.
Без договора о КРТ на согласование каждого объекта строительства могут уйти годы, а вместе с ними и инвесторы, готовые вложить деньги в новый проект. Если речь не о крупных корпорациях, а о группе местных жителей, заинтересованных в благоустройстве своей территории, то им бюрократическая борьба может и вовсе оказаться не под силу.
С участием проекта “Мой гектар” сформированы инициативы и предложения о поправках в Градостроительный кодекс, которые были направлены на рассмотрение в Государственную Думу.
Эксперты проекта активно участвуют в совершенствовании законодательства, регулирующего земельные отношения. В 2022 году проект “Мой гектар” вместе с Союзом садоводов России стал инициатором правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества, созданной по распоряжению Михаила Мишустина.
По итогам слушаний участники приняли на основу рекомендации, которые будут доработаны на площадке комитета по аграрным вопросам с учетом предложений поступивших от представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных, коммерческих и некоммерческих организаций, а также от сельхозпроизводителей.