(Окончание. Начало в № 18)
О востребованности и актуальности этого инструмента говорят цифры: с момента запуска фьючерсов на пшеницу в августе 2022 года объем торгов составил порядка 243,6 тыс. тонн на сумму свыше 3,7 млрд рублей. Клиентский доступ предоставляют более 30 брокерских компаний и банков, а в торги вовлечено более 5,7 тыс. активных участников, в том числе 28 юридических лиц.
– Сколько зерна закупила компания на аукционах с августа 2021 года? Какова динамика покупок в этом году? С чем это связано?
– По состоянию на конец апреля с момента запуска аукционов в августе 2021 года мы приобрели на бирже более 2,7 млн тонн пшеницы на сумму порядка 42 млрд рублей. Всего же на биржевых аукционах закуплено порядка 3,2 млн тонн зерна на 47,5 млрд рублей. То есть на нашу компанию пришлось почти 90% всех закупок. В 2023 году мы купили 874 тыс. тонн пшеницы, в 2022 году – чуть более 1 млн тонн.
В первые три месяца этого года пока приобрели 154,8 тыс. тонн против 281 тыс. тонн за аналогичный период 2023 года. Однако хочу отметить, что товарные аукционы – это очень гибкий механизм, поэтому мы сами можем регулировать динамику закупок пшеницы в зависимости от загруженности зернового терминала, в том числе реагируя на погодные условия и текущие задачи по экспортным отгрузкам.
– Каких механизмов, на ваш взгляд, еще не хватает для того, чтобы биржевая торговля на зерновом рынке начала действовать в полную силу? Есть мнение, что аграрии не очень стремятся продавать свое зерно на бирже. Вы согласны с этим?
– Для дальнейшего развития биржевой торговли в первую очередь следует привлекать на биржу большее число участников, в частности экспортеров российского зерна. Сейчас товарные аукционы проводят, среди прочих, “Деметра Трейдинг”, “Степь” и “Доставка морем”. По имеющейся информации к торгам планирует присоединиться “МЗК Экспорт”. Чем больше зерна будет проходить через биржу, тем цена будет репрезентативнее. Это станет стимулом для аграриев всерьез присмотреться к этому инструменту.
Действительно, многие аграрии все еще предпочитают продавать свою продукцию через трейдеров, а не выходить самим на биржу. Вероятно, это связано, прежде всего, с тем, что сельхозпроизводители имеют сложности с доступом к транспортной инфраструктуре и потому не уверены, успеют ли по выигранному аукциону доставить зерно в порт Новороссийск в 45-дневный срок железнодорожным транспортом.
Именно поэтому в аукционах, проводимых нашей компанией, у продавца – победителя торгов есть возможность изменить базис железнодорожной поставки с CPT на FCA, иными словами, переложить логистику на покупателя, то есть на нас. И мы сами гарантированно в срок привезем зерно на НКХП по железной дороге.
Часть аграриев также считает, что процедура регистрации на бирже сложная и требует много бумажной работы – что, отмечу, не соответствует действительности, – поэтому и продолжает работать с трейдерами. В этих случаях могут помочь просветительские и обучающие семинары, именно такую работу мы ведем совместно с НТБ.
Кроме того, во второй половине мая мы вместе с Мосбиржей и Минсельхозом планируем провести в рамках международной выставки-форума “Россия” свое очередное мероприятие – форум, посвященный биржевой торговле зерном и другой агропродукцией. Рассчитываем, что он также послужит популяризации биржевой торговли среди аграриев.
– Как создание зерновой биржи стран БРИКС может отразиться на российском рынке зерна и повлиять на мировую торговлю зерном?
– Безусловно, эта инициатива, выдвинутая Союзом экспортеров зерна и поддержанная президентом России, обладает большим потенциалом. И наша страна может внести весомый вклад в создание такой биржи. У нас есть биржи, та же Московская например, с передовым программно-техническим комплексом для торгов и клиринга. Ее технологии и опыт могут быть использованы для создания межстрановой торговой площадки.
Однако, на мой взгляд, пока преждевременно рассуждать о том, как появление зерновой биржи стран БРИКС изменит российский зерновой рынок или повлияет на мировую торговлю зерном, поскольку концепция такой торговой площадки еще находится на стадии проработки и обсуждения. Надо дождаться результатов переговоров между потенциальными странами-участницами, которые определят формат, условия и принцип работы биржевой площадки.
К слову, насколько мне известно, НТБ завершила работу по адаптации своей инфраструктуры к участию иностранцев и внесла изменения в документы, регулирующие рынок товарных аукционов биржи. Это обеспечивает импортерам зерна из дружественных стран возможность проводить на НТБ аукционы по закупке пшеницы, так называемые экспортные аукционы. Биржа ожидает, что первые такие аукционы с участием покупателей-нерезидентов состоятся уже в этом году.
И идея создания зерновой биржи стран БРИКС, и допуск иностранцев на российскую биржу являются, на мой взгляд, закономерным направлением дальнейшего развития российской биржевой торговли ввиду статуса России как крупнейшего в мире экспортера пшеницы и одного из ее ведущих производителей.
– Сколько зерна экспортировала компания в прошлом сезоне? Какова география поставок? Как изменилась логистика в связи с геополитическими факторами?
– Пять лет назад мы поставили себе амбициозную цель – войти в топ-5 компаний – экспортеров российского зерна. Этого удалось достичь уже в 2019/2020 сельхозсезоне, и с тех пор мы уверенно удерживаем свои позиции.
Полученные за эти годы компетенции позволяют компании предоставлять полный комплекс услуг по обеспечению логистики от поля до порта покупателя по принципу “одного окна”. Эффективность такого подхода доказывают значительные объемы зерна, которые мы ежегодно отправляем на мировой рынок.
В 2022/2023 сельхозгоду ОЗК экспортировала 2,3 млн тонн. Основными направлениями, как и ранее, стали страны Африки, Ближнего Востока и Азии. При этом существенных изменений в логистике не произошло: мы смогли адаптироваться и сохранить присутствие на наших традиционных рынках – это Турция, Бангладеш, Иран и Египет.
Вместе с тем хочу обратить внимание на постепенное увеличение доли отгрузок на базисе CFR (с доставкой конечному покупателю). Если в 2019/2020 сельхозсезоне на них приходилось 14,7%, то в 2022/2023 – уже 97%. Это связано с развитием прямых поставок импортерам зерна из дружественных стран, что является закономерным результатом нашей активной работы на этом направлении.
Если смотреть на динамику экспорта по календарным годам, то в 2023 году компания отправила на экспорт почти 3 млн тонн зерна, что стало наивысшим показателем за последние пять лет. По сравнению с 2019 годом экспорт увеличился с 1,6 млн тонн до 2,9 млн тонн.
– Какова оценка экспорта на текущий сельхозгод? Есть ли прогноз на новый сезон?
– Несмотря на то что текущий 2023/24 сельхозсезон еще не завершен, объемы экспорта группы ОЗК уже составляют порядка 3 млн тонн зерна. До конца сезона законтрактовано к отгрузке еще около 700 тыс. тонн пшеницы.
Среди новых для нас направлений экспорта – Малави, Мозамбик, Руанда и Малайзия. Значительные объемы – 103 тыс. тонн – впервые отгрузили в Индонезию. Продолжаем работать и с традиционными партнерами. В Турцию экспортировали порядка 470 тыс. тонн пшеницы, стабильно растут поставки в Бангладеш – отправлено уже почти 630 тыс. тонн. Успешно участвуем в государственных тендерах Ирана, куда на текущий момент экспортировали почти 70% от объема поставок прошлого сезона в эту страну – 264 тыс. тонн. Рассчитываем, что в этом сезоне улучшим экспортный показатель и укрепим позицию среди крупнейших экспортеров российского зерна, все предпосылки для этого есть.
Давать прогнозы на 2024/2025 сезон пока считаю преждевременным. В целом мы планируем сохранить текущую динамику, но, конечно же, нацелены на увеличение поставок и расширение географии экспорта.
– ОЗК не раз участвовала в государственных гуманитарных программах. В том числе – по безвозмездной поставке зерна в ряд стран Африки. Как оцениваете этот опыт?
– Да, в случае необходимости ОЗК по поручению руководства страны организует поставки гуманитарной помощи.
За последние пять лет мы получили значительный опыт в этой сфере, но не будет преувеличением, если скажу, что такая масштабная акция, как поставки зерна в шесть наиболее нуждающихся стран Африки, проводилась Россией впервые.
Напомню, по поручению президента предстояло безвозмездно для наших африканских партнеров поставить 200 тыс. тонн пшеницы: по 25 тыс. тонн в Мали, Буркина-Фасо, Зимбабве и Эритрею и по 50 тыс. тонн – в Сомали и Центральноафриканскую Республику. Стояла задача в довольно сжатые сроки – менее чем за два месяца – практически одновременно загрузить зерно на 8 судов и отправить их в порты назначения до конца 2023 года.
ОЗК работала в тесном взаимодействии с российскими ведомствами – Минсельхозом, Минтрансом и МИДом, которые оказывали всестороннюю и своевременную поддержку. И мы справились: первое судно вышло из порта Новороссийск 7 ноября, последнее – 27 декабря.
– На форуме “Россия – Африка” в прошлом году компания заявляла о необходимости выходить на прямые связи с африканскими странами для увеличения поставок зерна. Как идет эта работа?
– Фактически работа по выстраиванию прямого взаимодействия с импортерами зерна из дружественных стран ведется уже несколько лет. Для нас Африка является одним из приоритетных направлений экспорта, поэтому состоявшийся в июле форум стал отличной площадкой для налаживания прямых контактов с африканскими импортерами, которой мы в полной мере воспользовались.
И мы видим результаты уже в текущем сезоне. Как уже отметил, компания впервые осуществила коммерческие поставки в Руанду, Мозамбик и Малави, спустя сезон вернулась на рынок Танзании, а также получила аккредитацию в качестве авторизированного поставщика зерна в Алжире и Тунисе. Кроме того, сейчас ведем работу по налаживанию взаимодействия с Эфиопией и Зимбабве.
– Каковы финансовые результаты компании в 2023 году?
– Согласно консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по стандартам МСФО, выручка группы ОЗК в 2023 году составила 100,4 млрд рублей – это плюс 26,7 млрд рублей по сравнению с 2022 годом, а показатель EBITDA – 16,2 млрд рублей, что на 10,3 млрд рублей больше, чем в 2022 году.
Данные результаты достигнуты благодаря увеличению объема экспорта группы и перевалки зерна на НКХП, обусловленному в том числе крайне благоприятными погодными условиями в течение года, а также курсовой динамикой.
– В феврале этого года было заявлено, что компания начинает готовить новую стратегию развития на ближайшие шесть лет. Какие основные направления она будет предусматривать? Есть ли уже предварительные ориентиры?
– Действительно, сейчас идет активная работа как над новой стратегией развития, так и долгосрочной программой развития группы ОЗК до 2030 года включительно. Уже можно сказать, что эти документы будут естественным образом развивать цели и задачи, обозначенные нами в их текущих версиях, период реализации которых заканчивается в 2024 году.
Безусловно, приоритетными направлениями работы для нас останутся выполнение функций госагента федерального интервенционного фонда, развитие мощности перевалки НКХП, увеличение объема экспорта зерна и обеспечение бесшовной логистики от поля до порта покупателя, а также формирование собственной торговой флотилии. Будем также работать над расширением парка железнодорожных вагонов и развивать маршрутизацию.