Мы уже пятый год ведем эту программу, я уже не раз говорил, с каким трудом удалось ее принять. Вы помните, как мы проводили большие слушания в Государственной Думе по вопросу развития села, в которых участвовали министры, представители науки, руководство регионов, представители бизнеса, сенаторы и депутаты ГД, где мы доказывали на тот момент острую необходимость финансирования ГП по исходному паспорту.
Сегодня сокращается население в наших округах. К примеру, сокращение к 2005 году в Дальневосточном федеральном округе составило 16%, в Сибирском федеральном округе – 13%, в Уральском федеральном округе – 11%, в Северо-Западном – 13%, и это всего за 17 лет.
С 1989 года количество сельских населенных пунк-тов сократилось на 9074. А если убрать из расчета населенные пункты с численностью до шести человек, то количество сельских населенных пунктов с 1989 года к 2021 году снизилось на 31 092 населенных пункта. Если мы не будем видеть, что сегодня деревни тысячами уходят с лица земли, то мы с вами слепые, глухие и не патриоты страны. Я хочу, чтобы мы обратили на это особое внимание. Именно из состояния необходимости изменения вот этой плачевной ситуации была заложена исходная составляющая этой программы.
Как выполняются главные индикаторы подпрограмм, входящих в ГП КРСТ. К примеру, по жилью. 2,3 млн должно быть к 2025 году по исходному паспорту, а мы видим, что по обновленному паспорту к 2031 году план всего 1 млн кв. м. Кому нужна эта фикция? Почему мы позволяем править изначально рассчитанные под конкретные задачи исходные индикаторы и, как следствие, объем финансирования государственной программы? Мы же видим, что не дают изначально заложенные деньги ни Минэконом, ни Минфин. А что остается делать Министерству сельского хозяйства? У него нет других денег. Мы их и так сломали, развернуться с фермы, с поля к селу, к деревне, видя, что там, если не останется людей и специалистов, некому будет работать ни на ферме, ни в поле.
Что происходит на селе сегодня, допустим, с коммунальными условиями и оборудованием жилищного фонда сельских территорий. Вот, к примеру, по обеспеченности сельских территорий сетевым газом в стране, которая является мировым лидером по запасам газа, в среднем по России 52%, а в некоторых федеральных округах это значение гораздо ниже, 4% – в Дальневосточном федеральном округе, 9% – в Сибирском федеральном округе и 20% – в Северо-Западном федеральном округе. А удельный вес жилых помещений в сельской местности, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением в 2022 году по Российской Федерации составил 41%. Несложно проследить закономерность, что недостаточный уровень развития инженерной инфраструктуры сельских территорий и благоустроенности домовладений приводят к оттоку населения и, как следствие, к дефициту кадров в агропромышленном комплексе.
Неслучайно Президент в своем послании обратил особое внимание на социальное развитие муниципалитетов, которые являются базой нашей рыболовной отрасли. Из 6 277 сельских населенных пунктов рыбохозяйственных регионов 3 944 не газифицированы, 4 011 не имеют водопровода и на 6,3 тыс. населенных пунктов работают всего 864 школы.
Я требую восстановить финансирование ГП до уровня, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 в первоначальной редакции, с сохранением приоритетного порядка бюджетного финансирования и записать это еще раз сегодня в решение Совета законодателей.
Сегодня недофинансирование составляет 693 млрд. руб. государственной программы против исходного паспорта. И эти деньги необходимо вернуть, а по-хорошему и проиндексировать на коэффициент инфляции. И тогда у нас будет все увеличиваться в 5–6 раз. Об этих достижениях говорил министр сельского хозяйства Д.Н. Патрушев сегодня, и тогда и бизнес потянется, и люди будут стремиться жить на селе.
Есть еще один очень важный вопрос, от которого напрямую зависит выполнение поручения Президента, касаемое роста АПК к 2030 году на 25% – вопрос, связанный с вовлечением в оборот сельскохозяйственных земель. Но для начала важно вспомнить Целину, как она зарождалась. При анализе выполнения индикаторов, мы видим отставание от изначального паспорта и, как причину, отсутствие должного финансирования.
Посмотрите на динамику снижения посевных площадей к 90-му году, мы видим, что используется только 25% земли в некоторых регионах. Специально для этого мы приняли программу, но надо двигаться другими шагами, нежели теми, которыми мы идем сегодня. Надо стремиться к показателям лучших экономик мира, а если мы по полмиллиона мелиорируемых площадей будем прибавлять каждый год, чтобы выйти на уровень 1990 г., то сколько лет нам понадобится? Да и в целом, возврат в севооборот брошенных земель – задача достойная.
В завершение, я хочу сказать, нам надо менять философию. И когда вместе с Кашиным заговорит так Володин, Матвиенко и другие, то вся эта гайдаровская проповедь о том, что село – черная дыра и живут там рабы, быстро уйдет в сторону и будет развенчана. А философия отношения к крестьянину, как к кормильцу, восторжествует также, как к земле-матушке и к лесу-батюшке. Если мы эту философию возродим, то все получится, бизнес тогда увидит заботу государства о селе и деревне, как о кормильцах, и будет стремиться вкладывать деньги в развитие сельских территорий, тогда сами крестьяне увидят новые социальные объекты, больницы, школы, объекты культуры, они захотят остаться и не будут стремиться в город.