Уважаемые депутаты, для обеспечения системной работы на перспективу по всем указанным направлениям Минсельхоз разрабатывает национальный проект “Технологическое обеспечение продовольственной безопасности”. В его составе до 2030 года предлагается реализовать восемь федпроектов в сферах, которые я обозначила ранее. За счет реализации нацпроекта рассчитываем значительно повысить уровень технологической независимости в АПК и нарастить объемы производства.
Еще одной задачей, обозначенной президентом, является усиление экспертной направленности. К 2030 году необходимо нарастить поставки за рубеж в полтора раза. Для дальнейшего развития эксперта мы будем проводить корректировку системы мер поддержки, в том числе планируем точечно настраивать действующие механизмы. Уважаемые коллеги, я представила только основные перспективные направления деятельности Минсельхоза. Депутатский корпус традиционно глубоко погружен в специфику аграрной отрасли.
Сулейманов Р.И., фракция КПРФ: Уважаемая Оксана Николаевна, в этом году исполняется 70 лет освоения целины, когда сотни тысяч молодых людей ехали на село, поднимали целинные залежные земли. Вот сегодня вы назвали в своем выступлении проблему кадров, как и во всех других отраслях экономики, актуальной. Она действительно сегодня для села очень актуальна, особенно закрепление молодежи в условиях, вот как Владимир Иванович говорил, недофинансирования программ комплексного развития сельских территорий. Что, по вашему мнению, нужно сделать для повышения престижа аграрного образования и в целом профессий сегодня хлебороба, агронома, животновода и так далее? И чтобы молодежь у нас на селе оставалась и приезжала туда?
Лут О.Н.: Да, Ренат Исмаилович, это действительно вопрос престижа профессий, для нас в нашей профессии очень важен, потому что существует такое мнение, что в нашей отрасли трудно работать, немодно работать. Тем не менее мы за последнее время стараемся с бизнесом менять имидж нашей отрасли, отношение к работе в ней. В принципе это и экономические подходы. За последний год на 15–17 % у нас выросла заработная плата, в этом году рост заработной платы у нас продолжается, улучшаются условия труда. Безусловно, повышается технологичность отрасли, это всем очевидно, и, соответственно, растет производительность труда. Как я сказала, мы делаем особый упор на подготовку кадров. Здесь мы совместно с Минобрнауки и Минпросвещения как раз выстраиваем систему полного цикла от агрокласса, да, у нас сейчас с вами порядка 1800 агроклассов уже существует, их надо увеличивать. Дальше – это среднее профессиональное образование, высшее образование, кадры АПК и обязательно научные кадры для отрасли, которых нам сейчас очень не хватает. В этот процесс у нас активно сейчас вовлекается бизнес, который несколько лет назад был относительно в сторонке, сейчас все понимают, что у нас кадровый голод, бизнес активно включился в этот вопрос по программам подготовки кадров. Безусловно, мы работаем над тем, чтобы больше студентов принимать именно на целевую форму обучения, это для нас очень важно. В последующем они будут закреплены за конкретным хозяйством либо конкретной компанией в АПК.
Но и со своей стороны, конечно, мы предлагаем меры поддержки для занятости, они у нас есть в нашей государственной программе комплексного развития сельских территорий – это компенсация затрат на целевое обучение и на практику, и, конечно, мы эти меры будем увеличивать, исходя из потребности отрасли.
Наумов С.А., фракция ЛДПР: Я задаю вопрос по поручению дальневосточных рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих и судостроительных предприятий. В 2017 году стартовал очень важный проект, направленный на решение задач продовольственной безопасности нашей страны, “квот под киль”, и уже есть хорошие результаты – десятки судов построены, и десятки перерабатывающих заводов заработали, что обеспечивает наш внутренний рынок. Тем не менее во время коронавируса, во время периода, когда были нарушены цепочки поставок, возникли проблемы именно, на мой взгляд, у судостроителей. Вот в связи с этим, как Минсельхоз оценивает реализацию первого этапа программы “квот под киль”, и какие, может быть, нужны от нас, от законодателей, ме ры поддержки для успешного запуска второго этапа?
Лут О.Н.: Действительно, когда начался первый этап, мы столкнулись с определенными сложностями, преимущественно это были сложности финансирования в поставки оборудования в связи с нарушением цепочек, о которых вы сказали. В соответствии с поручением председателя правительства был создан 42-й межведомственный инцидент по этой тематике, соответственно, все вопросы в режиме ручного управления фактически рассматривались Министром сельского хозяйства в рамках этого инцидента. На момент запуска этого инцидента у нас было сдано всего 11 судов, сейчас у нас 24, и мы, в общем, считаем, что мы набрали достаточно хорошую ритмичность по строительству судов.
Здесь мы уже с вами скорректировали ряд нормативных документов. Есть еще предложения по корректировке, которые мы будем обсуждать. Я надеюсь, они будут поддержаны. Плюс принято решение о дополнительном финансировании верфей в связи с тем, что есть определенная недостаточность в денежных средствах для строительства судов. В целом, как нам кажется, сейчас у нас сформирован очень конструктивный диалог с Минпромторгом и с Объединенной судостроительной корпорацией для того, чтобы дальше ритмично двигаться ко второму этапу, по которому у нас тоже большие обязательства, и мы считаем, что мы эти обязательства вполне сможем выполнить, у нас есть все возможности для создания современного рыболовецкого флота в России.
Нилов О.А., фракция “Справедливая Россия – За правду”: Оксана Николаевна, я, конечно же, благодарю в вашем лице всех наших героических тружеников полей за выдающиеся рекордные результаты последних лет в производстве зерна, мяса, мяса птицы, рыбы. Но есть отрасли, так скажем, которым, мягко говоря, не уделено должного внимания. Производство овощей, цветов в России, ну, катастрофически стоит на месте, а то и отступает. У нас почему-то плодоовощная продукция Турции, цветы из Голландии, как будто они там сами растут не в теплицах. В чем причина? Какие меры собираетесь предпринять, чтобы уйти от этой зависимости и поддержать наших производителей? Наша продукция должна быть не только на наших прилавках. Мы должны отправлять ее на экспорт. Вот подскажите, какие планы есть.
Лут О.Н.: По прошлому году по овощам по картофелю мы достигли показателя продбеза: 97% мы выполнили при доктрине в 95%. По овощам мы практически приблизились к показателю, установленному доктриной, 89,4% сделали при пороге в 90%. У нас, конечно, каждый год бывают определенные перекосы. Вы знаете, все это связано с погодными условиями. Тем не менее мы считаем, что промышленный сектор в овощеводстве и картофелеводстве у нас находится на достаточно высоком уровне, и нашим производителям удается собирать необходимый урожай для обеспечения внутренних потребностей. С точки зрения выделений этой отрасли, сейчас у нас предусмотрены все возможные меры поддержки для овощей: это прямое субсидирование, льготное кредитование, лизинг и возмещение капитальных затрат для строительства овощехранилищ. С 2023 года мы выделили овощи в отдельный федпроект в рамках нашей государственной программы. 4,5 млрд рублей у нас предусмотрено средств на этот год. Регионы подтверждают, что этого достаточно для того, чтобы расти по объемам производства. Что касается овощей закрытого грунта. Да, здесь за последние десять лет мы смогли обеспечить центральную часть России полностью овощами закрытого грунта, ну основные два наших вида это томаты и огурцы. Соответственно, сейчас, в этом году, мы собрали уже 500 тыс. тонн, это на 5,5% больше, чем в прошлом году. У нас реализуются проекты по теплицам в Сибири и на Дальнем Востоке, где есть еще нехватка, здесь мы отдаем меры поддержки, у нас есть льготное кредитование на это. И, соответственно, мы видим, что к 2030 году мы полностью закроем потребность нашей страны по овощам закрытого грунта, ну и, собственно, открытого грунта. Отдельно по цветам. Цветы – это такая особенная тематика, потому что не являются темой продбеза, понятно, что это растениеводческая продукция. Тем не менее, меры поддержки у нас предусмотрены. Есть льготное кредитование на строительство теплиц на длительные сроки, которые соответствуют срокам окупаемости. И мы совместно сейчас с Министерством экономического развития, конечно, рассматриваем меры таможенно-тарифного регулирования для того, чтобы ограничить ввоз цветов из недружественных стран, это мы можем сделать по 100-му указу, и, соответственно, максимально еще внутренними нашими возможностями поддержать развитие наших цветоводов.
Арапов Г.К., фракция “Новые люди”: Минсельхозом ведется системная работа по совершенствованию правил ветеринарии. За последние два года утверждены новые правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, в этом году утверждены требования для содержания лошадей, птиц. Но, конечно, для совсем небольших фермерских хозяйств многие новые правила становятся большой проблемой, фермеры начинают разрываться между тем, что ему делать: реально заниматься работой или отчетностью и адаптацией к новым условиям. Мы сформировали такие предложения по тому, что для маленьких фермерских хозяйств было бы неплохо скорректировать, чтобы они продолжили существовать и осуществлять свою экономическую деятельность. В связи с этим вопрос. В целях поддержки фермерских хозяйств возможна ли такая корректировка правил для них, условий работы для них? Потому что сейчас, конечно, нагрузка легла на совсем небольшие организации.
Лут О.Н.: Эта тема важная, но к ней надо относиться очень аккуратно, потому что, конечно, здесь есть два аспекта. Первый аспект – это эпизоотическая ситуация. Надо понимать, что любая вспышка в КФХ или ЛПХ может привести к распространению болезни в других хозяйствах – как маленьких так и больших, и получаем снижение производства животноводческой продукции. Мы с этим столкнулись в прошлом году, я думаю, все это заметили, и здесь надо быть особенно аккуратными.
Второй аспект – это, безусловно, безопасность животноводческой продукции для потребителей. Для этого как раз и нужна ветсанэкспертиза и не только для малых предприятий, для всех животноводческих предприятий. Этому нужно уделять особое внимание, потому что безопасность продукции – это ключевая задача. Тем не менее, безусловно, мы понимаем, что процедуры, связанные с выполнением ветеринарных правил, должны быть удобными и доступными для сельхозпроизводителей всех форм, в том числе малых. Поэтому здесь мы с вами готовы посмотреть все предложения, которые у вас есть, и совместно с вами разработать приемлемые варианты для наших малых сельхозпроизводителей, занимающихся животноводством.
Гончаров Н.А., фракция “Единая Россия”: Уважаемая Оксана Николаевна, как вы верно заметили, сельское хозяйство – это цех под открытым небом с соответствующими рисками. И в последнее время в ряде регионов России сложились непростые погодные условия: заморозки, пришедшие в начале мая на европейскую часть страны, привели к потере озимых, подсолнечника, кукурузы, овощных культур. Дополнительно к этому в южных областях уже наблюдается засуха. Сейчас нужно найти дополнительные финансовые ресурсы, чтобы провести пересев культур, необходимо расширить объемы льготного кредитования на эти цели. Какие совместные шаги, по вашему мнению, стоит предпринять Государственной Думе, правительству, Минсельхозу, чтобы оперативно отреагировать на складывающуюся ситуацию и обеспечить достаточное финансирование аграриев льготными кредитами?
Лут О.Н.: Ситуация в этом году достаточно тяжелая, у нас в ЦФО и ряде регионов ЦФО, ПФО, Волгоградская область попали в заморозки. На юге мы подходим к засухе. Если сейчас дождь не пойдет, то, конечно, это можно будет констатировать как засуху. У нас сейчас три региона ЦФО, вы знаете, ввели региональный ЧС по заморозкам. Выпало порядка 500 тыс. гектар, пока вот предварительные данные такие, на них все необходимо пересеивать. Как вы сказали, семена у нас есть. С точки зрения финансов, лимитов, которые предусмотрены на посевную, в том числе на предстоящий пересев у нас достаточно. Мы будем контролировать ситуацию, если вдруг финансов будет не хватать, значит, мы изыщем возможности для того, чтобы профинансировать всех, кому это необходимо.
Плюс я еще хочу затронуть момент, связанный со страховыми компаниями. Это отдельная тематика, на которую все время сетуют наши аграрии. Сейчас будем внимательно следить за действиями страховых компаний по этим случаям, особенно по ЧС, для того, чтобы все добросовестные сельхозстрахователи получили необходимый объем возмещения в течение 10 дней. Поэтому здесь тоже отдельно будем вам докладывать.
Володин В.В.: Оксана Николаевна, но учитывая, что вы работали и работаете первым заместителем министра, а надо сказать, что министерство многого добилось, безусловно, это и ваш вклад, и председатель правительства учел это и ваша кандидатура внесена. Но работа министром – это уже другой уровень и здесь крайне важно, чтобы вы сделали все для того, чтобы министерство не потеряло те позиции, которые сегодня есть. У нас сельская экономика, сельское хозяйство – драйвер экономики и это сильная сторона нашей страны. Посмотрите, и экспорт, сельхозпродукция, огромен, никогда он таким не был и в советское время, и уже в новой России. И все это, конечно, играет в поддержку вас, потому что вы на протяжении последних лет работаете, но все-таки вы должны понимать, что это огромная ответственность. Мы со своей стороны будем поддерживать. И вы не стесняйтесь, взаимодействуйте и с профильным комитетом. Владимир Иванович Кашин человек уважаемый, авторитетный, Алексей Васильевич Гордеев, вот он у нас здесь скромно, но он строгий, но справедливый. Поэтому исходите из того, что нам важно, чтобы у вас все получилось. Спасибо вам большое. Вот, уважаемые коллеги, когда в материале человек, есть компетенция и есть уже опыт, что можно сказать? Только время покажет, но на данный момент думаю, что все поддержат кандидатуру, понимая, что многое делается и есть надежда, что человек пришел неслучайный, а дальше и от нас зависит, как мы будем взаимодействовать, как будем работать. Поэтому разговор откровенный, он, может быть, для кого-то не очень приятный, но он по-другому не может строиться. Мы уже говорили об этом, мы берем ответственность за работу тех, кого утверждаем, и за конечный результат.