Президент поручил в два раза снизить объем неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты. Строительство и модернизация очистных сооружений планируется в крупных городах с наибольшим негативным воздействием. Помимо этого, ведется и работа по оздоровлению озера Байкал, а также по восстановлению лесов, сохранению биологического разнообразия и развитию особо охраняемых природных территорий. В приоритете и решение вопросов нормативного регулирования в сфере обращения с отходами.
Ну, и, наконец, отдельный вопрос это, конечно же, недропользование. Требуется актуализация задач в сфере геологии, в том числе, для обеспечения нашей страны дефицитными видами стратегического сырья. Уважаемые депутаты, в соответствии с Посланием президента, разрабатывается нацпроект “Экология”. Планируется, что в его основу лягут девять федпроектов, которые объединят все обозначенные сферы. Как всегда будем работать, и разрабатывать все эти федеральные проекты с вашим участием.
Уважаемые коллеги, я затронул не все направления, но, думаю, что во взаимодействии с отраслевыми организациями, с командами профессионалов на местах, ну, и, конечно, с комитетами Государственной Думы, с депутатами Государственной Думы сделаем все для приумножения результатов и полноценного исполнения всех поручений президента. Надеюсь на вашу поддержку. Готов ответить на вопросы.
Васильев Н.И., фракция КПРФ: Уважаемый Дмитрий Николаевич, отмечая высокие результаты отрасли, вашей деятельности, особенно в последние годы, хотелось бы уточнить. Президент в своем Послании поставил задачу значительно увеличить объемы производства продукции АПК к 2030 году, в том числе продукцию животноводства. С учетом необходимости решения этих задач в сжатые сроки, какие предусматриваются механизмы для достижения поставленной цели, в том числе по молочному животноводству? Спасибо.
Патрушев Д.Н.: Действительно, в последние годы наша отрасль по увеличению объемов производства продукции росла достаточно хорошими темпами, и у нас стоят задачи, которые нам необходимо решить – вырасти на 25% к следующей отчетной дате. Механизмы, которые есть, они показали свою эффективность, у нас с 2000-х годов сельхозпроизводство выросло почти вдвое, а урожай зерна за десять лет вот в среднем превышает уже 100 млн тонн. По молоку у нас растут объемы производства, и, соответственно, прирост составил 4 млн тонн. При этом инструменты поддержки, они абсолютно понятны, они как были, так и остаются прежними: это и льготное кредитование, это и прямые субсидии производителям, это и возмещение части капитальных затрат. И все эти направления, я думаю, что мы планируем сохранить и будем их (ну только если немного) перенастраивать. Соответственно, это должно дать соответствующий результат.
А вот вы коснулись непосредственно молочного направления, здесь еще важно, конечно, финансировать инвестиционные проекты, что мы будем делать через льготное кредитование. И особое внимание обратить на эпизоотическую обстановку, она сейчас у нас не очень простая, но тем не менее, я думаю, что мы решим.
Марков Е.В., фракция ЛДПР: Уважаемый Дмитрий Николаевич, задам такой чувствительный вопрос для многих. У нас на сегодняшний день по оценке специалистов примерно 80 млн га сельскохозяйственных земель покрыты фактически уже лесными массивами. И на сегодняшний день существует постановление Правительства Российской Федерации, которое сложило такой худой мир между специалистами лесного и сельскохозяйственного направления. Скажите, пожалуйста, вот с учетом вашего будущего статуса насколько есть готовность вести более полноценную, широкую дискуссию для поиска наиболее компромиссного варианта использования данных земель по максимально эффективному, собственно говоря, вот взаимодействию для населения, специалистов сельского хозяйства и лесного хозяйства?
Патрушев Д.Н.: Действительно, тема очень актуальная. И с учетом моей предыдущей работы, конечно, я высказывался за то, чтобы на землях сельхозназначения не поддерживать высаживание и рекультивацию лесов. Но с учетом возможного изменения статуса я вам подтверждаю, что мы, конечно же, готовы к диалогу, есть аргументы за и есть против. Но нам нужно, говоря о землях сельхозназначения, все-таки учитывать тот тонкий момент, что это для агропромышленного комплекса основное средство производства. И если мы его будем просто использовать, в том числе и для разведения лесов, ну мы можем утерять этот основной механизм. При этом я совершенно четко понимаю, что вот эти колхозные леса, которые уже выросли, и ввести эту землю в сельхозоборот, ну на самом деле не представляется возможным. Там, конечно же, имеет смысл поддерживать дальнейшее производство этих лесов. Но думаю, что так и будем делать, очень аккуратно к этому будем подходить. Есть нормативная база для этого, если потребуется, будем ее совершенствовать. Но важно, чтобы, конечно, земли сельхозназначения использовались по их основному назначению.
Нилов О.А., фракция “Справедливая Россия – За Правду”: Уважаемый Дмитрий Николаевич, героические труженики полей России трудятся в четырех климатических поясах, в шести зонах, такой страны в мире больше нет. Ну и, к сожалению, все, что севернее Москвы, у нас, считайте, Сибирь, да только еще с минусом того, что солнца нет, а тарифы на электроэнергию на Северо-Западе в разы больше, чем в Сибири. Так вот, конечно, вопрос поддержки для того, чтобы мы удваивали сегодняшние результаты, били рекорды, он связан с поддержкой государственной. Она, к сожалению, пока не на мировых уровнях. Ну и мой вопрос. Даже сейчас как вы намерены дифференцировать поддержку в разных регионах, в разных климатических поясах?
Патрушев Д.Н.: Это действительно необходимо делать. И мы на сегодняшний день такую дифференциацию проводим. Предусмотрены отдельные преференции для Дальнего Востока у нас, для Северного Кавказа, для Арктической зоны, для Крыма и Севастополя, для новых наших регионов. И, конечно, это важно, и мы их сохраним, эти повышающие коэффициенты, которые на сегодняшний день присутствуют. При этом я отдельно скажу, что дифференциация у нас на сегодняшний день еще и выражается в том, что в рамках нашей объединенной субсидии регионы сами могут выбирать те направления, которые для них было бы максимально приоритетно поддерживать. А мы их в этих, в этом их выборе обычно поддерживаем и выделяем ресурсы именно на те направления, на те подотрасли, которые в тех или иных регионах в большей степени имеют возможность развиваться. Поэтому дифференциацию продолжим, продолжим работать с нашим Минфином и с финансово-экономическим блоком на предмет увеличения объемов финансирования наших государственных программ. Но я думаю, что вы и сами видите, за последнее время объемы финансирования агропромышленного комплекса, они значительно увеличились. И я, конечно, хочу за это поблагодарить и председателя правительства, и президента, и финансово-экономический блок, который идет навстречу. Действительно, у нас сейчас налажен очень-очень неплохой диалог.
Арапов Г.К., фракция “Новые люди”: Уважаемый Дмитрий Николаевич, вопрос такой на стыке экологии и сельского хозяйства. Многие регионы сейчас готовятся к тому, чтобы адаптироваться к климатическим изменениям, которые происходят для них все быстрее и быстрее. И здесь, если говорить про регионы у нас традиционно сельскохозяйственные, сейчас порядка 65% пашни, 28% сенокосов и 50% пастбищ подвержены так или иначе эрозии, дефляции и периодическим засухам, суховеям и пыльным бурям. В связи с этим вопрос. Какие меры планирует предпринять правительство для борьбы с опустыниванием земель и, возможно, в целом для адаптации наших регионов к меняющемуся климату?
Патрушев Д.Н.: Мы эту тему, в том числе, и вчера обсуждали. Ну, на самом деле нужно подходить и с точки зрения науки к этой теме. У нас при Минобре создан Центр по борьбе с опустыниванием территорий, который, во-первых, идентифицирует те земли, которые уже повреждены от деградации, а во-вторых, занимается разработкой комплекса мероприятий, которые могут позволить, соответственно, не выбывать этим землям. Ну, в первую очередь, конечно, это фито– и гидромелиорация. И эта тема, она находится как раз на стыке тех госпрограмм, которые есть в Минприроде и которые есть в Минсельхозе. Я думаю, что совместно, объединяя усилия, работая вместе, мы те проблемы, которые в большинстве своем представлены у нас, это Дагестан, Калмыкия, Астраханская область, я имею в виду как раз опустынивание, будем решать, ну и с привлечением, конечно, депутатского корпуса. Я думаю, что вы нам здесь тоже поможете и соответствующие наставления дадите. В принципе проблемы существуют и решения исключительно на стыке взаимодействия ведомств. Одно ведомство никакое не решит.
Плотников В.Н., фракция “Единая Россия”: Уважаемый Дмитрий Николаевич, одной из наиболее острых проблем для отрасли на протяжении уже длительного времени остается проблема оттока сельского населения в города, особенно молодежи, а это наши кадры, Какие меры предпринимаются правительством и будут предприниматься для того, чтобы повысить уровень жизни и качество жизни в сельской местности, в том числе и увеличение программы, эффективно работающей, по развитию территорий?
Патрушев Д.Н.: Тему вы знаете не хуже меня. Для того чтобы оставить сельское население на земле, в сельских районах у нас разработана программа по комплексному развитию сельских территорий, она действует уже пятый год. За пять лет на ее финансирование выделено 255 млрд рублей. Да, это ниже паспортных данных, изначально которые планировалось утвердить, но тем не менее достаточно серьезные деньги. И эти деньги позволили нам на самом деле затронуть жизни практически 14 млн человек: мы улучшили инфраструктуру, мы построили сельские дороги, мы построили ФАПы, мы построили детские сады и школы. И это все, конечно, способствует тому, чтобы население оставалось и не принимало решения уезжать в города. Очень надеюсь на то, что нам с вашим участием в том числе удастся и дальше отстаивать финансирование этой госпрограммы. В рамках нового цикла предполагается создание опорных населенных пунктов, их порядка 2 тысяч, 80 будет реализовано пилотных проектов. Вот пилотные проекты тоже будем с вами вместе реализовывать. Потом съездим, посмотрим, что получилось, и представим это все на суд. Думаю, что проекты, которые будут в рамках пилота реализованы, они покажут как раз, что это правильное направление деятельности, что нужно консолидировать все усилия и в том числе других ведомств для того, чтобы мы село и сельские территории поднимали. Поэтому вместе будем работать.
Володин В.В.: Уважаемые коллеги, поблагодарим Дмитрия Николаевича. Это пример того, что если работаешь, эффективен – растешь. Профессионализм, опыт – дорогого стоят, поэтому внесенные кандидатуры сегодня новые на должности заместителей председателя правительства, но они прошли серьезную школу, занимая должности министров. И их труд оценен. Ну а вы сами сделаете выводы при голосовании для себя.ше поручение.