Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.

Отвага милосердия

У войны не женское лицо. Но в тяжелые времена, когда твоя земля, дом и семья в опасности, мужество проявляется не только в мужских сердцах. История Великой Отечественной войны хранит огромное количество примеров героизма, проявленного на передовой женщинами. Санинструкторы, снайперы, летчицы, связистки... – все они отважно сражались с врагом, оказывали помощь раненым бойцам. Так сегодня на защиту Донбасса и на “поля” спецоперации на Украине встали девушки, женщины, матери. Несмотря на свою хрупкость, они достойно несут службу в рядах российской армии.
В смертельной опасности девушки-медики думали о спасении солдатских жизней

У войны не женское лицо. Но в тяжелые времена, когда твоя земля, дом и семья в опасности, мужество проявляется не только в мужских сердцах. История Великой Отечественной войны хранит огромное количество примеров героизма, проявленного на передовой женщинами. Санинструкторы, снайперы, летчицы, связистки... – все они отважно сражались с врагом, оказывали помощь раненым бойцам. Так сегодня на защиту Донбасса и на “поля” спецоперации на Украине встали девушки, женщины, матери. Несмотря на свою хрупкость, они достойно несут службу в рядах российской армии.

...Две наши героини, о которых пойдет рассказ, стояли немного растерянные в великоватых по размеру госпитальных пижамах, а вокруг них неожиданно собрался десяток солидных мужчин с большими звездами на погонах. Хорошо поставленный голос, казалось, заполнил все пространство небольшой палаты: “За мужество и героизм, проявленные при выполнении профессионального долга в боевых условиях, Указом Президента Российской Федерации наградить…” Потом сам министр обороны Сергей Шойгу приколол на пижамы Маше Мирошниченко и Кате Ивановой весьма почитаемую в военной среде медаль “За отвагу”, вручил по букету цветов и, обняв по-отечески, поблагодарил девчат за мужество, пишет “Красная звезда”.

Красный крест под прицелом


Уже 24 февраля 2022 года лейтенант Мария Мирошниченко и прапорщик Екатерина Иванова вместе со своим медицинским батальоном окунулись в боевые реалии спецоперации. В первые три дня они не раз попадали под украинские обстрелы. Полевой автоперевязочный пункт медбата работал в бесперебойном режиме и как перевязочная, и как операционная. Ординатор хирургического отделения лейтенант Мария Мирошниченко и фельдшер того же отделения прапорщик Екатерина Иванова были направлены в составе эвакуационной группы на линию боевого соприкосновения. Но линия эта в первые дни боев оказалась весьма непредсказуемой.

Когда их медицинский УАЗ – “буханка” – проезжал через село Чуповка, прямо по курсу вздыбилось облако взрыва. Водитель успел свернуть на обочину, но через секунду прямо в опознавательный красный крест на борту машины ударила ракета ПТУР. Украинский оператор бил с близкого расстояния, да и сам боеприпас предназначался для брони, поэтому он разнес кабину уазика без взрыва, одной своей полетной энергией. Это и спасло всех, кто был внутри, кроме погибшего от удара ракеты водителя.
Девушки, не теряя ни секунды, стали выносить раненых в более или менее безопасное место. Когда Мария Мирошниченко оттаскивала от обломков машины последнего раненого бойца, разрыв мины полыхнул совсем рядом. Осколки ударили в не защищенные бронежилетом участки тела, а голова пошла кругом от контузии. По другую сторону этого разрыва Екатерина Иванова прикрыла собой бойца, лежащего без бронезащиты на носилках.

– Не помню, как накрыло взрывом. Этот момент будто вышибло у меня из памяти, – вспоминает Катя. – Инстинктивно прикрыла собой раненого, и меня посекло осколками. Были отметины на бронежилете, на каске. Ощутила, что мне попало в шею, руку, поясницу. Смотрю, руки шевелятся, подумала, это же хорошо. А тут увидела, что подбегают легкораненые ребята. Они мне разрезали рукав, наложили жгут. Подбежала и Маша, вколола анальгетик, перевязала.

Медицинский рефлекс

Мощный инстинкт самосохранения на рубеже жизни и смерти у девушек-медиков ушел на второй план. А вот ставшее рефлекторным профессиональное качество военных медиков – “Сам погибай, а раненого выручай!” – взяло верх. По невысоким зарослям группа раненых сумела уйти из поля зрения врага, посчитавшего, наверное, что под столь мощным обстрелом вряд ли кто-то мог уцелеть. Медицинские укладки сгорели в санитарной машине. Раненым требовались перевязки и обезболивание.
Поплутав, группа случайно вышла к сельскому фельдшерскому пункту. Мария признается, что ее тогда одолевали сомнения:

– Были мысли, вдруг там засада или нас могут задержать и сдать украинским националистам. Рискнули, пошли вдвоем с раненым сержантом. В ФАПе дежурили медики – две женщины и мужчина. Они, наверняка рискуя навлечь на себя карательные меры нацистов, дали нам перевязочный материал, обезболивающие, помогли перевязать наших бойцов.

А потом были еще два дня упорного продвижения к своим через серую зону с риском на каждом шагу столкнуться с врагом. Когда Мария увидела бегущего навстречу знакомого солдата, он показался ей чудо-вестником. “Товарищ лейтенант, вас потеряли! И даже говорили, что укры ваш ПТУР пожгли”, – сбивчиво тараторил он. Вскоре по указанному бойцом направлению они встретили эвакогруппу своего батальона.

Семерых раненых, спасенных Машей и Катей, немедленно отправили в ближайший госпиталь. Туда же попали и сами, помеченные беспощадным металлом девушки. Затем последовал столичный госпиталь имени Вишневского. Там Екатерине Ивановой сделали четыре довольно сложные операции и выдали на память осколок диаметром более 2 см, извлеченный из плеча.

Военная тайна женской души


Откуда у двух хрупких девушек, видевших войну только в кино, на четвертый день реальной боевой обстановки нашлось столько отваги и самоотверженности, чтобы, не задумываясь, спасать из огня раненых бойцов и прикрывать их собой в мгновенья наивысшей опасности? В чем эта военная тайна женской души России?

Мария Мирошниченко – уроженка Северной Осетии. В городе Ардоне она окончила среднюю школу. Одноклассники и учителя говорят, что она росла светлым человечком. При всем женском воспитании – Катя росла под присмотром бабушки и мамы – она была заводилой и в мальчишеских играх – командовала школярами в молодежной военно-спортивной игре “Зарница”, задавала тон на полосе препятствий, в спортивном ориентировании, стрельбе из пневматики по мишеням. А уж в оказании первой медпомощи и в викторинах на военно-историческую тему ей вообще не было равных. Сказались, наверное, в характере девочки и ее младшего брата, который тоже стал офицером, гены прадеда – солдата-пехотинца, прошедшего дорогами Великой Отечественной войны до Берлина.

Лет в 15 Маша уже знала, что станет врачом. Она целенаправленно изучала химию и биологию, брала призы на школьных олимпиадах. Так что без всяких сомнений поступила в Северо-Осетинскую медицинскую академию. Училась увлеченно и окончила вуз с красным дипломом. Но так получилось, что после ординатуры работы по специальности не нашла, везде требовался стаж. Подруги предлагали пройти переподготовку на стоматолога или косметолога – работа прибыльная и не такая стрессовая, как в хирургии. Но Мария об этом и слышать не хотела – характер сказывался.

Волей случая ей предложили должность врача в Московском ВОКУ. За три года практики девушка основательно зарядилась военным профилем медицины. Поэтому, когда ей предложили офицерскую должность в танковой дивизии, она без особых раздумий стала лейтенантом медицинской службы. А через полгода ординатор хирургического отделения медицинского батальона лейтенант Мария Мирошниченко с безоглядной отвагой милосердия боролась за жизнь наших бойцов.

Екатерина Иванова родилась в Магадане, а с двух лет воспитывалась у бабушки в Белгородской области. В школьные годы ее, как юную спортсменку, решили выставить на районную олимпиаду по основам безопасности жизнедеятельности. Ей это далось легко: быстро освоила нормативы по надеванию защитного химкомплекта, разборке и сборка автомата. По медицинской подготовке с Катей занималась дочь преподавателя ОБЖ, она работала врачом. Именно в этой номинации девочка набрала наибольшее число баллов. Запала тогда в ее душу и мечта о военной медицине. Она и привела Екатерину в медицинский колледж при Белгородском государственном исследовательском университете. Училась с увлечением и в спорте добилась заметных результатов. Хотя и приходилось по вечерам подрабатывать уборщицей, официанткой.

Окончив медицинский колледж, Катя вместе с дипломом получила сертификаты массажиста и косметолога. Однокашниц приняли в салон красоты – размеренная жизнь, неплохой заработок.

– У меня все мысли были о военной медицине, – вспоминает Екатерина Иванова. – А тут позвонила староста группы, говорит: “Идет набор в армию, не хочешь попробовать?” Я, собрав все свои медали, грамоты, пришла в военкомат и заявила: “Хочу служить”. Там сказали, что спортивные и целенаправленные девочки им подходят.

И стала Катя фельдшером медицинского батальона танковой дивизии, где и служит уже почти 12 лет. За отличие в борьбе с ковидом ее наградили медалью. Коллеги говорят, что в ней удивительным образом сочетаются девичья мягкость и бойцовский характер.

Когда на боевом рубеже между жизнью и смертью потребовалась их отвага, эти ангелы милосердия кинулись спасать раненых однополчан. Такое движение души и есть подвиг профессиональной самоотверженности. Хотя обе девушки в один голос уверяют, что они просто выполняли обычную работу в не совсем обычных условиях. Сегодня они видят продолжение своих судеб в военной службе. Маша хотела бы проявить себя в специализации сосудистого хирурга, а Катя мечтает стать офицером войсковой медицины. И наверное, обе эти замечательные девушки вполне заслуживают того, чтобы их цели и мечты были реализованы.

Владимир СОСНИЦКИЙ.
1 апреля 2024
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях