Поплутав, группа случайно вышла к сельскому фельдшерскому пункту. Мария признается, что ее тогда одолевали сомнения:
– Были мысли, вдруг там засада или нас могут задержать и сдать украинским националистам. Рискнули, пошли вдвоем с раненым сержантом. В ФАПе дежурили медики – две женщины и мужчина. Они, наверняка рискуя навлечь на себя карательные меры нацистов, дали нам перевязочный материал, обезболивающие, помогли перевязать наших бойцов.
А потом были еще два дня упорного продвижения к своим через серую зону с риском на каждом шагу столкнуться с врагом. Когда Мария увидела бегущего навстречу знакомого солдата, он показался ей чудо-вестником. “Товарищ лейтенант, вас потеряли! И даже говорили, что укры ваш ПТУР пожгли”, – сбивчиво тараторил он. Вскоре по указанному бойцом направлению они встретили эвакогруппу своего батальона.
Семерых раненых, спасенных Машей и Катей, немедленно отправили в ближайший госпиталь. Туда же попали и сами, помеченные беспощадным металлом девушки. Затем последовал столичный госпиталь имени Вишневского. Там Екатерине Ивановой сделали четыре довольно сложные операции и выдали на память осколок диаметром более 2 см, извлеченный из плеча.
Военная тайна женской души
Откуда у двух хрупких девушек, видевших войну только в кино, на четвертый день реальной боевой обстановки нашлось столько отваги и самоотверженности, чтобы, не задумываясь, спасать из огня раненых бойцов и прикрывать их собой в мгновенья наивысшей опасности? В чем эта военная тайна женской души России?
Мария Мирошниченко – уроженка Северной Осетии. В городе Ардоне она окончила среднюю школу. Одноклассники и учителя говорят, что она росла светлым человечком. При всем женском воспитании – Катя росла под присмотром бабушки и мамы – она была заводилой и в мальчишеских играх – командовала школярами в молодежной военно-спортивной игре “Зарница”, задавала тон на полосе препятствий, в спортивном ориентировании, стрельбе из пневматики по мишеням. А уж в оказании первой медпомощи и в викторинах на военно-историческую тему ей вообще не было равных. Сказались, наверное, в характере девочки и ее младшего брата, который тоже стал офицером, гены прадеда – солдата-пехотинца, прошедшего дорогами Великой Отечественной войны до Берлина.
Лет в 15 Маша уже знала, что станет врачом. Она целенаправленно изучала химию и биологию, брала призы на школьных олимпиадах. Так что без всяких сомнений поступила в Северо-Осетинскую медицинскую академию. Училась увлеченно и окончила вуз с красным дипломом. Но так получилось, что после ординатуры работы по специальности не нашла, везде требовался стаж. Подруги предлагали пройти переподготовку на стоматолога или косметолога – работа прибыльная и не такая стрессовая, как в хирургии. Но Мария об этом и слышать не хотела – характер сказывался.
Волей случая ей предложили должность врача в Московском ВОКУ. За три года практики девушка основательно зарядилась военным профилем медицины. Поэтому, когда ей предложили офицерскую должность в танковой дивизии, она без особых раздумий стала лейтенантом медицинской службы. А через полгода ординатор хирургического отделения медицинского батальона лейтенант Мария Мирошниченко с безоглядной отвагой милосердия боролась за жизнь наших бойцов.
Екатерина Иванова родилась в Магадане, а с двух лет воспитывалась у бабушки в Белгородской области. В школьные годы ее, как юную спортсменку, решили выставить на районную олимпиаду по основам безопасности жизнедеятельности. Ей это далось легко: быстро освоила нормативы по надеванию защитного химкомплекта, разборке и сборка автомата. По медицинской подготовке с Катей занималась дочь преподавателя ОБЖ, она работала врачом. Именно в этой номинации девочка набрала наибольшее число баллов. Запала тогда в ее душу и мечта о военной медицине. Она и привела Екатерину в медицинский колледж при Белгородском государственном исследовательском университете. Училась с увлечением и в спорте добилась заметных результатов. Хотя и приходилось по вечерам подрабатывать уборщицей, официанткой.
Окончив медицинский колледж, Катя вместе с дипломом получила сертификаты массажиста и косметолога. Однокашниц приняли в салон красоты – размеренная жизнь, неплохой заработок.
– У меня все мысли были о военной медицине, – вспоминает Екатерина Иванова. – А тут позвонила староста группы, говорит: “Идет набор в армию, не хочешь попробовать?” Я, собрав все свои медали, грамоты, пришла в военкомат и заявила: “Хочу служить”. Там сказали, что спортивные и целенаправленные девочки им подходят.
И стала Катя фельдшером медицинского батальона танковой дивизии, где и служит уже почти 12 лет. За отличие в борьбе с ковидом ее наградили медалью. Коллеги говорят, что в ней удивительным образом сочетаются девичья мягкость и бойцовский характер.
Когда на боевом рубеже между жизнью и смертью потребовалась их отвага, эти ангелы милосердия кинулись спасать раненых однополчан. Такое движение души и есть подвиг профессиональной самоотверженности. Хотя обе девушки в один голос уверяют, что они просто выполняли обычную работу в не совсем обычных условиях. Сегодня они видят продолжение своих судеб в военной службе. Маша хотела бы проявить себя в специализации сосудистого хирурга, а Катя мечтает стать офицером войсковой медицины. И наверное, обе эти замечательные девушки вполне заслуживают того, чтобы их цели и мечты были реализованы.
Владимир СОСНИЦКИЙ.