Российские аграрии из-за повышения цен на отечественную сельскохозяйственную технику вынуждены сокращать ее закупки. Вопрос с каждым годом становится все актуальнее и острее. На парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам данная тема также была поднята.
Владимир Кашин, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам:
– Энерговооруженность – тема, которой министр лично занимается, но этот рост цен, он неугомонный со стороны затратного механизма. Не хватает машин – меньше двух комбайнов на тысячу гектар. Приехали в Оренбург – 300 тысяч гектаров проросло на корню. А если бы хотя бы три комбайна было на тысячу гектаров, все было бы в порядке. Точно так же по тракторам.
Научно обоснованная норма свидетельствует, есть биологическая спелость зерна, и каждый день затягивания уборки, потеря одного процента.
А если мы организовываем сверху такой бизнес на селе, и малого, и среднего, при этом у нас нет на расширенное воспроизводство средств, нет оборотных средств купить технику и так далее. За три года комбайн, трактор увеличились цены в два раза.
В апреле Совет Думы выезжает в Ростов посмотреть все, что связано с сельскохозяйственной техникой, которую производит “Ростсельмаш”. Сейчас строятся три новых завода. Могу с уверенностью сказать, и это показал опыт, что по сравнению с американскими, немецкими комбайнами, наш ростсельмашовский показал лучшие результаты. А испытывали ни один год в сравнении с другими. Но там гидравлика чужая, мосты чужие, коробка передач чужая. То есть в России не было своего комбайна, за 30 лет были уничтожены все наши заводы. И сейчас строительство заводов все эти проблемы снимает. Я убежден, что в 2024 году заводы будут построены, и у нас появится не только свой комбайн, но и линейка тракторов.
Александр Хижняк, председатель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов Оренбургской области:
– Энерговооруженность сельского хозяйства – основа производительности труда. И если, допустим, сегодня в Краснодарском крае энерговооруженность на 100 гектаров пашни 280 лошадиных сил, то вот в тех регионах, которые восточнее и севернее - от 100 до 150. При такой энерговооруженности мы будем терять миллионы тонн зерна, потому что мы уходим за оптимальные сроки уборки сева и вообще наших сельскохозяйственных сезонов и сроков.
Поэтому нужно серьезно продумать и должна быть государственная программа по увеличению энерговооруженности. И, к сожалению, это наше фермерское мнение, сегодня наши заводы не обеспечивают прирост, обмен техники, чтобы она работала в течение хотя бы срока амортизации. Сегодня академики посчитали и сказали, что если такими темпами будет производиться агротехника, то это нужно 20 лет работать.
И самое главное, надо помочь фермерам приобретать технику, т.е. сделать квоту. Приобретает фермер новую технику, нужно ему дать не менее 40% дотации на ее оплату. Тогда хоть как–то вопрос сдвинется.