28 февраля 2024 года в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации под руководством председателя Комитета по аграрным вопросам В.И. Кашина были проведены парламентские слушания на тему “Законодательное обеспечение и государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе”.
В своем приветственном выступлении В.И. Кашин акцентировал внимание, что развитие агропромышленного комплекса России напрямую связано с качеством и уровнем жизни сельского населения, социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Государственная программа Российской Федерации “Комплексное развитие сельских территорий” имеет стратегическое значение для укрепления экономики России и национальной безопасности государства. Российская власть, в том числе и законодательная, уделяет значительное внимание данному вопросу и оказывает всемерную поддержку развитию малых форм хозяйствования на селе, развитию сельскохозяйственной кооперации.
В.И. Кашин отметил, что в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно призывал уделять особое внимание поддержке малых форм хозяйствования на селе, развитию сельскохозяйственной кооперации, созданию условий роста доходов жителей сельских территорий.
В ходе парламентских слушаний были заслушаны выступления представителей различных комитетов Государственной Думы, заинтересованных федеральных органов исполнительных власти, Россельхозбанка, Росагролизинга, научных учреждений, профильных ассоциаций, сельхозкооперативов и предприятий АПК.
В ходе выступлений российскому научному сообществу были высказаны просьбы уделить достаточное внимание научному обеспечению развития отечественного семеноводства, разработке и производству отечественной сельхозтехники, кадровому обеспечению сельхозпроизводства.
Прямая речь
Виктор Таранин, директор хозяйства “Дашковка”.
– Уважаемые коллеги! Как всегда очень полезные парламентские слушания и, конечно, то, что в самом начале было отмечено и поставлена задача Президентом, да, и мы это тоже чувствуем, что необходимо не только сохранить, но и увеличить сельское население. Об этом вы хорошо говорили, мне тут, как говорится, добавить нечего.
Но чтобы увеличивать население в сельской местности, там должно быть производство. Если не будет производства, то люди туда, особенно молодые, в деревни пойдут, если только отдыхать. А чтобы туда люди шли, необходимо в первую очередь обеспечить условия работы. Вот если бы я мог платить 300–400 тысяч рублей в месяц (средняя заплата), то у меня очередь была бы, наверное, от Москвы и до самого Серпухова. И тогда бы мы все там вопросы порешали. Но мы не можем это делать. И не потому, что сельские директора какие-то недоразвитые или не хотят это делать, а потому что нет условий никаких, для того чтобы платить высокую заработную плату.
Сейчас мы говорили о 2023-м, но вот уже наступает 2024-й год. И надо уже к посевной готовиться. Вот с чем мы подходим к посевной? И на что я хотел бы обратить внимание.
Первое. Сельскохозяйственная техника. Раньше мы закупали трактора: немецкие, американские. Сегодня перешли на китайские. Мы закупили 4 трактора, в общем-то, неплохие, но они значительно уступают западным, а отечественных, к сожалению, так до сих пор и нет. А ведь есть, наверное, люди, которые и в министерстве отвечают за это, за науку и так далее, но ничего, к сожалению, не сделано.
И главное здесь еще, знаете, что? Те, кто продают нам технику – не специалисты в ремонте. У нас в сезон сломался трактор, так ждали из Китая, чтобы он приехал, сделал. Но когда в поле трактор остановится и не может сеять пшеницу, один день – это много. Это даже очень много. А два-три дня – еще критичнее.
Дальше я бы хотел сказать по комбайнам уборочным. Вот Россельмаш. Мы купили за 31 миллион рублей комбайн в 2022 году осенью, он в 2022 году поработал 9 дней, а в 2023 году осенью встал совсем. И там сидела у нас на хозяйстве целая группа, которая его ремонтировала. Так они его и не сделали. Забрали сейчас обратно на производство. И к 1 апреля должны привезти опробовать. В результате мы не смогли убрать кукурузу. Ну, естественно, отсюда как бы идут и убытки.
Я разговаривал с ними, и может быть, им нужно оказать государственную поддержку, для того чтобы они могли так сделать комбайн, чтобы все в очереди стояли, чтобы из-за рубежа бегали за этим нашим комбайном.
Можно сказать, да нет денег. Ну, наверное, это тоже правильно, нет денег. Но на вопрос я не получаю ответа: почему нас обязали страховать КРС с государственной поддержкой?
Вот замминистра здесь находится, я понимаю, я не прокурор, чтобы я спрашивал его, а он отвечал. Но все же: почему для того, чтобы получить высший коэффициент, я должен обязательно застраховать, понимая, что эти деньги никогда не получу, и они никогда не будут востребованы. Вот для чего?
К сожалению, вот здесь никто не говорит, а сколько убыточных было у нас хозяйств за год? Все говорят: все хорошо, все правильно. Конечно, не нужно нагнетать обстановку, но и не нужно ее приукрашивать.
Вот сейчас посевная кампания начинается. И наше народное достояние увеличило топливо летнее на 12,3 тысячи рублей по сравнению с прошлым годом. Это наше народное достояние, да? Значит, я тысячу тонн закупаю, должен 12 миллионов лишних заплатить по сравнению с прошлым годом? Для чего это делается? Вот что это? Я не понимаю. Просто жадность и так далее, и тому подобное.
По торговле вы уже сказали, но здесь отдельная тема. Торговые сети над нами доминируют. Вот сегодня что? Они говорят: я продал на 55 миллионов рублей, а 6% от товарооборота верни им обратно. Если ты не будешь так делать, не подпишешь добровольно, значит, мы у тебя ничего не возьмем. Разве это правильно?