6 февраля депутат от партии ЛДПР Ярослав Нилов посетил Калининградскую область, о чем рассказал в своем телеграм-канале.
– Посетили крупнейший агропромышленный кластер, который поставляет продукцию на внутренний рынок. Одна из наиболее чувствительных проблем предприятия (характерных, впрочем, для большинства регионов) – кадровый голод. Люди не идут в отрасль, и даже увеличение зарплаты радикально на ситуацию не влияет. В результате проблема решается привлечением иностранных рабочих, хотя при более гибкой организации можно привлекать и наших граждан из других регионов – вахтовым методом. Тем более предприятие помогает с решением жилищного вопроса.
Есть конкретные предложения: усилить работу по профориентации и пропаганде для привлечения кадров в отрасль; вернуться к возможности приглашения школьников – на добровольной основе проходить оплачиваемую летнюю трудовую практику.
Еще одна проблема – переизбыток сельхозпродукции, в частности картофеля. Региональный рынок его в таком количестве не потребляет, и значительные объемы корнеплодов приходится просто утилизировать. И снова звучит традиционная критика в адрес 44‑ФЗ и 223-ФЗ.
А ведь и здесь есть варианты решения – тот же калининградский картофель можно реализовать в структуры, которые снабжаются продуктами через централизованные закупки. Например, Минобороны, ФСИН и ряд других.
Для этого необходимо на уровне правительства принять решение о закупках сельхозпродукции именно на локальных рынках, а не везти только из Центральной России. С учетом географической специфики Калининградской области это могло бы снизить затратную составляющую для местного рынка.
По всем перечисленным предложениям готовлю соответствующие обращения в Минсельхоз, Минпросвещения и ряд профильных ведомств, а также поправки в действующее законодательство.
Вместе с депутатами и активистами ЛДПР посетили молочную ферму в поселке Залесье, пообщались с руководством и трудовым коллективом. Уже отмечал выше, что кадровый вопрос для отрасли сегодня – один из острейших.
Как его решает местный агропромышленный холдинг? Руководство предприятия самостоятельно выстраивает диалог с вузами, в результате студенты получают возможность еще на стадии обучения проходить производственную практику и даже временно трудоустроиться (с соблюдением всех норм трудового законодательства), зарабатывая деньги и приобретая практический опыт. В последующем уже – перспектива трудоустройства на постоянной основе.
Подобный подход позволяет работодателю объединить сразу несколько ключевых факторов: полноценная профориентация; наставничество; решение кадрового вопроса; работа для молодых специалистов-практиков; синхронизация подготовки кадров с системой образования.
Подобный формат, считаю, нужно изучать и распространять повсеместно. И если региональная и муниципальная власть заинтересована, отрасль будет работать и развиваться, обеспечивая продовольственную безопасность.
Но, к сожалению, в отдельных субъектах Центральной России наблюдал обратную картину: главы районов греют кресла годами, но вместо помощи предпочитают создавать фермерам препоны, гнобить инициативы и фактически саботировать развитие сельского хозяйства на местах. Что это? Я бы назвал подобное поведение должностных лиц “сельскохозяйственным буллингом”. И для защиты сельхозпроизводителей от представителей чиновничьего аппарата с неуемным бюрократическим зудом, возможно, стоило бы ввести квалифицирующие признаки в уголовном законодательстве.
Наконец, распространенная проблема – дороговизна топлива, которое в отрасли расходуется в большом количестве. На встрече прозвучало предложение: обнулить акцизы для нефтепродуктов, используемых в сельском хозяйстве, – на основе зарубежного опыта. Вопрос берем в работу.