В Госдуме предлагают ограничить возможности региональных властей по переводу земель сельхозназначения в иные категории – внесенным депутатами законопроектом предлагается установить систему “двух ключей”, сделав принятие таких решений возможным только с согласия Минсельхоза РФ. Новшество объяснено стремлением предотвратить дальнейшее сокращение площади сельхозземель и сократить число злоупотреблений региональных органов. В Минсельхозе идею поддержали, назвав предложенный подход “сбалансированным”, сообщает “Коммерсантъ”.
В пятницу группа депутатов Госдумы, среди которых вице-спикер палаты Алексей Гордеев и глава комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин, внесла законопроект, ужесточающий подход к переводу сельхозземель в иные категории. Как отмечается в пояснительной записке к проекту, инициатива нацелена на предотвращение дальнейшего сокращения площади сельхозземель – в период с 1990 по 2022 год она уменьшилась в 1,6 раза (с 638 млн га до 379 млн га).
Законопроект предусматривает введение принципа “двух ключей” – для исключения возможности злоупотреблений регионов в отношении сельхозземель, находящихся в региональной или муниципальной собственности, в собственности физических и юридических лиц, а также участков, госсобственность на которые не распределена.
Перевод таких земель сельхозназначения в иные категории регионы смогут осуществлять лишь с согласия Минсельхоза РФ.
Отметим, что правительство регулярно поднимает вопрос защиты сельхозземель от выбытия – процедуру перевода земель из одной категории в другую вице-премьер Виктория Абрамченко называла “непрозрачной, содержащей коррупциогенные факторы”.
Однако в основном предложения об ужесточении процедуры касались не всех сельхозземель, а особо ценных, в частности сельхозугодий, которые сейчас можно переводить в другие категории в исключительных случаях. Например, в 2023 году обсуждалось введение запрета на перевод особо ценных сельхозземель в иные категории для добычи полезных ископаемых. Минсельхоз тогда пояснял, что сокращение сельхозземель связано именно с их переводом в другие категории и что значительная часть таких решений принимается региональными органами. В 2021 году регионы разрешили перевод в иные категории 7 тыс. сельхозучастков площадью 87 тыс. га, из которых более 35 тыс. га – сельхозугодья.
Идею законопроекта в Минсельхозе поддержали, назвав предложенный подход “сбалансированным”. “Это позволит обеспечить сохранность продуктивных сельхозземель как основного средства производства в сельском хозяйстве”, – сообщили “Ъ” в ведомстве.
Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун поясняет, что острота проблемы связана с тем, что на сельхозземлях, даже частных, изначально было запрещено или ограничено строительство – если же эти земли переводятся в другие категории, разрешающие его, то цена участка повышается в десятки, а вблизи больших городов – и в сотни раз. “И бизнес готов на все, дабы уговорить чиновников осуществить этот перевод – перед таким соблазном им, как правило, устоять очень трудно”, – говорит он. К системе “двух ключей”, впрочем, эксперт отнесся скептически. “Трудно предположить, что чиновники из Москвы смогут разобраться в региональной проблеме, – желающие осуществить перевод для них тоже придумают веские обоснования его необходимости”, – считает Василий Узун.
Как отмечает доцент департамента публичного права факультета права НИУ ВШЭ Лариса Солдатова, существующие ограничения по переводу касаются не всех земель сельхозназначения, а наиболее ценной их части – сельхозугодий, в частности пашен, пастбищ и виноградников. За их сохранение отвечает в первую очередь именно Минсельхоз. Предложенные изменения, говорит она, “стоит расценивать как логичное распределение полномочий по принятию решений, направленных на создание эффективной системы управления сельхозземлями”.