20 лет наблюдений КБО за состоянием земельного покрова показали, что на сегодняшний день недостаточно просто бороться с последствиями деградации – здоровые и плодородные земли выбывают быстрее, чем государства успевают их восстановить. Сейчас в Конвенции другая риторика – предупредить проблему, прежде чем она станет неосилимой.
Ситуация на месте
Страны по-разному подходят к управлению негативными экологическими процессами.
В Центральной Азии создано много межрегиональных советов – по управлению водными ресурсами (МКВК), по устойчивому развитию (МКУР) и другие – которые нацелены на сотрудничество в вопросе деградации земель и опустынивания. Строительство Кокаральской плотины, однако, идет вразрез со словами о согласованном подходе. Построенная Казахстаном с помощью Всемирного банка, плотина предотвращает уход воды из Малого Арала в Большой, уменьшая воду в Большом Арале.
Два Арала – Большой, на территории Узбекистана, и Малый, на территории Казахстана, – образовались в результате высыхания Аральского моря на 90% с 1960-х годов, когда советские власти решили выращивать в регионе хлопок и осушить Арал для орошения пустыни. Результаты такой неустойчивой сельскохозяйственной политики видны и по сей день, и не только в Центральной Азии: помимо снижения водных ресурсов и деградации почвенного покрова Приаралья, жители региона страдают от опасных песчаных бурь, которые образовываются на дне высохшего дна Арала – соленой пустыни площадью 5,5 млн га. Ежегодно такие бури разносят более 100 млн тонн пыли, соли и ядовитых отходов от удобрений, стекавшихся в море во время сельского земледелия. Соли из района Аральского моря обнаруживаются на побережье Антарктики, на ледниках Гренландии, в норвежских лесах и других регионах по всему миру.
В результате рукотворной катастрофы Арала наблюдалось резкое ухудшение здравоохранения в регионах Приаралья – согласно данным ООН заболеваемость в этих землях выросла на 70% (Республика Каракалпакстан и Хорезмская область), онкозаболевания – в несколько раз. В 2014 году воздействие пылевых частиц стало причиной около 400 тыс. преждевременных смертей от сердечно-легочных заболеваний, не говоря о том, что вдыхание мелких частиц такой пыли дает некоторое поражение легких.
Через Аральское море протекают две трансграничных реки – Сыр-дарья и Амударья. Протекая через Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, Сырдарья лишь в своем низовье попадает в Казахстан – прибрежным регионам достается все, что остается. Поэтому мотив сохранить то ограниченное количество ресурса, что есть в Малом Арале, вполне понятен. Тем не менее Кокаральская плотина – решение проблемы недостатка воды для Казахстана, но усугубление проблемы для Узбекистана – хороший пример того, как неустойчивы индивидуальные решения в совместных проблемах.