Строгость изложения и научной трактовки предмета сочетается с глубиной и ясностью мысли и в то же время прекрасной популярностью. Именно эти особенности книг Дмитрия Николаевича сделали их любимыми настольными пособиями многочисленной армии наших агрономических работников.
В высшей степени плодотворные личные исследования Д.Н. Прянишникова и труды его многочисленных сотрудников и последователей создали советскую школу агрохимии. Эта школа, и в особенности ее руководитель, пользуются заслуженным авторитетом и уважением среди выдающихся представителей отечественной и зарубежной науки.
Важнейшие проблемы минерального питания сельскохозяйственных культурных растений и кардинальные вопросы теории и практики рационального применения удобрений получили всестороннее освещение благодаря работам Дмитрия Николаевича и его учеников.
Из 56 лет служения науке ровно половина пришлась у Дмитрия Николаевича на дореволюционную Россию с господствовавшей в крестьянском хозяйстве отсталой зерновой трехполкой, с ничтожным распространением клеверосеяния и чистых паров, с почти полным отсутствием химической промышленности по производству удобрений. Это было время, когда Д.Н. Прянишникову приходилось “…нарисовавши картину широкого применения разнообразных химических удобрений на Западе, для нас рекомендовать местные источники удобрений”, так как “…тогда у нас вовсе не существовало ни азотной, ни калийной промышленности, производство суперфосфата было ничтожно, импортные же удобрения были недоступны”
1.
Известно, что первые опыты с минеральными удобрениями в России проведены были по инициативе нашего великого химика Д.И. Менделеева еще в 1867 году К.А. Тимирязевым.
Ученик и продолжатель дела Тимирязева Д.Н. Прянишников неустанно работал и в то тяжелое время, камень за камнем воздвигая фундамент величественного здания отечественной агрохимической науки. Заняв кафедру растениеводства в Московском сельскохозяйственном институте (ныне Московская ордена Ленина сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева) и получив от К.А. Тимирязева вегетационный домик, Дмитрий Николаевич сосредоточил все свое внимание на нерешенных проблемах минерального питания растений. Постепенно, на базе лаборатории кафедры Д.Н. Прянишникова и Тимирязевского вегетационного домика, вырастает агрохимическая опытная станция по вопросам питания растений. Эта станция дала стране большое число крупных ученых. Впоследствии она стала ядром для развития двух научно-исследовательских агрохимических институтов (Наркомзема СССР и Наркомата химической промышленности СССР) и ряда отделов агрохимии в отраслевых научно-исследовательских институтах (свекловичного полеводства, льна и других).
Кадры ученых агрохимиков, выпестованные Дмитрием Николаевичем, и результаты его замечательных экспериментальных работ пригодились Родине после победы Великой Октябрьской Социалистической революции и перестройки сельского хозяйства на социалистических началах.
Известно, что массовое применение минеральных удобрений в ряде стран Западной Европы в сравнительно короткий срок, примерно за 25 лет, позволило удвоить урожай большинства сельскохозяйственных культур.
Но не менее известно и то, что это наиболее мощное и действенное мероприятие дает высокий эффект лишь при умелом его использовании. Д.Н. Прянишников, как никто до него, показал, что успех дела здесь решают знание сложнейших взаимодействий между почвой, удобрением и растением и умение выбрать не шаблонный, а наиболее подходящий для конкретных почвенно-климатических и организационно-хозяйственных условий прием внесения того или иного удобрения.
Остановимся только на двух примерах, иллюстрирующих сказанное.
До классических работ Д.Н. Прянишникова по азотному обмену в растениях принималось за аксиому положение, что культурные растения могут созидать основу жизни – белок – лишь за счет селитры. Аммиаку как непосредственному источнику азота, отводилась в этом смысле ничтожная роль. Вопреки этому, вразрез с мнением всех авторитетов Дмитрий Николаевич показал, что верно как раз обратное. Белок в растениях синтезируется только за счет аммиака, и если в растительную клетку поступает селитра, то она предварительно должна быть превращена в аммиак, причем на это превращение расходуется значительное количество энергии.
Вначале казалось, что закономерность, установленная Д.Н. Прянишниковым, находится в противоречии с практикой, которая часто отмечала превосходство селитры над аммиачными видами азотистых удобрений. Дмитрия Николаевича не раз пытались “опровергнуть”. Понадобились годы упорного труда, чтобы внести ясность в спорный вопрос. В конце концов Д.Н. Прянишников вскрыл и объяснил, в чем здесь дело. При образовании белковых молекул потребляются не только азотистые соединения, поступающие в растения из почвы, но и углеводы, синтезируемые листьями. При недостатке углеводов, что замечается у сельскохозяйственных культур обычно в их молодом возрасте, когда они еще не создали значительной ассимилирующей поверхности зеленых листьев, поглощенный из почвы азот накопляется в растительных клетках без дальнейшего использования. При этом накопление селитры переносится растением без вреда, аммиак же в больших концентрациях вызывает симптомы отравления. Когда посевной материал беден углеводами, как, например, у сахарной свеклы, эта закономерность проявляется резче всего. Стоит, однако, свекле достигнуть определенного возраста, как аммиак становится лучше селитры.
Так получила физиологическое обоснование применяемая теперь на огромных площадях система удобрения почвы под сахарную свеклу, сочетающая основное аммиачное удобрение, вносимое под глубокую пахоту с селитрой, даваемой в рядки одновременно с посевом семян той же сеялкой. Рядовое удобрение служит для питания свеклы в раннем возрасте, а основное – в более позднем.
Словом, применение аммиачных удобрений требует большей квалификации от агронома, чем удобрение селитрой.
Другой пример. Советский Союз весьма богат залежами фосфоритов. Естественно, что давно уже делались попытки использовать фосфоритную муку в качестве непосредственного дешевого удобрения, без дорогостоящей переработки на суперфосфат. Но попытки эти не давали определенных результатов: то фосфорит действовал, то нет. Только Д.Н. Прянишникову и его ученикам удалось вскрыть и обосновать закономерность действия фосфоритной муки. Тем самым решена была задача крупнейшего государственного значения. Перспективы фосфоритования у нас поистине безграничны, ибо не только подзолистые почвы, но на обширных площадях и черноземы отзывчивы на это удобрение.
Столь же велик вклад Дмитрия Николаевича и во всех других областях агрохимии. Но никогда он не замыкался в рамках своей науки. Маститому ученому всегда свойственна была замечательная способность государственного деятеля большого масштаба. Все рекомендуемые им мероприятия по повышению производительности социалистического сельского хозяйства постоянно опирались не только на удобрения, но и на оригинальные предложения по севооборотам, освоению новых земель и т.д. Недаром он принимает активное участие в работе Госплана СССР.
Отстаивая значение химизации земледелия, Д.Н. Прянишников постоянно подчеркивал роль химической промышленности в укреплении военной мощи СССР.
В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Николаевич напряженно работал и внес ряд ценных предложений большого значения. Так, для республик Средней Азии он рекомендовал изменение хлопковых севооборотов с введением в них зерновых хлебов и сахарной свеклы. При этом благодаря лучшему использованию азота, накопляемого люцерной, и увеличенному внесению местных удобрений сбор волокна хлопчатника не должен был понизиться.
Для районов нечерноземной полосы Д.Н. Прянишников широко развернул работу по внедрению многолетнего люпина, возделывание которого имеет много преимуществ перед известным до сих пор однолетним люпином. Однолетний люпин не вызревает на семена даже на широте Московской области, а многолетний люпин дает зрелые семена значительно севернее, вплоть до Архангельска. Благодаря мелкосемянности многолетнего люпина его высевается на гектар в 6 раз меньше, чем однолетнего.
Родина по достоинству оценила выдающиеся заслуги академика Д.Н. Прянишникова, присвоив ему высокое звание Героя Социалистического Труда и наградив его пятью орденами. Кроме того, в связи с 80-летием со дня рождения Д.Н. Прянишников награжден орденом Отечественной войны I степени. Фундаментальный труд Д.Н. Прянишникова “Агрохимия” удостоен Сталинской премии первой степени.
В девятое десятилетие своей жизни Дмитрий Николаевич вступает бодрым, полным широких замыслов о дальнейшей работе на благо любимой Родины. Пожелаем же от всей души юбиляру здоровья и успехов в его плодотворном труде.
________________1 Академик Д.Н. Прянишников. “Агрохимия”, 1940 г., стр. 6.
А. ПЕТЕРБУРГСКИЙ,доцент Московской ордена Ленина сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева.Ответственный редактор Н.И. АНИСИМОВ.
Материалы предоставлены ФГБНУ ЦНСХ.