Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Вальс на белом снегу
На исторической сцене Малого театра состоялась долгожданная премьера по знаменитому роману Л.Н. Толстого “Анна Каренина”. Это дебют известного режиссера-постановщика Андрея Прикотенко на легендарной сцене.
На исторической сцене Малого театра состоялась долгожданная премьера по знаменитому роману Л.Н. Толстого “Анна Каренина”. Это дебют известного режиссера-постановщика Андрея Прикотенко на легендарной сцене.

“Для меня оригинальность нашего спектакля в том, что происходит соединение с этикой, которая есть внутри Малого театра. Мне кажется, именно в Малом сохранено что-то, чего нет ни в каком другом театре. Нечто из области служения искусству. Это и позволило мне достаточно органично выстроить высокий этический сюжет. В артистах Малого театра такая этика органична. Им просто не нужно “делать вид”. А это очень важно для нашей истории, иначе спектакль начнет разваливаться. Если Анна уходит не ради великой любви, если Вронский не встретил человека своей судьбы и ради нее готов отказаться от всего, если Каренин не любит свою жену бесконечно, если нет всех этих связей, сюжет становится простой банальностью”, – говорит режиссер-постановщик Андрей Прикотенко, уже ставивший “Анну Каренину” в Новосибирске.
Режиссер-постановщик Андрей Прикотенко.
Но “Анна Каренина” в Малом театре, по его словам, гораздо ближе к роману. Ведь в любви и долге, вере и безверии, прощении и осуждении пытается найти точку опоры каждый из нас, не только герои Толстого. Сюжет романа знают все, даже не читавшие самой книги. И тем не менее постановка Андрея Прикотенко не только о факте измены, но и о причинах, толкающих героев к роковой развязке. Спектакль не просто рассказывает известную историю, но и предлагает зрителям новый взгляд на вечные темы любви, долга и свободы, используя потенциал знаменитой труппы и уникальной атмосферы Исторической сцены Малого театра.

Академическая сцена диктует особые пространственные условия и особый тон. Художник-постановщик спектакля Ольга Шаишмелашвили использует минимум декораций, на первом плане – эмоции актеров, язык их тела, не менее выразительный, чем художественное слово классика. Пронзительная музыка Евгении Терёхиной и спецэффекты в самых драматичных эпизодах подчеркивают переживания героев.

Главной метафорой спектакля становится снег из нарезанной белой бумаги – одновременно и детская игра, и символ рока, преследующего героев. Ведь “Анна Каренина” – роман о любви, страсти, семье и смысле жизни. Причем его автор, похоже, знал людей лучше, чем они себя сами.

Поэтому спектакль по мотивам одного из величайших романов всех времён, пережившего десятки сценических и экранных воплощений, безусловно, всегда эксперимент. В этом новом, интересном эксперименте Андрея Прикотенко много эмоций. И всё ради того, чтобы добраться до сути, что заставила классика девять раз переписывать роман, – до потребности человеческой души любить и быть счастливой.

В сценической версии А. Прикотенко сохранены все ключевые сюжетные линии знаменитого романа-эпопеи. Режиссер предлагает взглянуть на произведение не как на историю любви и измены, а как на грустную сказку, чтобы “распутать тонкое кружево мотивов и понять “правду” каждого”.

Центральной темой спектакля становится семья. Всё вращается вокруг дома и детей: разлад в семье Облонских из-за измены Стивы, несчастная любовь Анны, обретение гармонии Левиным и Кити. Всё в этом мире либо стремится стать семьей, либо рушится.

Журналистам Андрей Прикотенко признался, что сначала начинает работать с артистами, и только потом художественный образ складывается окончательно, словом, происходит некое совместное “сочинение” спектакля. И по его словам, уникальной труппе Малого театра удивительно “идут” герои Толстого, хотя “Анну Каренину”, говорят, здесь не ставили ни разу.
Виктор Низовой (Алексей Каренин) и Полина Долинская (Анна Каренина).
В спектакле участвуют известные и талантливые актеры академической школы: народный артист России Виктор Низовой в роли Алексея Александровича Каренина, Полина Долинская – Анна Каренина, Нил Кропалов (приглашенный артист из театра им. Моссовета) в роли графа Алексея Вронского. На сцене также народная артистка России Людмила Титова, представляющая графиню Вронскую, Светлана Аманова в образе княгини Щербацкой, народный артист России Глеб Подгородинский играет князя Степана (Стиву) Облонского. Еще в постановке задействованы артисты Наталья Калинина, Елизавета Долбникова, Михаил Мартьянов, Дарья Новосельцева, Ирина Леонова и другие.

Виктор Низовой представляет Алексея Каренина не таким холодным и отстраненным, как у Толстого. Его герой искренне любит свою жену. “Каренин – эмоциональный и нежный, очень чистый и светлый. Немного другой, нежели у Льва Николаевича”, – рассказывает народный артист России. Каренин Виктора Низового даже играет на скрипке и поет. Артист дает иную трактовку образа: в ней муж не мстит Анне – он просто не может ее отпустить. Доброта и снисхождение Каренина по отношению к жене переворачивают историю, и любовный треугольник в спектакле становится равнобедренным – у каждого здесь своя правда.

Засыпающий сцену снег символизирует хрупкость человеческих чувств и бытия в целом. Он-то и превращается в зримое воплощение рока: роковой вальс на московском балу, фатальная метель на железнодорожной станции между Петербургом и Москвой. Чем ближе к развязке, тем яростнее метель, в которой Анна исчезнет навсегда.

“Главная тема спектакля – семья. Ведь каждая семья несчастна по-своему, – говорит Андрей Прикотенко. – Сложно, наверное, поставить “Анну Каренину”, не разрушая семью. Хотя мы старались сделать так, чтобы этого не произошло. Основной эмоциональный фон связан именно с этим. Потому и Каренин несколько отличается от того, как написан у Толстого. Мне показалось, если сценически сделать Каренина таким, как в романе, то выбор Анны сразу будет очевиден в пользу Вронского. Тогда дальше, возможно, всё будет предопределено слишком быстро. Свой авторский акцент я сместил в сторону такого своеобразного отголоска любви. Потому что это чувство в итоге оказалось неизбежным и разрушительным. Любовь безжалостна. И в ней – трагическая сила этого спектакля”.

“Мне не хотелось бы, чтобы у меня был такой выбор. Может быть, оттого, что я понимаю, насколько это невозможно – выбрать между любовью и любовью”, – говорит исполнительница роли Анны Карениной актриса Полина Долинская.

...Иногда под засыпающим пустую сцену бумажным снегом проносятся в вальсе грациозные пары. На сцене Малого театра, с разбросанными игрушками и деревянными лошадками играют дети, словно говоря, что все мы из детства и нет ничего ценнее семьи. Отдельный смысл, конечно, и в детях на сцене. В спектакле, кстати, задействованы юные представители актерских династий Малого театра. Например, Сережу по очереди играют Юра Юдаев (правнук Юрия Соломина) и Эдик Марцевич (внук Эдуарда Марцевича). А оба сына Виктора Низового выходят на сцену в ролях детей Долли и Стивы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого почти тысяча страниц. Уместить такой объем в 3,5 часа театрального действия – непростая задача для режиссера-постановщика. Тем более на легендарной академической сцене и в новой современной интерпретации – классический “любовный треугольник” в атмосфере нравов и быта дворянских Петербурга и Москвы второй половины XIX века. Ведь свой роман о трагической истории любви замужней дамы Анны Карениной и блестящего офицера Алексея Вронского граф Лев Толстой закончил в 1877 году. Но классика на то и классика, чтобы пересекаться с современностью, – те же страсти, радости и горести.

Ольга ИВАНОВА.
Фото автора.
27 ноября 2025
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях