В спектакле участвуют известные и талантливые актеры академической школы: народный артист России Виктор Низовой в роли Алексея Александровича Каренина, Полина Долинская – Анна Каренина, Нил Кропалов (приглашенный артист из театра им. Моссовета) в роли графа Алексея Вронского. На сцене также народная артистка России Людмила Титова, представляющая графиню Вронскую, Светлана Аманова в образе княгини Щербацкой, народный артист России Глеб Подгородинский играет князя Степана (Стиву) Облонского. Еще в постановке задействованы артисты Наталья Калинина, Елизавета Долбникова, Михаил Мартьянов, Дарья Новосельцева, Ирина Леонова и другие.
Виктор Низовой представляет Алексея Каренина не таким холодным и отстраненным, как у Толстого. Его герой искренне любит свою жену. “Каренин – эмоциональный и нежный, очень чистый и светлый. Немного другой, нежели у Льва Николаевича”, – рассказывает народный артист России. Каренин Виктора Низового даже играет на скрипке и поет. Артист дает иную трактовку образа: в ней муж не мстит Анне – он просто не может ее отпустить. Доброта и снисхождение Каренина по отношению к жене переворачивают историю, и любовный треугольник в спектакле становится равнобедренным – у каждого здесь своя правда.
Засыпающий сцену снег символизирует хрупкость человеческих чувств и бытия в целом. Он-то и превращается в зримое воплощение рока: роковой вальс на московском балу, фатальная метель на железнодорожной станции между Петербургом и Москвой. Чем ближе к развязке, тем яростнее метель, в которой Анна исчезнет навсегда.
“Главная тема спектакля – семья. Ведь каждая семья несчастна по-своему, – говорит Андрей Прикотенко. – Сложно, наверное, поставить “Анну Каренину”, не разрушая семью. Хотя мы старались сделать так, чтобы этого не произошло. Основной эмоциональный фон связан именно с этим. Потому и Каренин несколько отличается от того, как написан у Толстого. Мне показалось, если сценически сделать Каренина таким, как в романе, то выбор Анны сразу будет очевиден в пользу Вронского. Тогда дальше, возможно, всё будет предопределено слишком быстро. Свой авторский акцент я сместил в сторону такого своеобразного отголоска любви. Потому что это чувство в итоге оказалось неизбежным и разрушительным. Любовь безжалостна. И в ней – трагическая сила этого спектакля”.
“Мне не хотелось бы, чтобы у меня был такой выбор. Может быть, оттого, что я понимаю, насколько это невозможно – выбрать между любовью и любовью”, – говорит исполнительница роли Анны Карениной актриса Полина Долинская.
...Иногда под засыпающим пустую сцену бумажным снегом проносятся в вальсе грациозные пары. На сцене Малого театра, с разбросанными игрушками и деревянными лошадками играют дети, словно говоря, что все мы из детства и нет ничего ценнее семьи. Отдельный смысл, конечно, и в детях на сцене. В спектакле, кстати, задействованы юные представители актерских династий Малого театра. Например, Сережу по очереди играют Юра Юдаев (правнук Юрия Соломина) и Эдик Марцевич (внук Эдуарда Марцевича). А оба сына Виктора Низового выходят на сцену в ролях детей Долли и Стивы.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого почти тысяча страниц. Уместить такой объем в 3,5 часа театрального действия – непростая задача для режиссера-постановщика. Тем более на легендарной академической сцене и в новой современной интерпретации – классический “любовный треугольник” в атмосфере нравов и быта дворянских Петербурга и Москвы второй половины XIX века. Ведь свой роман о трагической истории любви замужней дамы Анны Карениной и блестящего офицера Алексея Вронского граф Лев Толстой закончил в 1877 году. Но классика на то и классика, чтобы пересекаться с современностью, – те же страсти, радости и горести.
Ольга ИВАНОВА.
Фото автора.