В ходе реализации госпрограммы “Земля” в России было обнаружено 20 млн гектаров такой площади. Об этом ранее в эксклюзивном интервью “Бизнес ФМ” сообщил заместитель министра сельского хозяйства Андрей Разин. При этом часть из этих земель находится в частной собственности.
Суть проводимой Минсельхозом работы в рамках госпрограммы “Земля” – это узнать, какие площади в России могут быть потенциально отданы под нужды сельского хозяйства и какие у них характеристики. По предварительным результатам, уже выявлено 20 млн га таких земель, проанализированы 73 региона России. Еще в 14, за исключением Москвы и Петербурга, планируют завершить работу к концу 2025 года.
Таким образом, вся территория России будет инвентаризирована, рассказал заместитель министра сельского хозяйства Андрей Разин в эксклюзивном интервью для “Бизнес ФМ”:
“В этом году мы полностью с этой работой по всем территориям нашей страны справимся. До конца текущего года мы определяем детализированные планы по вовлечению указанных 20 млн га в оборот. Где-то необходимо проведение кадастровых работ, где-то необходимо проводить культурно-технические работы, где-то предоставлять собственнику, потенциальному пользователю, земли для хозяйственного вовлечения, то есть такой подробный план конкретных мероприятий. С 2022 года уже 2,4 млн га земель поставлено на учет. Ключевым является то, что мы не просто их ставим на учет, а есть обязательства региона после постановки в течение года предоставить конкретному сельхозпроизводителю эти земли, для того чтобы они начали работать”.
Из 20 млн га потенциальных пашен 9 млн не поставлены на учет, почти 7 млн принадлежат государству, а вот 4 млн находятся в частной собственности. Как пояснили в Минсельхозе, разрешить ситуацию с владельцами этих площадей обязаны муниципальные власти, например выкупив эти земли. Более детализированные планы будут разработаны до конца года.
Российским фермерам известны случаи, хотя их и немного, когда неиспользуемые земли изымались в пользу государства, рассказывает сооснователь крестьянского хозяйства “Ястребовъ и братъ” в Тверской области Эдуард Ястребов:
– Я считаю, что такую землю тем, кто будет ее обрабатывать, надо просто раздавать. Это абсолютно некоммерческая составляющая, потому что вложенные деньги в землю – это безумно длинные деньги. Есть даже немногочисленные случаи изъятия земель, которые не обрабатываются длительное время. Сначала предупреждение, потом изъятие в пользу государства. Тем не менее, безусловно, я считаю, что земля должна работать и должна использоваться грамотно.
– У вас в регионе много такой земли, вам известно об этом?
– Я, когда езжу, вижу поля, которые либо зарастают, либо уже заросли.
В целом пригодные, но неиспользуемые земли Минсельхоз обнаружил в 51 российском регионе. Сельхозпроизводители будут заинтересованы в обработке таких участков, только если до них недалеко от их земель, отмечает совладелец фермы “Пономарево” в Ставропольском крае Роман Пономарев:
– Если взять наш регион, слышал о маленьких участках. Минсельхоз провел масштабную проверку, и это для страны, для государства, я вижу, хорошо.
– Были ли бы вы заинтересованы в такой земле, если ее выставят на торги?
– Если земля прилегает непосредственно к нашему хозяйству и она освобождается от кого-то, почему бы не взять. Я знаю, что в Аргентине русские фермеры, молокане, летают на самолетах на другую часть участка. А маленький фермер, естественно, не захочет участвовать в покупке земли где-то далеко, какой бы участок ни был.
– 20–30 минут на тракторе – нормально?
– Да, примерно так.
В Минсельхозе отметили, что, несмотря на общую высокую плодородность российской почвы, например, в южных регионах наблюдаются проблемы, связанные с опустыниванием. Однако с этим борются в том числе с помощью высаживания лесополос. Таким образом уже было спасено 20 тыс. га.