------------------------------ * * * ------------------------------
Квадратный метр земли
– Смотрите, здесь были пустыри, а кругом неудобье. Впрочем, вся наша земля совсем недавно считалась третьесортной. С плохими урожаями стали свыкаться: песок – ничего не поделаешь, не Кубань, мол. А теперь мне думается, нам не совестно соревноваться и с кубанцами. Можно, пожалуй, потягаться с ними.
Проблема использования городских отбросов имеет многовековую историю. Человеческая мысль в течение столетий работала над тем, как бы разумно и с большей пользой использовать ту огромную силу, которая таится в жидкости, ежедневно в огромных массах стекающей по водосточным трубам в реки и озера.
Крупнейшие экономисты обращали внимание на необходимость поставить на службу народному хозяйству сточные воды и иные городские отбросы. Коснулся этого вопроса и Маркс в “Капитале”. Указывая на то, что капиталистическое хозяйство отличается колоссальной расточительностью, Маркс, между прочим, иллюстрировал это положение и тем, что в огромном Лондоне, где тогда было 4,5 миллиона жителей, сточные воды с большими затратами спускают в Темзу вместо того, чтобы использовать их в сельском хозяйстве.
Давно известно, что сточные воды боен, мясокомбинатов, крахмальных, сахарных, пивоваренных, винокуренных, металлургических, текстильных предприятий, многих других фабрик, заводов и бытовых учреждений богаты питательными веществами, крайне полезными для развития сельскохозяйственных культур. Известно, что каждая тысяча кубометров сточной воды содержит столько же питательных веществ, сколько их имеется в 20–50 тоннах навоза. Причем в сточной воде удобрения находятся в растворенной, легко доступной для растений форме. Доказано, что достаточно иметь две-три тысячи кубических метров сточной воды на гектар посевов в период вегетации, чтобы получить высокий урожай любой культуры.
Подсчитано, что вместе со сточными водами города Москвы в год выбрасывается столько азота, суперфосфата и калийной соли, сколько вырабатывает в такой же срок крупнейший туковый комбинат. Казань ежегодно выбрасывает в Волгу 450 вагонов минеральных удобрений!
Если бы это громадное количество удобрений возвратить почве, насколько прибавились бы в ней запасы питательных веществ, как сказочно выросли бы урожаи!
…Вы садитесь в Москве в поезд электрической железной дороги и через 12 минут попадаете в колхозы Ухтомского района, к инициаторам многих хороших дел в сельском хозяйстве.
Что это так, подтверждает следующий факт: в районе нет ни одного колхоза, который не имел бы поливных площадей. Больше того, количество их из года в год растет. Началось с 213 гектаров в 1938 году, а сейчас их в районе 3.400 гектаров, Вся оросительная система построена на средства колхозов, без помощи государства, причем сделано это преимущественно в годы войны.
Чтобы сточные воды пустить на поля, необходимо было проложить оросительные каналы, уложить трубы различных размеров, построить колодцы, установить насосные станции, трансформаторные будки, выкопать траншеи. Арифметический подсчет показывает, что объем земляных работ, выполненных на оросительных каналах Ухтомского района, равен почти трети всего объема земляных работ на трассе газопровода Саратов – Москва. Строительство оросительной системы велось методами народных строек: своими силами, своими средствами. Все изыскивалось на месте.
В селах и деревнях соседних подмосковных районов долго присматривалось к “затее” ухтомцев, считая ее трудно выполнимой. Отпугивала кажущаяся громоздкость задуманного предприятия. Но когда те же подольские, кунцевские, мытищинские, балашихинские колхозники поближе познакомились с делами, а главное – с результатами трудов ухтомцев, они стали самыми рьяными последователями их. Выбор был сделан. Застучали топоры, заработали лопаты и в этих местах. Теперь и здесь сооружают свои оросительные каналы. А во многих колхозах они уже построены. Всем хочется скорей пустить сточные воды на свои поля.
Еще бы! Ведь они знают на примере соседей, что орошение повышает урожай в несколько раз. На той же земле, где собирали килограмм картошки, сейчас собирают два-три, где снимали центнер капусты, снимают три центнера. Теперь в Московской области нет района, где снимали бы лучший урожай, чем в Ухтомском.
– Совсем не та стала земля, – говорит председатель исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся агроном Орлов. – Теперь каждый квадрат земли на вес золота. Посудите сами: зерновых в нынешнем году мы сняли по 111 пудов с гектара, картофеля свыше 1.100 пудов, капусты около 2 тысяч пудов, моркови 2.300 пудов с гектара.
Хороши урожаи не только в одном-двух колхозах, а во всем районе. Хороши помидоры, лук, свекла, огурцы. Проблема высоких урожаев ухтомцами разрешена, и неплохо. Никакие капризы природы не страшны им. Их труд в первом же году окупился с лихвой. Много овощей они дали государству, много получили колхозники по трудодням.
И, вникая в дела ухтомцев, невольно задаешься вопросом: а почему все пригородные районы, хотя бы крупных промышленных центров, не могут последовать примеру подмосковных крестьян? Почему, например, в Горьком до сих пор сбрасывается в Волгу и Оку свыше 100 тысяч кубометров сточных вод ежесуточно? Ведь этого количества удобрений было бы достаточно для орошения около 3 тысяч гектаров земли. Сточными водами Казани можно было бы оросить две тысячи гектаров. А какую площадь можно было бы оросить сточными водами Куйбышева, Саратова, Свердловска! Трудно себе представить, сколько десятков тысяч тонн овощей дополнительно получала бы страна.
Не пора ли пригородным районам, руководителям земельных органов и колхозов призадуматься над этой серьезной проблемой и решить ее так же, как это сделали ухтомцы?
Л. ВАКСМАН.Л. АЛЕКСАНДРОВ.Московская область.