-------------------------------- * * * --------------------------------
Торжество травопольной системы земледелия
Опыт Каменно-Степной селекционной станции
Партия и правительство ставят задачу – в ближайшее пятилетие не только восстановить сельское хозяйство и окончательно залечить раны, нанесенные ему войной, но и значительно превзойти довоенный уровень сельскохозяйственного производства в нашей великой стране. Эта историческая задача не может быть решена применением отдельных агроприемов. Нам кажется более, чем когда-либо, уместным поднять вопрос о плановом внедрении в колхозно-совхозное производство системы мероприятий, известной в науке под названием комплекса Докучаева-Вильямса, то есть сочетания полезащитных лесных полос с травопольной системой земледелия. В ней сконцентрированы в органическом, действенном сочетании замечательные идеи русской агрономической науки. В этой системе осуществляются чаяния лучших русских ученых – Докучаева, Костычева, Тимирязева, Вильямса.
Когда мы говорим о плавном внедрении в социалистическое сельское хозяйство комплекса Докучаева-Вильямса, то имеем в виду прежде всего огромные пространства черноземных степей – житницы нашей страны.
Хорошо известны классические работы В.В. Докучаева “Наши степи прежде и теперь” и А.А. Измаильского “Как высохла наша степь”. На основе большого материала и глубокого научного анализа они убедительно доказали, что из-за уничтожения лесов и покрывавшей девственную степь мощной травянистой растительности, а также в результате некультурной, хищнической распашки степная почва неуклонно теряла свое плодородие, Усиливался процесс смыва, сдувания и оврагообразования. Уровень грунтовых вод при этом резко и неуклонно понижался. Самый насущный для степного земледелия вопрос об обеспечении растений водой все больше обострялся.
“Если мы, – предостерегал в своей книге Измаильский, – будем продолжать так же беззаботно смотреть на прогрессирующее изменение поверхности наших степей, а в связи с этим и на прогрессирующее иссушение степной почвы, то едва ли можно сомневаться, что в сравнительно недалеком будущем наши степи превратятся в бесплодную пустыню”.
В 1937 году академик В.Р. Вильямс высказывал мысль, что “мы не можем сомневаться в том, что процесс иссушения степей с юга и надвигания их на север продолжается по настоящее время”. А С.С. Соболев подсчитал, что СССР ежегодно теряет от овражной эрозии 90 тысяч гектаров земельной площади. В результате смыва во время дождей и весеннего таяния снегов в одной только средней и южной равнинной полосе европейской части СССР ежегодно теряется питательных минеральных веществ в пять раз больше, чем дала в 1938 году искусственных минеральных удобрений вся наша промышленность.
Перед социалистическим сельским хозяйством степной полосы стоит крупнейшая задача – взять в крепкие руки водный режим почв, чтобы покончить с засухами и создать прочные условия для непрерывно прогрессирующего повышения урожайности, Наступило время поставить вопрос о том, чтобы коренным образом приостановить, ликвидировать процессы неблагоприятного изменения степей. Социалистический строй нашего земледелия дает полную возможность решить эту задачу. При этом мы имеем уже достаточный производственный опыт применения травопольных севооборотов и травопольной системы земледелия.
Каменная Степь, расположенная на юго-востоке Воронежской области, и является как раз одним из тех объектов, где по идеям и под руководством В.В. Докучаева и академика В.Р. Вильямса применена на больших площадях правильная система земледелия.
В Каменной Степи достигнуты серьезные успехи в ликвидации крайней неустойчивости урожаев, характерных для степных районов недостаточного увлажнения. При этом устойчиво-высокие урожаи получаются на Каменно-Степной опытной станции при наименьших затратах, что особенно важно для восстановления сельского хозяйства в послевоенный период.
На примере деятельности Каменно-Степной станции видно, как первоначальные идеи Докучаева и намеченная им свыше 50 лет назад схема конкретных мероприятий обогащались новыми идеями и получили свое высшее развитие в стройной травопольной системе земледелия академика В.Р. Вильямса. Всего лишь десять лет прошло с того момента, когда научно-производственные исследования с помощью академика В.Р. Вильямса были объединены единым планом. С этого момента Каменно-Степная станция развернула среди докучаевских лесных полос работу по применению всей системы мероприятий, направленных на улучшение черноземных степей полузасушливого юго-востока.
За эти десять лет станцией достигнуты выдающиеся результаты.
Резко повысились урожаи сельскохозяйственных культур. В 1934–1936 годах, то есть в период организации станции как единого учреждения, средние урожаи составляли: озимой пшеницы – 11,45 центнера с гектара, яровой пшеницы – 7,9 центнера, овса – 10,4 центнера, ячменя – 4,8 центнера, бобовых – 9,40 центнера. А в период 1943–1945 годов (начало освоения травопольной системы земледелия) озимая пшеница в среднем дала с гектара 20,7 центнера, яровая пшеница – 17,9 центнера, овес – 25 центнеров, ячмень – 30,6 центнера, бобовые – 16,4 центнера.
Себестоимость центнера зерновых культур в среднем за 1936–1944 годы на станции снизилась с 44 рублей 10 копеек до 29 рублей 20 копеек.
Таковы краткие, но весьма красноречивые хозяйственные итоги большой работы, которая ведется в Каменной Степи по плану травопольной системы земледелия.
Степь стала неузнаваемой
Территория Каменной Степи по своему ландшафту теперь ничуть не похожа на степь. По граница полей растут широкие полезащитные лесные полосы, по балками западинам созданы водоемы. Крутые склоны балок облесены привражными лесо-плодовыми насаждениями, предохраняющими почву от размыва. В межполосных пространствах введены травопольные полевые и кормовые севообороты. На этом фоне в сочетании с правильной обработкой почвы по Вильямсу и системой удобрений станция выращивает высокоурожайные семена элиты, ведет селекционную работу, совершенствуя растительные организмы.
На территории станции совершенно прекращены процессы оврагообразования, и тем самым практически разрешена важнейшая проблема, являющаяся актуальной для большинства степных районов.
Значительно изменились многие элементы микроклимата. Иссушающие степные ветры на полях, расположенных в межполосных пространствах, не достигают такой силы, какую они имеют в открытой степи. По нашим данным, скорость ветра на полях среди лесных полос затухает на 35–40 процентов.
Испарения под влиянием лесных полос также сокращается на 30–40 процентов. Относительная влажность воздуха в облесенной степи обычно выше, чем на открытых степных пространствах, на 3–4 процента.
Лесные полосы – самое совершенное средство снегозадержания и рационального распределения снега. На полях среди лесных полос толщина снегового покрова в 1,5–2 раза больше, чем в открытой степи.
Почва на облесенной территории станции, как правило, промерзает на значительно меньшую глубину в сравнении с почвой открытой степи. Таяние снега на полях среди лесных полос происходит менее дружно, чем в открытой степи. Одновременно с таянием снега происходит и оттаивание почвы, промерзшей под защитой лесных полос на небольшую глубину. В результате большая часть снеговой воды впитывается в почву, а не стекает по поверхности мерзлой почвы, как это бывает в открытой степи.
На территории Каменно-Степной станции поверхностный сток воды сведен к минимуму. Если в открытой степи 70 процентов воды без всякой пользы для сельскохозяйственных культур стекает в балки, овраги, реки, то на территории станции основная часть атмосферных осадков впитывается почвой и тем самым участвует в создании урожая.
В этом случае лучше пополняется запас грунтовых вод, что и подтверждается весенним подъемом уровня этих вод. На основной территории станции средний подъем уровня грунтовых вод почти в два раза больше. чем на контрольном степном участке.
Огромное значение для влагооборота имеет организация прудов за счет вод местного стока. Увеличение водной поверхности прежде всего влечет за собой увеличение подземных вод и способствует уменьшению иссушающей силы ветра. Весной пруды питают подземные воды, а позже, с понижением уровня воды в прудах, подземные воды питают пруды. Вот почему не только колодцы, но и пруды на станции даже в самые засушливые годы никогда не остаются без воды.
Наличие на Каменной Степи системы прудов по балкам тоже способствует более высокому стоянию грунтовых вод, которые путем капиллярного поднятия доходят до корневой системы растений.
Итак, данные по испаряемости, влажности воздуха, снегонакоплению, поглощению атмосферных осадков и т.п. говорят об одном и том же – что почвы полей, окаймленных лесными полосами и используемых в правильном травопольном севообороте, всегда имеют большой запас воды, чем почвы необлесенной степи, а тем более используемые вне севооборота.
Этот вывод может быть проиллюстрирован еще раз следующими данными фактического определения влажности почвы на полях, занятых озимыми культурами: