Председатель аграрного комитета ГД РФ Владимир Кашин на выставке “Золотая осень” поделился своим мнением о ситуации, сложившейся на данный момент в сфере АПК.
– Год действительно выдался непростым. Без Краснодарского края, без Ростовской земли, которые пострадали очень серьезно от погодных катаклизмов, произошло снижение в десятки миллионов тонн только по зернобобовым культурам. Пополнить эти пробелы было не так просто. И хочется спасибо сказать нашему крестьянству, которое все эти годы наращивало производство, за счет чего мы в этом году получим около 140 млн т зернобобовых культур.
Однако мы бы получили гораздо больше, если бы у нас было достаточное количество техники, логистики, элеваторов, сушильного хозяйства. Вот например, в Оренбурге: 4,2 млн га уборочной площади, а работают всего 1500 комбайнов. Это 157 лошадиных сил на 1000 га, в Беларуси – 700, в Америке – 1600. Мы должны в ближайшее время добавить 13,7 млн га в наш севооборот, а мы сегодня даже эти 81 млн га вот с таким трудом месяцами убираем.
Ростовский завод сегодня работает всего три дня в неделю. С 2017 года цена на комбайны поднялась в 2,5 раза, до 23 млн рублей, на трактор – в 2,2 раза. При этом зерно мы в 2017 году продавали по 9 рублей за килограмм, сейчас – по 12 рублей. И такой диспаритет оставляет крестьянство, по большому счету, без средств на техническое перевооружение. Нам надо как минимум сегодня закупать по 7–8 тысяч комбайнов и 7–8 тысяч тракторов. Амортизация должна быть не более 8–9 лет. А сегодня старение техники составляет 50%. То есть в срочном порядке нужна программа энерговооруженности и, безусловно, преобразование технической вооруженности сельского хозяйства России. Не случайно губернатор московской области Андрей Юрьевич Воробьев сегодня в своем выступлении в завершающей части это подчеркнул. У нас нет ни в одном регионе реальных работающих два комбайна на тысячу гектар, а научно обоснованная норма совершенно другая.
Безусловно, я должен сказать слова благодарности не только нашим растениеводам, но и животноводам, которые в непростых условиях работают. Цена то устанавливается приличная, что позволяет вести расширение производства, то снижается до беспредела. Мы постоянно на этих качелях. К сожалению, нам пока не удается законодательно отрегулировать рост хотя бы десятка основных продовольственных товаров. Но тем не менее животноводы молодцы, мы видим высокую продуктивность в отрасли. Беда, что сокращается поголовье. Нам надо увеличивать на 2–3 миллиона поголовье крупного рогатого скота и не меньше чем на 1,5 миллиона – поголовье дойного стада. Потому что, если есть ферма, если есть школа, будет и деревня. Если этого ничего не будет, не будет деревни, не будет жителей в сельской местности, не будет России. Президент однозначно сказал: главная наша программа "Комплексное развитие сельских территорий" – это сбережение сельского населения. Значит, мы должны создать эффективные рабочие места и условия для комфортного проживания.
Хочу еще сегодня отметить, конечно, развитие науки. Геномной селекции 50 лет. Я в 80-м году возглавлял Всесоюзную московскую селекционную станцию. Потом 14 лет возглавлял Всероссийский селекционно-технологический институт. Это целенаправленная, системная, непростая работа. Здесь каждый человек, селекционер, своим чутьем порой создает то, что мы видим. Например, сорт пшеницы “Зюгановская” или сорта Сандухадзе. Это уже далеко за 100 ц/га – выдающийся прорыв селекционеров, их учеников. Да, цифровизация, безусловно, помогает в этом направлении активнее работать, но главное – не только создать сорт, и даже не получить качественные семена этого сорта, главное – раскрыть генетический потенциал сорта, то есть дать ему "покушать, попить", для того чтобы он в конкретных условиях раскрыл свои потенциалы, дал соответствующий урожай. А потом надо же этот урожай убрать. Завязаться на одной селекции в этом направлении, а потом еще технологиями заниматься 20–30 лет, так не годится. Все эти вопросы надо в комплексе смотреть, и приятно, что министр в этом плане озабочен правильно, “болен” внедрением нового, передового.
Комитет ГД по аграрным вопросам сегодня работает самым серьезным образом с бюджетом на внедрение и новых технологий, и перевооружения, и достижения тех показателей, которые заложены в пяти государственных программах АПК. Сегодня очень многое зависит от бюджета и от бизнеса. Нам надо соединить региональную, муниципальную, федеральную ответственность на решение главной задачи – обеспечения наших соотечественников качественным продовольствием и увеличения экспорта, чтобы он далеко-далеко оторвался от того импорта, который мы пока имеем, завозя не только молоко, но и семена.