В завершение хочу напомнить, что все-таки село обладает повышенным потенциалом по демографии. Несмотря на то что количество сельских жителей меньше, чем городских, тем не менее суммарный коэффициент рождаемости по итогам 2024 года на селе составляет 1,6, в то время как в городе – 1,4. Поэтому создание условий, развитие среды на селе, комплексная поддержка сельских территорий, которую реализует Министерство сельского хозяйства, – это, конечно, очень важная тема, на которую нам всем нужно обратить самое приоритетное внимание.
Земский учитель
В. Путин: (Обращаясь к Д. Чернышенко.) Дмитрий Николаевич, есть что добавить по поводу эффективности работы этих программ?
Д. Чернышенко: Да, конечно. Спасибо большое, что вы отметили очередные успехи наших школьников – победителей Международной математической олимпиады. Это ребята из Санкт-Петербурга, Челябинской и Московской областей, Приморского края и Москвы.
Как я вам недавно докладывал с двумя министрами, в 2024 году по результатам восьми олимпиад наши ребята завоевали 42 медали, из них 31 золотую. В этом году по результатам всего трех олимпиад уже заработали 16 медалей, из них 13 золотых. То есть видно, что системная работа наших педагогов дает свои плоды.
Возвращаясь к теме “Земского учителя”, в продолжение того, что Татьяна Алексеевна сказала, у нас по вашему поручению с 2020 года реализуется эта программа, которая помогает закрывать потребность в кадрах в населенных пунктах менее 50 тысяч человек.
По данным официальной статистики, всего в системе образования 1068 тысяч учителей, из них в сельской местности работает 368 тысяч учителей, и количество вакансий составляет шесть тысяч, или примерно 1,8% от общего числа педагогов в селах.
Эта программа настроена на то, чтобы обеспечить равный доступ качественного образования по стране. В рамках ее уже переехало более 6300 педагогов. Самые популярные предметы, по которым трудоустроились учителя, – это русский язык, литература, математика, геометрия, история, обществознание и география.
Единовременная выплата по вашему поручению составляет два миллиона рублей для Дальнего Востока и новых территорий и один миллион для тех, кто переезжает в остальные субъекты. Очень важно, что с этой суммы не надо платить налоги, а потратить ее, как Татьяна Алексеевна [Голикова] говорила, можно на любые цели, в том числе на покупку или аренду жилья. Всего на эту программу в 2020–2024 годах из федерального бюджета было выделено 5 миллиардов 800 миллионов рублей. В этом году по вашему поручению она продлена до 2030 года уже в рамках нацпроекта “Молодежь и дети”. Потенциально в ней могут участвовать еще более 7,5 тысячи учителей, что должно покрыть потребность.
Владимир Владимирович, в стратегии образования, которую мы по Вашему поручению готовим, мы предусматриваем ряд дополнительных мер по привлечению педагогов в сельскую местность. Это единые подходы к оплате труда – то, что сейчас эффективно делает Татьяна Алексеевна, пилот, а также, конечно, условия труда. Здесь крайне важны – поддержу ту мысль, которую Татьяна Алексеевна высказала, – очень важны региональные меры поддержки, оркестровка. Мы ведем мониторинг субъектов, где вкупе с федеральными развиты меры и региональной поддержки, очень высокий уровень закрытия вакансий и низкий процент расторжения договоров. Я отмечу лучшие: это Ленинградская, Нижегородская области, педагогический состав в сельских школах там укомплектован на 99,8%, и Новосибирская область – там 98,9%. Кстати, в Ленинградской области ноль процентов расторгнутых договоров, а в Хабаровске – это 2,3%, в Пермском крае – 5,2%. По стране в целом 11% среди программы “Земский учитель”.
Помимо этого, мы, конечно, следим и за качеством, не только количеством, чтобы привлекаемые педагоги работали по своему профилю, чтобы не было случаев, когда учитель физкультуры вынужден, например, вести математику.
Основные региональные меры поддержки, наверное, самые эффективные – то, что отличает, и мы абсолютно совпадаем с Татьяной Алексеевной, конечно, – это обеспечение служебным жильем, компенсация расходов на проживание, коммунальные расходы и единовременные выплаты. Также, конечно, важна помощь и с переездом, компенсация перелетов или устройство детей в детские сады и школы.
Владимир Владимирович, эта программа крайне важная. Правительство продолжит по вашему поручению ее реализацию. Если вы поддержите, мы с 2027 года планируем поднять размер единовременной выплаты для приграничных территорий. Это по аналогии с тем, как на Дальнем Востоке и с воссоединенными [регионами], то есть с одного миллиона до двух миллионов рублей. А также предлагаем закрепить обязанность регионов обеспечивать приехавших учителей служебным жильем.
Земский тренер
Д. Чернышенко: Теперь что касается программы “Земский тренер”. Эта программа молодая, она появилась по итогам вашего поручения на Совете по спорту в октябре прошлого года, который проходил в Уфе. Сегодня вовлеченность граждан в занятия спортом регулярная, в среднем по стране – 63,3%, но к 2030 году по вашему поручению должно быть не менее 70. В сельской местности это всего 52%. Здесь, конечно, налицо отставание от общероссийского показателя. В основном это, конечно, связано с разным уровнем развития инфраструктуры, но и кадровым обеспечением.
Текущая потребность на селе в тренерах, специалистах составляет порядка трех тысяч, но эта цифра опросная. То есть в отличие от учителей, где данные верифицированы, эти данные мы собираем.
Если вы поддержите, Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами предусмотрит в рамках проведения федерального статнаблюдения сбор первичных данных о соответствующих вакансиях, чтобы мы тоже систему сбора данных, как и по всем остальным направлениям, получили.
Программа идет в пилотном режиме в этом году, то есть субсидии получат 28 регионов, в том числе и приграничные. Со следующего года в реализации программы уже будут все субъекты принимать участие, включая новые территории. Сумма выплат составит два миллиона для тех, кто прибыл в сельскую местность, в регионы Дальнего Востока и в воссоединенные субъекты, и один миллион рублей – для тех, кто в остальные субъекты России приезжает.
Объем финансирования, который потребуется, из федерального бюджета для покрытия этого дефицита – примерно 2,8 миллиарда рублей.
Уважаемый Владимир Владимирович, в случае вашего согласия мы проработаем с Минфином и Минспортом финансирование в соответствии с этими потребностями.
Кстати, выплаты земскому учителю, доктору и работнику культуры освобождены от налогообложения. Поэтому я прошу по аналогии вас поддержать такую меру и для земского тренера начиная с 2025 года.
Нужны дополнительные меры стимулирования
В. Путин: Я с вами согласен, так и нужно сделать, согласен с вашими предложениями, в том числе обращаю внимание наших коллег в регионах. Считаю совершенно справедливым, мы уже неоднократно об этом говорили, чтобы наши коллеги в регионах поддержали эти программы, по сути, это для регионов и делается, – приобретение жилья для специалистов. Это точно совершенно, так и нужно сделать.
(Обращаясь к М. Кузнецову.) Михаил Михайлович, как Общероссийский народный фронт, анализируя работу этих программ, оценивает происходящие события?
М. Кузнецов: Уважаемый Владимир Владимирович! Мы в ходе подготовки к совещанию опросили две тысячи действующих участников этой программы по разным категориям. Надо отметить высокую эффективность наших земских программ, то есть 79% участников, опрошенных нами, отметили, что выплата смотивировала их для того, чтобы переехать в сельскую местность, и 85% сказали, что готовы порекомендовать своим коллегам также воспользоваться этой программой.
При этом на последнем обсуждении у Леонида Михайловича Рошаля по здравоохранению мы выяснили, что подсчет вакансий в здравоохранении Минтрудом, Росстатом, Минздравом и Счетной палатой дает различные цифры. Иногда цифры довольно сильно отличаются, об этом говорила как раз Татьяна Алексеевна. Явно нужно здесь определиться в методике.
По нашим оценкам, земские программы закрывают порядка четверти от общего объема потребностей. Однако, если решить, казалось бы, арифметически, за четыре года полностью закрыть объем потребностей, скорее всего, не получится, потому что – Татьяна Алексеевна говорила – 17% расторгают, а по нашим опросам, 30% опрошенных сказали, что не планируют после пяти лет дальше оставаться на своем месте, 20% – сомневаются. То есть все-таки есть категория, с которой можно работать.
Мы предлагаем здесь, во-первых, определиться с единой методикой подсчета, а во-вторых, конечно, работать с дополнительными инструментами стимулирования тех, кто уже переехал. Это легче, чем искать людей, которые поедут, заново.
30% опрошенных жалуются на отсутствие поддержки при адаптации. Коллеги перечислили все эти проблемы: это и детские сады, очень часто именно перевоз имущества, то есть, чтобы из Центральной России переехать на Дальний Восток, нужны сотни тысяч [рублей] на грузоперевозки. Если начать расходовать на это специальную земскую выплату, то довольно ощутимый объем средств.
При этом дополнительные управленческие решения, поддержка со стороны регионов, о которых уже говорили коллеги, повышают эффективность. Например, в Приморском крае, в Дальнегорске, был создан филиал Владивостокского медицинского колледжа и 70% обучающихся по специальности “фельдшер” и “сестринское дело” – в возрасте от 35 аж до 58 лет. То есть подняли верхнюю границу, и местные жители с удовольствием пошли учиться на эти профессии, для того чтобы впоследствии остаться работать на этих территориях. Во многих регионах есть субсидия на приобретение жилья, это тоже очень важно.
Кстати, роль бизнеса, Владимир Владимирович, тоже здесь есть. Есть примеры, когда бизнес ежемесячно доплачивает фельдшерам скорой помощи, решает вопросы с арендой и приобретением жилья. Тоже коллеги в регионах присутствия помогают участникам земских программ.
Для 60% опрошенных жилье – это определяющий фактор. При этом в тех регионах и муниципалитетах, где жилье доступно, количество желающих уехать оттуда сокращается вдвое сразу же. То есть даже сама доступность жилья на рынке является фактором, который позволяет людям дальше оставаться и работать.
Одним из инструментов закрепления могло бы быть расширение сельской ипотеки везде, где работают земские программы, и приоритетное право на ее получение земскими специалистами, потому что там есть определенная регуляторика, которая не всегда позволяет им брать сельскую ипотеку.
Для новых регионов, Арктики, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера действительно установлены повышенные выплаты в два миллиона, об этом говорилось. Однако мы видим, что есть вакансии, которые годами практически не закрываются, потому что даже этих довольно высоких средств недостаточно, для того чтобы полностью закрыть эту потребность. Мы предлагаем дать возможность регионам дифференцировать – это Чукотка, Якутия, и там, где совсем тяжелые условия труда, в рамках существующих лимитов дифференцировать и, может быть, чуть-чуть эту сумму повышать, для того чтобы люди не жили год в условиях отсутствия фельдшера в населенном пункте.
Участники земских программ отмечают избыточные требования к документам, необходимость их нотариального заверения, длительные сроки рассмотрения, до четырех месяцев иногда рассматривают их заявку, а также обязательную очную подачу. Земский учитель из Республики Коми нам пишет: “Нужно было все документы платно заверить у нотариуса, к тому же несколько экземпляров, так как в разные места подают, во всех регионах разные сроки подачи и разные правила”. Предлагаем предусмотреть возможность подачи заявок в цифровом виде – Максут Игоревич докладывал о расширении “Госуслуг”, мне кажется, это возможная задача. И зафиксировать сроки, сделать единый реестр земских вакансий по примеру Министерства просвещения. У них очень удобный сайт: заходишь и выбираешь любой регион, смотришь объем вакансий и подаешься туда, по остальным категориям сделать так же.
И еще один, последний момент. Врачи участвуют в земских программах без возрастных ограничений, тогда как учителя и работники культуры должны быть не старше 55 лет. Кроме того, в отличие от врачей, они не могут возвращаться домой и работать у себя дома по земской программе. Приведу пример обращения на “Прямую линию” из Иркутска: “Добрый день! Мы с женой всю жизнь проработали в городской школе учителями. Захотели принять участие в программе "Земский учитель“, поехать работать в сельскую школу, но там порог возраста 55. Нам 65, мы профессионалы своего дела. В сельских школах математику преподают учителя географии, а молодежь не хочет. Мы хотели бы поехать и еще лет десять поработать”. Предлагаем в случае, если вакансия не закрывается за счет молодых специалистов, например, более года, снимать возрастное ограничение после личного собеседования с кандидатом. А также предоставить возможность возвращаться домой и работать на малой родине по земским программам. Это позволит в труднодоступных и сложных ситуациях вопрос закрывать.
В. Путин: (Обращаясь к М. Орешкину.) Максим Станиславович, я попросил бы вас все обобщить, то, что сейчас Михаил Михайлович сказал, и коллеги тоже зафиксировали в своих выступлениях, обобщить некоторые вещи и оформить это в качестве поручений, чтобы программы наши продолжались и работа над их совершенствованием продолжалась. Надеюсь, они будут работать еще более эффективно.
В целом работа построена эффективно. Но мы видим, что есть вещи, на которые следует обратить внимание. Просил бы вас это зафиксировать. Проработайте с коллегами из правительства.