Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, генпрокурор России Игорь Краснов заявил о “нафталиновых” проверках бизнеса, которые нужны только самим проверяющим.
О злоупотреблениях с проверками прокуратура узнала, проводя свои проверочные мероприятия. По его словам, за прошлый год прокуроры приняли 11 тыс. обращений бизнесменов о чрезмерной регуляторной и административной нагрузке. Краснов рассказал о недавней проверке в Россельхознадзоре, которая показала, что усиленный контроль над фермерами возник после введения категорий риска на объектах сельского хозяйства. Причем с 2021 года эти списки так и не обновили, а проверки на предприятиях продолжаются. А это, в свою очередь, создавало “излишнюю контрольную нагрузку” для фермеров и сельхозпредприятий. Аналогичная ситуация, по его словам, сложилась в Роспотребнадзоре.
“И вот на основе этого нафталина бизнес зачастую нагружается не нужными никому, кроме самих контролеров, проверками”, – заявил руководитель самого главного надзорного ведомства. По его словам, значительная часть внеплановых посещений ревизоров – это мероприятия по контролю за исполнением ранее выданных предписаний. От многих из них в рамках действующего правового регулирования вполне можно отказаться, считает генпрокурор.
По его словам, логика современной контрольно-надзорной деятельности предполагает формирование у бизнеса добросовестного поведения не под угрозой административных санкций, а благодаря оказанию ему необходимого содействия. На это, в частности, направлены законодательные новеллы, предусматривающие заключение контролерами с хозяйствующими субъектами соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений. Соответствующее постановление правительства, подготовленное с участием прокуроров, вступило в силу на прошлой неделе.
Вместе с тем, отметил Игорь Краснов, практически на каждом личном приеме представители бизнес-сообщества “поднимают вопросы о несоблюдении этих фундаментальных принципов предпринимательской деятельности”. Например, говорят о невозможности фермеров поставить свои продукты на прилавки сетевых магазинов, обременительных условиях хозяйственных гигантов для подрядчиков и поставщиков, включая отложенные расчеты.
Нужно создать такие правила игры, при которых крупный бизнес был бы заинтересован в привлечении и продвижении продукции и сервисов малых предприятий. Возможно, для этого стоит задействовать налоговые механизмы, а также меры государственной поддержки, сказал господин Краснов.
Генпрокурор также поддержал сокращение административных издержек для предпринимателей и предложил снизить налоговую нагрузку на малые и средние предприятия.
Президент Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Владимир Плотников так прокомментировал выступления Игоря Краснова: “Административная нагрузка большая, и надо ее снижать для фермеров. Они должны работать, а то эта нагрузка, да еще и цифровизация, когда необходимо внедрять все эти системы, отнимают очень много времени, это непродуктивно, это нервирует людей. Фермеры только теряют возможности развиваться”.