Для выполнения этих задач в состав федеральной службы также включены: республиканская научно-производственная ветеринарная лаборатория, республиканский противоэпизоотический отряд, зональные управления госветнадзора на границе и транспорте с погранветпунктами, два научно-исследовательских института, а также ветеринарные врачи рынков и мясоперерабатывающих предприятий, на договорной основе. В настоящее время большинство указанных учреждений финансируются из республиканского бюджета, за исключением комитетов ветеринарии субъектов с ветстанциями и управлений ветеринарии районов, которые финансируются из бюджетов субъектов и районов. Для формирования полноценной федеральной службы необходимо изыскать возможность перевода этих учреждений на республиканский бюджет или другие источники, устанавливаемые Правительством РФ. Подчинение федеральному органу управления органов управления субъектов и районов – обязательное условия для эффективного осуществления политики Министерства сельского хозяйства РФ в области ветеринарии непосредственно в субъектах.
По ориентировочному расчету, в целом по стране дополнительно потребуется перевести на республиканский бюджет 8,5–10 тысяч ветеринарных специалистов (без технического персонала).
Финансирование указанной численности ветеринарных специалистов из республиканского бюджета связано с необходимостью восстановления в субъектах органов управления федеральной ветеринарной службы, необоснованно ликвидированных в ходе проведенной реформы. В настоящее время ни в одном субъекте нет органов федеральной ветеринарной службы, осуществляющих методическое руководство ветеринарными учреждениями субъектов, штатными ветеринарными специалистами крупных компаний и предприятий, частными клиниками, частными ветеринарными врачами, выполняющими непосредственное ветеринарное обслуживание животных, практически включая все виды деятельности в области ветеринарии. Создание органов управления федеральной государственной службы в субъектах дает возможность:
– Минсельхозу РФ осуществлять оперативное руководство за выполнением политики в области ветеринарии в субъектах вплоть до районного уровня;
– объединить усилия и взаимодействие ветеринарных специалистов района разных видов деятельности по выполнению разработанных программ развития ветеринарного обеспечения района. Необходимо отметить, что эффективность ветеринарной деятельности закладывается на районном уровне и во многом зависит от уровня работы ветеринарной службы района;
– использовать выделенные средства из бюджета субъекта на содержание существующего управленческого аппарата ветслужбы для расширения сети ветеринарных учреждений (ветучастки, ветпункты) по обслуживанию животных личных подсобных и фермерских хозяйств. Это будет реальная помощь со стороны государства владельцам животных в дотационных субъектах.
2. Земская ветеринарная служба, в ее состав входят: районная участковая ветлечебница, ветеринарные участки, ветеринарные пункты, субъектовые и районные ветлаборатории, финансируемые из бюджетов субъектов и районов; наемные ветспециалисты животноводческих комплексов и крупных хозяйств; частные практикующие ветврачи.
Основными задачами ветспециалистов земской службы являются непосредственное исполнение ветеринарного законодательства в части проведения вакцинации, диагностических исследований, лечебных мероприятий, контроля за соблюдением зоогигиенических, санитарных и технологических требований при производстве сырья животного происхождения, осуществление карантинных и оздоровительных мероприятий при появлении очагов болезни.
3. Ведомственные ветеринарные службы силовых структур, а также земская ветеринарная служба осуществляют свою деятельность под методическим руководством органов управления федеральной ветеринарной службы и подотчетны им по специальным вопросам.
Это дает возможность активизировать участие всех ветспециалистов в выполнении ветеринарного законодательства страны
Предлагаемая структура ветслужбы устранит существующее дублирование функций между Департаментом ветеринарии, Россельхознадзором и ветеринарной службой субъектов федерации, устанавливает персональную ответственность за состояние ветеринарного обслуживания на каждой административной территории, способствует развитию земской ветслужбы и сохранению личных подсобных и фермерских хозяйств.
Подобная структура ветслужбы существовала в советский и постсоветский период до 2004 года и доказала высокую эффективность в обеспечении ветеринарного благополучия страны.
Для справки: в начале 2000 годов ряд стран ближнего зарубежья осуществили реформу ветслужбы с ликвидацией единого органа управления и созданием надзорного и законодательного органов управления. За короткий срок, убедившись в неэффективности проведенной реформы, они отказались от такой структуры и восстановили единый орган управления ветслужбой с подчинением ему органов управления административных территорий субъектов страны (Белоруссия, Казахстан, Монголия, Вьетнам и др.).
Структура Департамента
Основу структуры Департамента ветеринарии МСХ РФ (схема № 3) составляют отделы по всем направлениям ветеринарной деятельности. Специалисты этих отделов осуществляют анализ текущей обстановки, разрабатывают комплексные планы по предупреждению и ликвидации негативных явлений, составляют прогнозы возможных их проявлений в будущем, совершенствуют законодательство с учетом достижений науки и практики, владеют информацией о проведении научных исследований как в стране, так и за рубежом, являются консультантами в этой области для ветеринарных специалистов всех уровней.
Данная структура Департамента, не снижая объема работ по руководству ветслужбой, позволит сократить существующую общую численность ветспециалистов в центральном аппарате Россельхознадзора и Департамента ветеринарии на 20%.
Руководитель Департамента – главный государственный ветинспектор РФ назначается и освобождается Правительством РФ по представлению министра сельского хозяйства РФ. Департамент подчиняется непосредственно министру сельского хозяйства РФ.
Штатная численность комитетов (департаментов и др.) в субъектах Федерации составляет от 7 до 11 специалистов. Руководитель – главный госветинспектор субъекта назначается и освобождается министром сельского хозяйства РФ по представлению администрации субъекта.
Штатная численность Управления ветеринарии района – 3–5 человек. Руководитель – главный госветинспектор района назначается и освобождается главным госветинспектором субъекта по представлению администрации района. Управления ветеринарии должны быть в каждом районе и не подлежат объединению с другими районами.
Уважаемые читатели!
Прежде всего, мы выражаем большую благодарность А.И. Бакулину, заслуженному работнику сельского хозяйства РФ (Воронежская область) и В. Савельеву, ветеринарному врачу (Ставропольский край), за высказанное мнение на публикацию нашего вопроса на прямую линию В.В. Путину, ответы на него заместителя начальника Департамента ветеринарии МСХ РФ и статью о современном состоянии государственной ветеринарной службы России.
В связи с просьбами дать конкретные предложения по реформированию ветслужбы предлагаем для обсуждения существующую структуру и сформированную на основании исторического опыта России.
Будем благодарны за любое ваше мнение по данному вопросу.
Академик РАН А.А. Стекольников,
член-корреспондент РАН В.М. Авилов.