10 декабря состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему “Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса” (в части опустынивания сельскохозяйственных земель) под председательством члена комитета С.В. Яхнюка при участии представителей Минсельхоза, Минприроды, Минэка, Минфина. Приводим выдержки из стенограммы заседания.
На грани катастрофы
С. Яхнюк: В последнее время государство пытается уделить внимание проблеме опустынивания земель. В декабре 2021 года в рамках визита в Калмыкию премьер-министром М. Мишустиным было дано поручение Минсельхозу и Минприроды представить совместно с РАН предложения по созданию центра по борьбе с опустыниванием территорий, рассмотрев в том числе и возможность создания такого центра на базе существующих научных организаций.
Э. Дедова, замдиректора по науке Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации им. Костякова: Опустынивание и деградация земель действительно прогрессируют в результате сочетания интенсивной и техногенной нагрузки и усиливающейся аридизации климата. По оценке ФАО 33% суши находится в зоне опустынивания. Но, все-таки возвращаясь к нашим российским регионам, в наибольшей степени опустынивание, конечно, поражает природные экосистемы на территории прикаспийских регионов: это и республики Дагестан, Калмыкия, Чеченская Республика, Астраханская, Волгоградская области, Ставропольский край. И нужно сказать, что суммарный индекс деградации на этих территориях составляет 75 баллов. То есть 75% территорий подвержено той или иной степени деградации. Ну а если говорить о регионах черных земель и Кизлярских пастбищ, то здесь, конечно, и до 100%.
Наш институт проводил оценку водных ресурсов, и недостаточное обводнение территории на фоне усиливающейся аридизации также приводит к более интенсивным проявлениям всех этих процессов: это и пыльные, и песчаные бури. Выполненное исследование по водообеспеченности территории показало, что к 2035 году на территории Нижней Волги уже будет большой недостаток водных ресурсов, нехватка составит более миллиарда кубометров воды.
Также было проведено исследование антропогенной нагрузки на водные ресурсы. В Ставропольском крае, например, эта нагрузка уже соответствует высокой. По Республике Дагестан и Калмыкия водные ресурсы уже исчерпаны и составляют 130 и 78% от объема собственных водных ресурсов.
И, конечно же, здесь необходимо предусматривать реализацию в первую очередь программ, разработанных Федеральным научным центром агроэкологии, взять за основу сначала прикаспийские регионы, где, стыдно признаться, люди используют для своего жизнеобеспечения, для своей жизни воду неподготовленную, вся вода привозная. Вот пример одного из таких пустынных поселков, поселок Татал Юстинского района, это как раз очаг опустынивания. Одна артезианская скважина рядом с поселком, это эоловые отложения, артезианский бассейн, там пьют и люди, и животные. И тут уже ни о какой санитарной зоне вообще не идет речи, и поэтому нужно, конечно, возвращаться к тому обводнению, наверное, пастбищных угодий для развития животноводства именно в животноводческих регионах. Необходимо воссоздать пастбищный водовод именно по Прикаспийской низменности от реки Волга.
В рамках программы эффективного вовлечения в оборот сельскохозяйственных земель нужно: первый этап – локализовать очаги опустынивания с использованием растений-фитомелиорантов, пескоукрепителей. Второй этап, когда уже пескоукрепление произошло, нужно воссоздать пастбище, а воссоздание пастбищ – это тот же самый прутняк, полынь белая, то есть те истинные растения, которые имеют высокое кормовое значение. Но пока эти растения не включены в программу. И они, конечно, не субсидируются, поэтому здесь тоже нужно на это обратить внимание.
“Какой хозяин, коли карман дырявый?”
К. Бембеев, глава Ассоциации предприятий агрофитомелиорации Юга России, Калмыкия: В СССР была разработана генеральная схема по борьбе с опустыниванием. И если бы эта программа была доработана до конца, не прекратилось финансирование, то у нас уже был бы оазис. Я удивляюсь тому, что у нас самые большие очаги 1,5–2 тыс. га, и мы с этими очагами 50 лет боремся. Это что такое?
“Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель” – отличная программа. Я думал, что мы к 2020 году закончим с песками. А до Минфина дошло и сделали субсидирование с оговоркой “давайте таким образом будем воспитывать хозяина земли”. А какой хозяин, когда у него карман дырявый? Хорошо, но тогда продумайте вопрос, чтобы агробанки давали средства. Ничего не решили. И все, упала эта программа. Единственное, что мы добились, с 60% субсидий государства на выполненные работы в 2016 году Минсельхоз увеличил до 90%. Когда эта федеральная программа закончилась, она перешла в ведомственную программу Минсельхоза. Они опять ее опустили до 50%. Боролись, боролись и вот в том году они подняли ее опять на 90%. Ну зачем так играться? Давайте один раз выделим, один раз дадим, и эти пески у нас закроются. Да я даже не представляю, как мы на других площадках мировых будем говорить, что у нас опустынивание? Да все смеяться будут над нами.
Второе. Пора уже объединить усилия Минприроды и Минсельхоза. У нас один работает только Минсельхоз по опустыненным участкам. Но это экологическое бедствие, и в Минприроде должны этим заниматься. А Минсельхоз должен заниматься гидратированными пастбищами. Плюс к этому надо наделить больше полномочиями субъекты РФ в земельном вопросе, особенно в части контроля.
А. Беляев, директор федерального научного центра агроэкологии РАН: У нас колоссальная проблема – перевыпас скота. То есть на один гектар наших пастбищ в 10 раз больше скота, чем мы рекомендуем. Как решать? В Калмыкии решили создать заповедник, эти земли из оборота увели, но скот никуда не делся, он просто сместился и увеличил нагрузку на оставшиеся территории. Некоторые считают, что надо уменьшить поголовье. А как жить? Через объединение овцеводов мы приняли решение о возобновлении оборота пастбищ.
В Дагестане, в Калмыкии практически прекратили производить заготовку зерна, грубых кормов, орошаемых участков нет, производства сена практически нет. И, следовательно, все, что овца из-под копыта берет, она выбивает все вокруг себя на точке максимум до 1000 га, и пастбище заканчивается. И эта ситуация везде одинаковая, и в Чечне, и в Калмыкии, и в Дагестане, и в Ставрополе.
Как нам из этой ситуации выйти? Если мы восстанавливаем пастбище, овца на это пастбище должна попадать не ранее чем через 5 лет. Эти земли нужно выводить из оборота, как было в 1986 году, когда была генеральная схема и людей оттуда переселяли, ставили скот на откормочной площадке, выращивали грубые корма и кормили там. Сегодня сделать это невозможно. Население растет, людям надо куда-то двигаться. Нужно заниматься миграционной политикой в РФ, уходить на наши исконные российские земли в европейскую часть нашей великой России. А для этого должна быть тонкая, четкая, выверенная национальная миграционная политика, которая связывает все воедино.
Хорошим примером служит сегодня группа “Дамате”, она начала делать откормочные площадки. Поголовье забирают и на откормочную площадку ставят. И через это держат цену баранины на рынке, регулируют ее круглый год.
Еще один вопрос – шерсть. В Черкесске стоит комбинат законсервированный, новейшее оборудование. У нас на шерсти и на баранине “сидит” практически весь Кавказ. Как только мы дадим шерсть, цену на нее достойную, на баранину, все выведем из тени, мы получим налоги.
У нас внутри вот навести порядок можно одним росчерком пера. Это несложно, но должен кто-то взять это на себя и не бояться.
Нужна активность людей
А. Емельянов, исполнительный руководитель Союза производителей органических удобрения и бионутриентов: Некоторое время тому назад в нашей стране был отмечен резкий рост числа компаний, которые занимаются производством агрохимии, с помощью которой можно регулировать и устанавливать уходящее плодородие земель. Нашему Союзу всего лишь четыре месяца, и он уже сейчас объединяет больше 100 компаний в нашей стране и в СНГ, которые видят для себя этот рынок и видят перспективы. Мы говорили о том, что существует 14 программ по субъектам РФ, где необходимо заниматься мелиорацией, в том числе фитомелиорацией. Можно ли это делать без промышленно производимых, качественных, современных агрохимикатов? Конечно же нет. Где их взять? Есть предприятия, они готовы за свой счет строить заводы. Мы обещали президенту построить 20 заводов. Сейчас строится 14, в России – ни одного. И это не потому, что мы не патриоты или мы не хотим строить, потому что в этих 14 регионах не очень стремятся эти планы реализовывать, а чаще всего просто не могут этого сделать. Есть два варианта: либо мы вносим отечественные, современные биопрепараты, которые покупает сейчас весь мир, несмотря на все санкции, либо подождем, когда гумус самостоятельно образуется лет через 150.
Сейчас мы активно отрабатываем вопрос с Минсельхозом, с Росреестром управление земельным фондом с тем, чтобы аграрии, взяв землю и отдавая ее после аренды, отдавали не совокупность гектаров, а почву, способную рождать качественную продукцию, доступную нашим людям, доступную для экспорта.
Е. Тамбовцева, первый замминистра сельского хозяйства: Мы активно проводим работу с сельхозпроизводителями по государственной поддержке именно создания агрофитолесомелиорации. Но вместе с тем я хочу отметить, что сельхозпроизводители активности в этом вопросе не проявляют, хоть и 90% возмещается. Но работу мы эту ведем и не останавливаем. В чем причина? Для того чтобы построить или создать лесополосы, необходимы какие-то средства, но мы выходили с предложением в Минсельхоз России не о возмещении затрат на создание лесополос, агролесополос, а на финансовое обеспечение, то есть на предоставление грантов сельхозпроизводителям на создание и реконструкцию лесополос и фитомелиорацию.
Создана комиссия, куда вошли как представители Россельхознадзора, так и муниципалитеты, и органы исполнительной власти, для обсуждения вопросов по содержанию агролесомелиоративных насаждений. Россельхознадзором выносятся предписания, но это в основном касается стихийных свалок. Все равно те лесонасаждения, которые на сегодняшний день существуют, их надо поддерживать в соответствующем состоянии, и Россельхознадзор в соответствии с действующим законодательством проводит проверки по их содержанию именно в части ликвидации стихийных свалок.
С. Яхнюк: Возможно, проблема полупустыни или опустынивания зон усугубляется тем, что находится в нескольких ведомствах: Минсельхоз, который отвечает за лесополосы вдоль сельхозугодий, Минтранс – отвечающий за территории вдоль трасс, Минприроды – это лесные угодья. Они никогда между собой не договорятся, там нет состязательности, и мы с вами об этом знаем, возможно, это должно быть под одним ведомством, которое должно финансировать и оказывать данному вопросу пристальное внимание.
Мария СУВОРОВА.