– В нашем хозяйстве Александр работает 25 лет, – говорит глава КФХ Денис Андреев. – Человек он очень отзывчивый, спокойный и трудолюбивый, таких, как он, – один на миллион! Пять таких сотрудников легко заменят пятьдесят человек. На нем все хозяйство держится, чуть что – сразу: “Михалыч!”
Коллеги по достоинству ценят мастеровитость и ум Александра. Пока идет сезон, он участвует во всех полевых работах от посевной до уборки урожая, с техникой исключительно на “ты”. Зимой ремонтирует сельхозмашины, готовит их к новому сезону, а также трудится во благо родного села, расчищая районные дороги от снега.
Кстати, Александру Маркову нет и 50, и несколько лет назад он стал самым молодым в истории заслуженным работником сельского хозяйства Российской Федерации.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Критическая зависимость
Почти половина всей сельхозтехники в России старше 10 лет, а по объемам инвестиций за последнюю пятилетку отрасль занимает лишь седьмое место. Кроме того, у российского сельхозмашиностроения критическая зависимость от импортных комплектующих. Об этом заявил сенатор Сергей Митин в рамках обсуждения проблем технологического суверенитета агропромышленного комплекса в Совете Федерации.
Политик выслушал отчет замначальника управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Ильи Орсика, который рассказал о состоянии сельхозмашиностроения и тех разработках, которые в ближайшие годы должны будут выйти в поля. В ответ Сергей Митин с возмущением обратил внимание на почти полную зависимость отечественных производств от импортных поставок по ряду ключевых комплектующих.
– Вот, например, такие известные комплектующие. Трансмиссия – 70% делает Китай. Электромагнитные муфты – только 20% делает Россия, остальные – Китай, Белоруссия. Стеклоочистители – 100% Белоруссия. Можно согласиться – Союзное государство – и пусть делает. Гидроцилиндры – 20% Россия, 80% – Китай. Редукторы – 100% Китай. Вот выхлопные трубы – 100% Россия. Проще выхлопных труб ничего нельзя предложить в тракторе, как в любой машине с двигателем внутреннего сгорания. Мы можем их делать, остальное-то ничего не делаем, – заявил сенатор.
Отвечая на критику, Илья Орсик рассказал о том, что за последние годы по линии Фонда развития промышленности поддержку получили Петербургский тракторный завод (на проект по производству ведущих мостов) и новое производство Ростсельмаш. Но Сергей Митин отметил, что поддержка – это одно дело, а озвученные цифры по зависимости отрасли – это официальные данные.
– Какой ряд видов компонентов? Ничего ты не сделаешь, ни трактор, ни комбайн, никакой техники ты не сделаешь, не умея делать трансмиссию, не умея делать редукторы, – подытожил дискуссию сенатор.
Политик также напомнил, что президентом России поставлены задачи, согласно которым производство сельхозпродукции по сравнению с показателями трехлетней давности должно быть увеличено на 25%, а объем экспорта – в 1,5 раза уже к 2030 году. Достижению заданных показателей будут способствовать пять новых федеральных проектов: проект “Селекция и генетика”, проект “Ветеринарные препараты”, проект “Биотехнология”, проект “Техника и оборудование” и проект “Кадры в агропромышленном комплексе”.