Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Огурцы «вертикальной засолки»
Все, о чем написал ниже, хотел назвать юмореской. Потому как предугадывал чье-то восклицание после прочтения: “Не может быть!” И в самом деле, трудно поверить, что такое случается в реальной жизни. Но после раздумий решил, что верить или не верить в написанное – личное дело каждого. А свой рассказ назвал житейской историей.
Все, о чем написал ниже, хотел назвать юмореской. Потому как предугадывал чье-то восклицание после прочтения: “Не может быть!” И в самом деле, трудно поверить, что такое случается в реальной жизни. Но после раздумий решил, что верить или не верить в написанное – личное дело каждого. А свой рассказ назвал житейской историей.

Чудика всякий знает

Несколько лет назад я приезжал в дальнее и до сих пор все еще большое село одного из районов Мордовии, в котором проживает Михаил Иванович Завитков. Хоть и нечасто встречаешь людей с такой фамилией, но найти там Михаила Ивановича получилось не сразу. “Завитков? – переспрашивали люди, у которых я справлялся о нем. – Нет, не знаю”. И таким ответом мои расспросы оканчивались несколько раз.

Но даже самое большое село все равно не мегаполис. Адрес дома Завиткова подсказал повстречавшийся на улице пожилой мужичок с хитроватым прищуром глаз: “Так это ты Чудика, что ли, ищешь? Вот же его дом!”

Мне стало интересно, отчего Михаила Ивановича называют Чудиком. Понятно, что почти в любом селе у каждого жителя есть, кроме имени и фамилии, неофициальный “ярлык”, по которому он местным больше всего известен. Завиткова я представлял себе человеком хозяйственным и очень рассудительным, а тут – на тебе, наградили его таким обидным прозвищем!

– Потому что чудит Михаил Иванович, – ответил на мой вопрос о “погоняле” односельчанина мужичок. – Хотя его чудачества почти всегда оборачиваются ему же на пользу. Да и мы, вслед за ним, начинаем их перенимать. По нему часто выходит, что, правду говорят, “смеется тот, кто смеется последним”.


Электрик и без диплома агроном

Мужичок рассказал, что Завитков всю жизнь работает электриком, и ремесло свое знает основательно. Но когда доходит дело до огородных вопросов, он своими познаниями об овощах и фруктах легко может загнать в тупик и агронома: “Книги агрономические читает, в газетах и журналах про огород что-то постоянно выискивает и находит. Но если другие, узнав о чем-то просто из любопытства, сразу о нем и забывают, то Михаил Иванович непременно проверит чужой опыт на практике”.
Еще в далекой молодости, рассказал мой собеседник, Завитков вычитал в каком-то журнале о необычном способе засолки огурцов. А когда сам испробовал его на деле, получил от земляков и это второе свое “имя”.

Огурцы Михаил Иванович, как и все в его селе, тоже солил всегда в деревянной кадушке, которую сам и сработал. Но на этот раз решил не ссыпать их валом в кадушку, а сложить в ней “столбиком” в несколько аккуратных и одинакового размера плодов рядов. Какая в такой его задумке была “соль”, угадать трудно. Но кого, скажите, может остановить идея, которая уже колом засела в мозгу?

– Сами понимаете, какая это кропотливая и долгая работа – заполнить вертикальными рядами огурцов всю кадушку до самого верха, – рассказывал мужичок. – Но Михаил Иванович в любом деле очень терпеливый, справился и с ней.

А когда огурцы были уже аккуратно уложены в бочке, он одним махом вылил на них целое ведро рассола. Но до другого ведра дело уже не дошло, поскольку тут экспериментатора постигла неудача. Рассол, оказавшись на дне кадушки, повинуясь закону физики, как на лифте начал поднимать огурцы вверх, ломая выстроенный столь большим трудом порядок. Короче говоря, полетели огурцы Михаила Ивановича из бочки. Не могу сказать, отчего он, прежде чем наливать в кадушку рассол, не положил на ряды огурцов деревянный кружок, а на него – гнет. Оттого и убежали из нее огурцы. Похоже, подвела невнимательность. А может, просто запамятовал Михаил Иванович все тонкости вычитанного совета.


А чуда и не было!

Но постигшая Завиткова неудача с огурцами “вертикального посола” не заставила его отказаться от новых экспериментов. Как-то в сентябре, когда огородники выдергивают уже с участка помидорные кусты, и Михаил Иванович занялся этой работой. Но еще до этого, дня за три или четыре, оборвал у помидорных кустов макушки. На удивление соседей, он не стал бросать ботву с еще остающимися на них завязями помидор в кучу. Выдернув аккуратно из земли все корни, развесил их на прибитых в стену гвоздях сарая, у которого было только одно и совсем маленькое окошко.

“Сарафанное радио” и тут сработало без промедления, и к вечеру того же дня новость о новом “чудачестве” Завиткова разлетелась по всему селу. Но уже через неделю в сухом, достаточно теплом и темном сарае зеленые помидоры, которые оставались на висящих под потолком увядающих кустах, начали дружно краснеть.

Но чуда в этом никакого не было. Завитков рассказал любопытным односельчанам, что стебли и листья вырванных из земли и подвешенных “вверх ногами” помидорных кустов начинают отдавать свои соки остающимся на них плодам, и от этого даже самые мелкие завязи
становятся больше, иные и вовсе достигают крупного размера, и все становятся красными.
Но для чего Михаил Иванович оборвал у помидоров верхушки? Оказывается, это нужно было для того, чтобы из остающихся на кустах цветков сформировалось больше завязей помидор.

– И не такое еще проделывал Михаил Иванович с помидорами! – продолжил рассказ мой собеседник. – Чтобы они быстрее начали созревать, он острым ножиком протыкал у них вертикально над корневой шейкой стебли, и в эту ранку, чтобы дольше не заживала, вставлял кусочек медной проволоки без изоляции. Говорил, что такой совет еще в советские времена он вычитал в журнале “Наука и жизнь”. Помидоры и вправду у него начали после этого быстро созревать. Я тоже с некоторыми кустами своих помидоров такое проделал, но толку от этого так и не увидел. Может, делал я что-то не так. Но когда, по его же примеру, захватив снизу рукой помидорный стебель, резко его дергал, слышал при этом треск корней, но из земли их не вытаскивал. А через пару дней помидоры на этом кусте действительно начали краснеть.


Чтобы быстрее созрели

Уже после того, как я повстречался с Михаилом Ивановичем Завитковым, рассказал знакомому агроному еще об одном эксперименте, который приписывают Чудику односельчане. Якобы кто-то из них сам видел, как он, набрав что-то в шприц, вкалывал его в место, на котором у помидоров находится плодоножка. На вопрос: “Что это?” – услышал спокойный ответ: “Водка”. “Но для чего?” – продолжал допытываться селянин. “Чтобы быстрее созрели”.
Озадаченный увиденным селянин не поверил. И тогда Чудик предложил ему намочить содержимым шприца язык. А через несколько дней показал ему же и красные помидоры, которые, по его словам, созрели так скоро именно от “водочной процедуры”.

Услышав столь фантастический рассказ, агроном мне посоветовала: “Тоже рискни!” А потом долго смеялась. Но это тот самый случай, когда очередь смеяться первым или последним уже не имеет никакого значения. Ведь Чудик, как рассказали его земляки, любитель не только поэкспериментировать у себя в огороде, но и большой охотник пошутить. Но шутит он с таким выражением лица, что только одному ему известно, где заканчивается у него правда и начинается уже шутка.

Валентин ПИНЯЕВ,
Республика Мордовия.
24 сентября 2024
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях