Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
ВЛАСТЬ
№ 12

«Ничего СЕБЕ стоимость...»


Госпошлина на экспорт зерна, съедающая доходы, все больше тревожит аграриев. Последствия могут коснуться всех, поскольку падающая рентабельность агропроизводства ведет к росту цен на продукты питания. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы не допустить такого развития событий, и как защититься от продовольственной инфляции – в пресс- центре “Парламентской газеты” рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников.

Пошлина забирает слишком много


Ограничения на вывоз зерна, установленные Правительством два года назад, включают экспортную квоту и вывозную пошлину. Квота ограничивает беспошлинный объем направляемой на экспорт сельхозпродукции (включает пшеницу, рожь, ячмень и кукурузу). Экспорт сверх этого объема облагается пошлиной в размере 50% от таможенной стоимости.

По замыслу Правительства, данный механизм стабилизирует внутренние цены на продовольствие и “срезает” у сельхозпроизводителей излишки экспортной прибыли, которые направляются на поддержку других секторов АПК. “Однако в силу ряда причин механизм этот не стал работать корректно”, – отмечает Владимир Плотников. Он рассказал, что ситуация с ценами на зерно часто менялась, в то время как величина экспортной пошлины устанавливалась на уровне “средней по больнице” себестоимости пшеницы.
“А ведь затраты растениеводов в зависимости от региона разные. Где-то “срезали” излишки, а где-то оставляли хозяйства практически без прибыли”, – констатировал Плотников. Кроме того, рекордный урожай в 2022 году привел к тому, что цены на пшеницу резко упали. При этом затраты растениеводов из-за санкций многократно выросли (подскочили цены на технику, семена, удобрения, средства защиты растений).

“Аграрии попали в ловушку. Отпускные цены на муку и хлеб как важнейшие социальные товары остались на прежнем уровне, в то время как из-за возросших затрат сами хозяйства едва смогли рассчитаться со взятыми кредитами. А кредиты крестьянам приходится брать все чаще, ведь дорожает даже отечественная техника. Например, трактор “Кировец” стал за три года вдвое дороже”, – объяснил Плотников.

Он также отметил, что отсутствие прибыли уже вынудило многие хозяйства отказаться от годовых премий работникам. Упали зарплаты механизаторов, многие из них стали уезжать в города, обострив и без того непростую кадровую проблему. “Обо всем этом шла речь на ХХХV съезде АККОР, где собрались фермеры со всей страны”, – напомнил Плотников. По его мнению, сейчас настало время принятия государственного решения по обнулению экспортной пошлины. “И решение это надо принимать быстрее, где-то в апреле – мае. Если вопрос затянется до осени, то крестьяне смогут восполнять убытки только за счет повышения отпускной цены на свою продукцию, что вызовет ее подорожание. Мы этого, конечно, допустить не можем”, – резюмирует депутат.

Он подчеркнул, что стабильность цен на внутреннем рынке сегодня напрямую зависит от того, будут ли созданы условия для сохранения минимальной доходности в аграрном секторе. “Я уверен, что Правительство с вниманием отнесется к просьбе всего фермерского сообщества и возобладает государственный подход”, – заметил депутат.

Закрыть границу для дизтоплива


Другим важным фактором, от которого зависит цена продукции аграриев, является стоимость горюче-смазочных материалов. “Мы в Госдуме занимались этой проблемой в прошлом году, когда в разгар уборочной кампании вдруг взлетели цены на топливо. Тогда был принят ряд важных решений, среди которых организация постоянного мониторинга цен на топливо для сельхозпроизводителей”, – напомнил Плотников. Сегодня, по его словам, данные мониторинга снова показывают тревожную картину: с началом весеннего сева в южных регионах биржевая цена на дизель уже поднялась на 15%! Если рост цен на топливо не остановить, рентабельность аграрного производства продолжит падение и мы увидим новый виток продовольственной инфляции, которая бьет по малообеспеченным слоям населения, предупреждает депутат.

Чтобы не допустить такого развития событий, в Госдуме готовят обращение в правительственную топливную комиссию (ее возглавляет вице-премьер Александр Новак). “Правительством уже приняты меры по ограничению экспорта бензина на полгода. Такие ограничения необходимо принять и по дизельному топливу”, – считает депутат. Кроме того, он напоминает и о необходимости компенсации тем хозяйствам, которые сегодня вынуждены покупать дизтопливо по завышенной цене.

Любой посредник – это удорожание продукции


О накрутках торговых сетей и их тактике выкручивания рук сельхозпроизводителю сказано немало. Однако с внесением в Госдуму законопроекта о деятельности агроагрегаторов проблема получила новое развитие. В документе шла речь о создании агроагрегаторов, которые будут собирать фермерскую продукцию, обрабатывать ее, фасовать и после доставлять в торговые сети. “Вроде бы благая цель – упростить путь фермерской продукции к потребителю. Но при внимательном рассмотрении мы не увидим здесь интересов сельхозпроизводителя. Законопроект предусматривает финансирование таких агрегаторов из регионального бюджета, но при этом остается неясным: кто их будет создавать, а заняв монопольное положение в регионе, чьи интересы они будут отстаивать?” – делится сомнениями Плотников.

По его мнению, неудивительно, что документ вызвал дискуссию среди фермерского сообщества. “Все это очень напоминает нового посредника между крестьянином и торговлей, который к тому же еще будет получать государственное финансирование. А ведь любой посредник – это удорожание продукции”, – отмечает депутат. Вместо создания посреднических структур необходимо обратиться к проверенному опыту сельхозкооперации. Во многих регионах такие кооперативы сегодня работают, они созданы фермерами, которые объединились. Такие кооперативы собирают фермерскую продукцию, сдают ее на реализацию. Но бюджеты, конечно, скудные. “Вот и надо предусмотренное в законопроекте финансирование агрегаторов направить на поддержку потребкооперативов. Это будет справедливо. И потребитель выиграет”, – считает Плотников. Он добавил, что поправки в законопроект сейчас готовятся в Госдуме.

Просроченные продукты – на корм животным


Некачественные продукты из магазинов смогут отправлять на переработку в корм для сельхозживотных. В сентябре заработают правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы такой продукции. Они касаются фальсификата и товаров без маркировки. Однако продукты с истекшим сроком в некоторых случаях тоже вполне пригодны в пищу для животных, считают сенаторы. Ранее они дали поручение заинтересованным структурам сделать обоснование, сколько продуктов утилизируется, каков период допустимой просрочки и насколько это безвредно для животных. Пока сенаторы ждут результаты правовой экспертизы. После этого может появиться законопроект, позволяющий использовать просроченные продукты для изготовления кормов. Что это даст, разбиралась “Парламентская газета”.

Только без порчи


По действующим нормам просроченные и фальсифицированные товары следует утилизировать или уничтожать. Но уже с 1 сентября этого года продавцы и производители смогут отправлять некачественные пищевые продукты, кроме зерна, на переработку в корм для сельской живности. Приказ Минсельхоза о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы таких продуктов для их последующего использования в качестве корма для сельхозживотных опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Под действие норм подпадают фальсификаты, продукты без маркировки, товары без сопроводительных документов. Решение о назначении ветсанэкспертизы примет специалист Госветслужбы при обращении собственника продукции. Экспертиза покажет, можно ли ею кормить сельхозживотных. Но для начала владелец – юрлицо или ИП – должен представить заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы. Затем будет ветеринарно-санитарная экспертиза, срок ее проведения не должен превышать 11 дней после поступления проб в лабораторию Госветслужбы.

В ветправилах определены условия, при которых специалисты службы разрешат использовать продукты в качестве корма для сельхозживотных:

– отсутствие изменений внешнего вида, характерных для процесса порчи продуктов, признаков ослизнения, плесени, гнили, механических загрязнений, посторонних запахов,

– содержание общей бактериальной обсемененности – не более 500 тыс. микроорганизмов в 1 г продукта,

– отсутствие сальмонелл в 25 граммах продукта, ботулинического токсина, а также энтеропатогенной и анаэробной микрофлоры.

При этом продукцию животного происхождения разрешат пускать на корм питомцам только после тепловой обработки.

Фрукты, овощи и хлеб могут подойти


На корм животным можно пускать в некоторых случаях и продукты, потерявшие свои потребительские свойства – испорченные или с истекшим сроком годности, считают сенаторы. Ранее Комитет Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию прислал кабмину свои рекомендации – изменить действующие нормы о безопасности пищевой продукции и об утилизации некачественной продукции. Тогда же сенаторы поручили заинтересованным структурам сделать обоснование о количестве утилизируемых продуктов, периоде допустимой просрочки, насколько это безвредно для животных. А Институту государства и права дали задание сделать правовую экспертизу.

“Мы прорабатываем этот вопрос с ретейлом, с ассоциациями, обсуждаем возможность разработки законопроекта, – сказал “Парламентской газете” первый зампред комитета Сергей Митин. – Может быть, некоторые продукты мы разрешим отдавать на корм животных, но вместе с научным сообществом надо исследовать. Пока я не готов сказать, что такой закон выйдет. Нужно вместе с научным сообществом исследовать, какие могут быть негативные последствия”.

С этим согласна и сенатор Людмила Талабаева: “Нам должны сказать специалисты, когда и что можно перерабатывать и куда это пойдет. Думаю, бизнес это все подхватит, если у него будет на это законное право”. По ее словам, здесь важна оценка Минсельхоза – какие продукты можно скармливать животным, сколько может пройти времени по истечении срока годности и так далее. Сенатор предположила, что, скорее всего, могут разрешить отдавать на корм живности просроченные овощи, фрукты и хлеб, но с четкими рекомендациями специалистов. Очень много такой продукции идет на выброс, поскольку у нее небольшой срок годности, но при этом она еще может пойти на пищу скоту, уверена сенатор. Но вот о просроченной молочной продукции, конечно же, речи не идет.

Срок истек, что дальше?


В Российском союзе потребителей тоже заявляли, что всегда были против уничтожения продуктов. Однако отдавать их на корм животным нужно, когда срок годности уже закончился, а не когда он на пределе, ранее говорил “Парламентской газете” председатель союза Петр Шелищ. Еду с истекающим сроком годности нужно отдавать благотворительным организациям и нуждающимся людям, уверен он.

Депутаты ЛДПР уже предложили отменить НДС для продуктов с истекающим сроком годности, если магазины раздадут их населению бесплатно. По мнению авторов инициативы, сейчас торговым сетям невыгодно передавать такие товары на благотворительность, так как отправить еду на утилизацию получается дешевле, чем отдать нуждающимся: не платить НДС можно лишь с выброшенной продукции с уже истекшим сроком годности. Однако инициатива законом так и не стала.
5 апреля 2024
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях