Как осваивать новые технологии, как идти к тем новым целям, о которых мы сегодня говорим, как внедрять цифровизацию, роботизацию, повышать энерговооруженность АПК, как идти к освоению новых посевных площадей, если не будет ученых, которые будут создавать новые сорта мирового уровня, разрабатывать систему семеноводства, племенного животноводства, а также восстанавливать и сохранять плодородие почв, заниматься коренным улучшением и мелиорацией?
В России (по данным Росстата) с 1990 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась с 638 млн га до 383 млн га, а площадь пашни – со 132 млн га до 116,2 млн га. За 30 лет переведены в лесной фонд 231 млн га земель сельскохозяйственного назначения. При этом площадь посевов в 2022 году составила 81,3 млн га (в 1990 году – 132 млн га). Более 36 млн. га пашни не используется в сельскохозяйственном производстве и деградируют. При этом уже 9,6 млн га пашни заболочены, 16,1 млн. га переувлажнены, 16,3 млн. га засолены, 22,9 млн. га – солонцеватые, а 51,5 млн. га – кислые почвы. В настоящее время 65% пашни, 28% сенокосов и 50% пастбищ России подвержены разрушающему, порой совместному, воздействию эрозии, дефляции, периодических засух, суховеев и пыльных бурь. Сейчас в стране процессами опустынивания охвачена территория площадью более 50 млн. гектар в 35 субъектах РФ.
Объемы производства молока двадцать лет находятся на уровне 32 млн тонн. Поголовье коров сократилось по сравнению с 1990 годом с 20,6 млн голов до 7,9 млн голов, а поголовье крупнорогатого скота – с 57 млн. голов до 18 млн голов. В структуре крупных сельхозпредприятий поголовье КРС составляет 45 %, в секторе ЛПХ – 39%, а в КФХ – 16% , а молока ЛПХ производят почти столько же сколько в организованном секторе крупными сельхозпредприятиями – 40% к 42%. За период с 1990 г. по 2021 г. среднедушевое потребление молочной продукции снизилось с 386 кг на человека в год до 241 кг. А норма потребления молока на человека сегодня в среднем почти на 100 кг меньше научно обоснованной нормы в 325 кг. Цифры критические.
Потребление рыбы в России в 2022 году составил 22 кг на человека в год, тогда как в Норвегии – 66,6 кг/чел, в Китае 48,3 кг/чел. Мы отстаем по потреблению рыбы от этих стран в 2–3 раза. Но при этом следует отметить, что производство товарной аквакультуры набирает обороты и за пять лет увеличилось почти на 165 тыс. тонн.
Энергетическая вооруженность – в настоящее момент у нас есть проблема с комбайнами. Коробка передач, гидравлика – все это чужое. Тракторов тоже, как и комбайнов нет. Многие заводы похоронили.
Одна из проблем – это ценообразование на нашу продукцию за последние четыре года. Что касается, допустим, цены на зерно, она осталась на уровне вот этих 10 рублей, как было и четыре года назад. По молоку же в последние годы фиксируется падение. И посмотрите на тех, кто с ложкой к этому пирогу крестьянскому, кто думает, что у крестьян много денег, – мол, у вас там и так хорошо на селе. Происходит буквально взвинчивание цен. Уже только ленивый не говорил сегодня о горюче-смазочных материалах. Не только дефицит, но посмотрите цены: выходит, этим дефицитом можно закрепить этот рост цен. Такая же картина и по другим видам затратного механизма, например, по удобрениям. У нас сегодня 10% стоимости в рознице хлеба оценивается весь труд крестьянства. 10 рублей продаем пшеницу с трудом, 19 муку, а стоимость 1 кг хлеба на полке магазина 86 рублей, а это 2–2,5 батона. В советское время было зерно 50% в конечной цене продукта, а переработка и торговля – оставшиеся 50%. Подобная несправедливость в ценообразовании не дает нам возможности решать проблемы мелиорации, энерговооруженности и многое из того, о чем мы говорим.
Мы ставим перед собой задачу, по финансированию действующих программ по исходному паспорту и все депутаты Комитета на это нацелены. Если бы мы сегодня по исходному паспорту финансировали программу по комплексному развитию сельских территорий, то в три с половиной раза было бы больше обустроено сел и деревень. А отставание почти на 800 млрд руб. за прошедшие годы реализации этой программы, нас, безусловно, тормозит. Подобное можно отметить при анализе и других государственных программ в агропромышленном комплексе, нам нужно менять эту ситуацию в лучшую сторону.
Надо исключить, безусловно, недружественное отношение к кормильцу, необходимо принять те законы, которые ограничивали бы аппетиты олигархии. Надо сделать все для того, чтобы расчистить вот эти завалы, которые сегодня есть на пути движения вперёд аграрного сектора.
Последние годы экономику вытягивает наш агропромышленный комплекс, он сегодня является драйвером, который заставляет всех остальных подтягивать болты. Сейчас нужно не палки вставлять в колеса на пути тех, кто работает, а действовать сообща и самым серьезным образом.