Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
Александр Двойных: «Российские аграрии не сдаются»
26 декабря состоялась пресс-конференция по итогам работы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в период осенней сессии. В пресс-центре “Россия сегодня” перед журналистами отраслевых СМИ выступили председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных и заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова.
26 декабря состоялась пресс-конференция по итогам работы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в период осенней сессии. В пресс-центре “Россия сегодня” перед журналистами отраслевых СМИ выступили председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных и заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова.
Двойных А.: – Этот год и осенняя сессия для нашего комитета прошли довольно насыщенно. Был принят Федеральный закон (ФЗ), обеспечивающий формирование единого государственного информационного реестра в области эксплуатации самоходных машин. Мы видим большие перспективы по цифровизации в секторе АПК.

Приняты федеральный закон, который усовершенствовал правовое регулирование обращения с биологическими отходами, эксплуатацией и ликвидацией скотомогильников; ФЗ о ветеринарии. К сожалению, риски заражения никуда не уходят, появляются новые логистические цепочки, новые коридоры, и мы в случае возникновения или угрозы возникновения таких вспышек должны оперативно реагировать на ситуацию. Был одобрен ФЗ, устанавливающий правовое регулирование в отдельных сферах АПК в новых регионах России. Внесены изменения в ФЗ “О карантине растений”, направленный на оптимизацию информационных систем в области карантина растений. Одобрены федеральный закон о регулировании использования лесов в целях проведения изыскательской деятельности; ФЗ, направленный на использование и охраны водных объектов, и другие. Однако принятие законов – не единственный приоритет, по которому работает наш комитет.

В рамках осенней сессии комитет совместно с представителями целого ряда министерств провел выездное заседание в Ставропольском крае по теме “Развитие производства и переработки шерсти”. Все мы помним, что в советское время данная отрасль активно функционировала. Сейчас же речь идет о воссоздании отрасли. Есть огромный запрос на продукцию из шерсти у Минобороны, МЧС, Росгвардии, А для этого необходимо качественное российское сырье. Вместе с тем мы видим, что и регионы заинтересованы в восстановлении функционирования отрасли. Но поскольку речь идет действительно о воссоздании, о выстраивании новых межотраслевых взаимодействий и формировании программ по поддержке данного направления в регионах, то вопрос довольно сложный.

Были проведены парламентские слушания на тему “Наука и подготовка кадров в сфере АПК”. На сегодняшний день специалисты фиксируют кадровый дефицит до 100 тыс. специалистов в отрасли агропродовольственного комплекса. На эти вызовы надо отвечать. И тут мы совместно с министерством просвещения, с министерством науки и образования обсудили новые подходы, программы, открытие образовательных кластеров и механизмов, благодаря которым в регионах могут данные дефициты замещать.

Темы сбыта фермерской продукции остается для нас приоритетной. Мы постоянно проводим мониторинг реализации пилотных проектов. Результаты радуют. Есть положительные отзывы от фермеров, от торговых сетей, от жителей, которые хотят видеть нашу фермерскую продукцию на полках федеральных торговых сетей. И в рамках этой работы Государственной Думой уже был в первом чтении принят закон, который определяет понятие фермерской продукции, обеспечивает ее сбыт.

Очень важно, что прошла стратегическая сессия по продовольственной безопасности страны, под руководством председателя правительства М. Мишустина. Был отмечен огромный вклад в обеспечение продбезопасности страны наших аграриев.
В Комитете по аграрной политике Совета Федерации мы провели целый ряд обсуждений по теме твердых коммунальных отходов. Нам поступил запрос о проведении мониторинга данной работы за пять лет.
Несмотря на большую проведенную работу, весенняя сессия будет не менее насыщенной. Предстоит работа как раз по законодательному обеспечению вопросов фермерской торговли, где уже прошло первое чтение. Важными вопросами остаются обращение с отходами производства и потребления. Там есть над чем работать. Поступил целый ряд контрольных поручений от руководства Совета Федерации, которые говорят, что нам надо пристальное внимание уделить лесной повестке – регионы жалуются на проблемы с лесоустройством. Данная работа выстраивается нами совместно с Министерством природных ресурсов и экологии, Федеральным агентством лесного хозяйства. Вопросы особо охраняемых природных территорий всегда в теме повестки нашей страны была очень тонкой, но при этом мы понимаем, что все курорты Северного Кавказа располагаются именно на таких территориях. Был принят закон, который разрешает рекреационную деятельность на этих землях. И сейчас очень важно как пойдет работа над подзаконными актами, над постановлением Правительства, которые с одной стороны должны дать возможность развивать туристический потенциал нашей страны, а мы видим очень серьезный внутренний спрос, но при этом сохранить те уникальные природные объекты, что у нас есть.

Будет отдельно вестись важная работа по совершенствованию законодательства в сфере мер по обращению с пестицидами и агрохимикатами. На это нас наталкивает не только ряд случаев, которые произошли в регионах с массовой гибелью птиц и животных. Мы считаем, что надо провести серьезную ревизию в том, как работает эта система, посмотреть весь исчерпывающий перечень средств и веществ, которые разрешены к применению в Российской Федерации, сравнить его с другими странами, может какие-то уже являются не современными, есть риск воздействия на организм человека.

Также большое внимание будет уделено развитию отечественной селекции и семеноводству. Хочу напомнить, что в 2023 году Правительство по нашим, в том числе, предложениям пересмотрело подходы к федеральной научно-технической программе, которая как раз призвана решить вопрос обеспеченности семенами внутри страны. Был изменен главный принцип, на котором настаивал много лет Совет Федерации: важным всегда было количество произведенных семян. Мы считаем этот подход не совсем объективным. Правильным по нашему мнению является критерий объема высева отечественных семян на отечественных полях. Производить можно очень много, но если это не востребовано нашими аграриями, вряд ли уместно считать этот критерий объективным. В новых формулировках такой подход Правительство поддержало и утвердило.

Также на недавней встрече с председателем Совета Федерации с вице-премьером был поднят вопрос о развитии отрасли лекарственного растениеводства и производства растительных лекарственных препаратов. У нашей страны в этом вопросе колоссальный потенциал. Огромное количество произрастающих на нашей территории лекарственных растений, большое количество регионов, которые хотели в этой программе участвовать. При этом надо сказать, что не всегда отрасль лекарственного растениеводства может выдержать конкуренцию с фармой. Мы видим, что есть подотрасли, где применение лекарственных средств не растет, а снижается. Поэтому мы аналогично с темой воссоздания шерстяного производства также внимательно смотрим за возрождением отрасли лекарственных растений. Руководство палаты нас в этом вопросе поддержало. И сегодня совместно с Минпромторгом, Минздравом, Минсельхозом мы планируем в 2024 году уделить особое внимание этому. Важно, что у Минсельхоза остаются программы по поддержке лекарственного растениеводства, и чтобы эта программа работала в комплексе, и в целом тот потенциал, что у нас есть, был востребован.

Мы видим как меняется мир, геополитическая обстановка и важно не только создавать новое законодательство, а и ревизировать то, что у нас есть. И темой многих наших совещаний становится не создание новых законопроектов, а ревизия того, что мешает развиваться той или иной отрасли во времена новых вызовов для нашей страны и достаточно быстрая их корректировка. Хочу поблагодарить коллег из профильных комитетов, из Государственной Думы, журналистов. Мы понимаем, что людей интересует не столько принятие новых законов, сколько тема реального прикладного применения их и достижения конкретных результатов. У нас много законов находится в мониторинге для того, чтобы максимально быстро увидеть те изменения, которые обеспечивают данный законопроект, чтобы в случае необходимости оперативно вносить корректировки либо в сами законы, либо в подзаконные акты.

Сахарова Т.: – Хочу остановиться на программе “Комплексное развитие сельских территорий”. Сельские территории – это именно те территории, которые обеспечивают сегодня нашу продовольственную безопасность. И наша задача – максимально оказывать содействие развитию сел, и тем, кто живет на селе. Когда людям задаешь вопрос: а что вам нужно? Все отвечают, что, во-первых, мы хотим жить в хорошем жилье, во-вторых необходимо ощущать государственную поддержку тому, чем мы занимаемся, и в-третьих – условия жизни должны быть качественными. Конечно, это все правильно.

Одна из стратегий реализаций устойчивого развития сельских территорий, которая сформирована на период до 2030 года – повышение уровня качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов. Надо быть честными – на сегодня не все удается достигнуть сразу. Повестка остается актуальной, вопросов достаточно много.

Конечно, немало внимания уделяется и дополнительному финансированию отрасли. И в 2023 году на реализацию программы “Комплексное развитие сельских территорий” из федерального бюджета было выделено 65 млрд рублей. С 2020 года более 11 млн человек охвачены этой программой. Например, программа “Сельская ипотека” помогла 132 тысячам семей приобрести жилье, из них в 2023 году ей воспользовалось 22 тыс. человек. Реализовано более 12 тыс. проектов благоустройства сельских территорий. Средства выделяются также на улучшение дорог, коммуникаций. На 2024 год на реализацию программы заложено 69 млрд рублей. Из них на сельскую ипотеку – 24 млрд рублей, на федеральный проект “Современный облик сельских территорий” - 25 млрд рублей . Сегодня сложность заключается в том, что существует большой отток молодежи из села. Ребята уезжают на учебу в большие города и там остаются. Причин много. В том числе неразвитая сеть интернет, это то над чем мы работали, в результате появился закон, который позволяет обеспечить всех сельчан такой сетью.

Село нуждается в профессиональных кадрах. Набирает обороты программа “Профессионалитет”. И задача поставлена Президентом – за 5 лет на селе должно появиться до 1 млн новых специалистов. В 2023 году на основе интеграций колледжей и предприятий создано 11 образовательных производственных центров – кластеров по сельскому хозяйству. В них принимают участие 63 опорных предприятия реального сектора экономики. Более 22 тыс. студентов обучаются по 180 программам профессионалитета. На сегодня уже создано в рамках проекта 27 кластеров, в которые входит 150 образовательных организаций и 154 предприятия-работодателя. И такая консолидация позволяет ребятам, которые пришли получить образование сразу увидеть своего потенциального работодателя. В 2024 году планируется создать еще 12 образовательно-производственных кластеров по сельскому хозяйству. Программа показала свою эффективность. В 2025 году планируется выпуск 9700 молодых специалистов.

Что касается рыбоводческой отрасли. В период до 2030 года ожидается увеличение объема рыбоводства до 618 тыс. т. Это амбициозный план. Но за 2023 год товарный рост культуры уже превысил 300 тыс. т, что на 6% выше аналогичного показателя прошлого года. В поддержку отрасли недавно был принят закон, позволяющий добросовестным пользователям рыбоводческих участков предоставлять право по договору пользования рыбоводческими участками без торгов, что отвечает пожеланиям рыбоводческого общества.

Существует проблема с кормом для аквакультуры. Ранее они закупались за рубежом, в частности в Норвегии. Сегодня произошла переориентация на белорусских производителей. И в скором времени планируется к открытию 8 заводов по производству отечественных кормов.

Более того. Агарный комитет обеспечил своевременное принятие 16 нормативных актов в сфере рыболовства.

Вопрос-ответ

По окончании конференции журналисты смогли задать свои вопросы сенаторам.

– Не кажется ли вам, что надо доработать закон об отходах животноводства?

Двойных А.: – Полностью ваше предложение поддерживаю. Это как раз тот случай, когда был принят правильный закон, как для отрасли сельского хозяйства, так и для отрасли экологии. Но его реализация некомфортна для многих участников рынка особенно для малых форм хозяйствования. Поэтому мы его сразу взяли в мониторинг еще во время принятия. И сейчас совместно с Правительством смотрим, какие изменения необходимо внести в подзаконные акты и самое главное – нужно показывать лучший опыт регионам, потому что не всегда на местах есть необходимые компетенции для правильной работы. Поэтому еще раз повторю, правильно написанный закон – это не панацея и не конечная цель работы нашего Комитета.

– Вопрос о повышении цен на мясо птиц и яйца не обсуждал только ленивый. Почему проблема не мониторилась профильными комитетами, чтобы такая ситуация просто не возникла?

Двойных А.: – Конечно, не очень хорошо, что в такие вопросы приходится вмешиваться Президенту. Когда обсуждалась цена на мясо птицы еще при открытии большого центра в Подмосковье, Президент тогда правильно сказал, что у Правительства есть исчерпывающий ряд механизмов воздействия на данный рынок. Стоит ли привлекать агросоюзы для мониторинга? Конечно, мы не против, если они это будут делать. Но в полномочиях и задачах Правительства смотреть в разрезе: и когда цена мяса птицы начала дорожать боле чем на 5%, то уже стало понятно, что она серьезно обгоняет инфляцию. И именно тогда надо было ставить вопрос о снятии ввозных пошлин для дружественных стран, которые с удовольствием идут на российские рынки, и у нас бы общество, регионы не погружались так глубоко в ценообразование, в себестоимость. В производстве мяса птицы есть импортная составляющая, там достаточно большой объем импортных вакцин и кормовой добавки. Но на это как раз должен отреагировать ФАС и разобраться была ли там объективная составляющая или спекулятивная. Точно так, как и по яйцу. Увеличивается потребление, неважно с чем это связано, нужно быстро наращивать объемы. Не можем свои внутренние, надо пускать иностранных производителей, которые готовы это делать. Сегодня настолько сильно меняются логистические цепочки, что Правительству придется в этот период работать в ручном режиме. В первую очередь на цену, по моему убеждению, должен реагировать Минпормторг и Министерство экономического развития. У Минсельхоза задача - обеспечивать необходимый объем в рамках доктрины. Тема, которую предстоит обсудить – у нас по доктрине показатели более чем хорошие, но есть выпадающие моменты. Например, по молоку не выполнено пороговое значение по доктрине, но если взять еще и белорусских производителей, товары которых лежат на российских прилавках, то у нас происходит перепроизводство. И может быть яйцо следует включить в параметры доктрины. Ведь доктрина это не только про наличие продукта, а еще и про его качество и самое главное доступность для населения. Как мы видим работу по возникающим таким моментам? Минпромторг как только зафиксировал рост цены, выше чем инфляция, разобрали внутреннюю себестоимость, увидели, что не можем насытить рынок необходимым количеством товара – открываем двери для партнеров. Мы в своем Комитете сразу провели анализ, чтобы понять: может не хватает каких-то законодательных механизмов? Выяснили, что нет. У Правительства достаточно их. Поэтому важно, чтобы были извлечены все уроки из данной проблемы, и сделаны выводы, чтобы в будущем реакция была более оперативна. Точно также как в этом году реакция должна была быть на многое более оперативной, я имею в виду ситуация с ГСМ. Мы также в режиме штабной работы совещались с Минсельхозом и Минэнерго и увидели, что настолько сейчас меняются рынки сбыта и логистические коридоры, что пора данные механизмы усовершенствовать.

– В программе “Комплексное развитие сельских территорий” есть некая ведомственная разобщенность: Минкульт, Минобразования, Минздрав и т.д. Может следует создать какой-то консолидирующий орган, который бы контролировал оптимальность и целесообразность принимаемых решений по строительству объектов в конкретном населенном пункте?

Сахарова Т.: – Вопрос очень важный. Действительно такая необходимость есть. Скажу больше, созданием такого центра уже озаботились. Он необходим, чтобы села, люди понимали, что их пожелания услышаны и средства, выделенные в обеспечение продбезопасности не “размазываются”. Так что этот вопрос у нас на контроле, и уверена, что такой орган обязательно появится в ближайшем времени.

Двойных А.: – Мы недавно собиралась с законодателями, и обсуждали этот вопрос в том числе. Все сошлись на мнении, что каждое министерство работает в рамках данной программы по своему плану и не видит, что делает другое. Поэтому очень часто нет комплексности в исполнении. Однако идея о создании координирующего органа была воспринята с некоторой опаской коллегами из Госудмы. Есть опасения, что финансирование в таком случае могут урезать. Вообще, конечно, при выделении 63 млрд. рублей, потребность сел стоит в 200 млрд рублей ежегодно на эти цели. И вот когда есть такой дефицит, то приходится выстраивать приоритеты. И тема опорных пунктов – это не прихоть Минсельхоза. Мы понимаем опасения некоторых регионов, которые критикуют моменты по ним.

– В начале 2023 года эксперты главными вызовами для аграриев называли следующие проблемы: избыток зерна, которой был вызван высоким урожаем 2022 года, дефицит семян, сложности с логистикой, нехватка сельхозтехники, квалифицированных кадров. Все ли вызовы 2023 года преодолены, и какие вызовы вы видите на 2024 год?

Двойных А.: – Вызовы преодолены. Мы получили второй рекордный урожай. Я думаю, что главным вызовом 2024 года будет борьба с себестоимостью. Мы видим, что по многим группам сельскохозяйственной продукции она растет. Для этого есть вполне объективные факторы: подорожание импортной составляющей, логистика. И всем придется на эти вызовы отвечать внутренней мобилизацией, усилением собственной конкурентоспособности. Я думаю, что главным решением для всех вызовов в АПК должна стать цифровизация. Но не просто такая, что надо цифровизовываться, потому что все цифровизуют. А с точки зрения того опыта, что есть у наших компаний. Мы его посмотрели на “Золотой осени”. На самом деле наши агрохолдинги просто стали передовиками в цифровизации и работают на уровне IT-компаний. Для нас важна не столько глубина цифровизации процессов, сколько нормальная финансовая модель. Например, одна компания за счет цифровизации получила экономию средств до 70%. Это шикарная инвестиция в собственную конкурентоспособность. Поэтому с ростом себестоимости нам придется бороться и это станет главным вызовом. Потому что то, что касается санкционных вещей, то конечно российским аграриям проще не становится, но никто не сдается, и результаты у нас отличные.

Валерий САВЕЛЬЕВ,
“Сельская жизнь”.
29 декабря 2023
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях