Мясные и молочные компании, в частности, подвергаются все большей критике из-за загрязнения от животноводства, которое выделяет по некоторым данным до трети мирового производства метана – короткоживущего парникового газа, сокращение выбросов которого считается самым быстрым путем к замедлению глобального потепления.
По данным IATP (Института сельского хозяйства и торговой политики, НКО из США) выбросы пяти крупнейших в мире мясных компаний значительно превышают выбросы нефтяных компаний Shell и BP, а вклад молочной промышленности (3,4%) в глобальные антропогенные выбросы превышает долю авиации.
Все мировая продовольственная система в принципе виновна в части загрязнения: согласно докладу Global Alliance for the Future of Food, мировое производство, транспортировка и хранение продуктов питания приводят к выбросам парниковых газов, эквивалентным выбросам в ЕС и России вместе взятых (4,6 гигатонны CO2-эквивалент). Ультрапереработанные продукты, такие как закуски, напитки и готовые блюда, а также химические удобрения, изготовленные из природного газа – одни из основных источников загрязнения.
Как и со стороны нефтегаза, на COP28 присутствовали представители некоторых крупнейших мировых агропромышленных компаний, таких как поставщик мяса JBS, гигант удобрений Nutrien, пищевой гигант Nestlé и компания по производству пестицидов Bayer, а также влиятельные отраслевые лоббистские группы. От мяса и молочки – около 120 делегатов. В целом, журналисты Guardian насчитывают около 340 лоббистов от агробизнеса – вдвое больше чем в 2022 году.
Кроме того, издание DeSmog утверждает, что более 100 делегатов приехали в Дубай в составе делегаций стран, что дает привилегированный доступ к дипломатическим переговорам. Это число выросло с 10 в 2022 году.
Тут также действовали откровенные группы мясного лобби, в том числе Североамериканский институт мяса, который в прошлом году заявил, что степень антропогенного разрушения климата “неизвестна”.
В этом году число производителей пестицидов также увеличилось на 30% по сравнению с 2022 годом. Вместе компании Bayer, Syngenta, BASF и их торговая ассоциация CropLife (которая сопротивляется попыткам принятия новых климатических мер) направили 29 делегатов.
В отрасли синтетических удобрений также резко выросло количество представителей: в этом году их стало 40, по сравнению с 13 в 2022 году.
Большинство корпораций, лоббистских групп и неправительственных организаций, которые посещают климатические саммиты COP, имеют статус “наблюдателя”. Но число представителей промышленности, посещающих COP28 вместе со своими национальными правительствами, увеличивается, что делает компании и лоббистские группы участниками дипломатических переговоров. Это, в свою очередь, означает, что политики могут воспринимать промышленников как равных, и с большим доверием относится к их позициям.
Всего в Дубае в составе делегаций стран находились 102 представителя отрасли, что составляет 30% от общего числа представителей отрасли. В 2022 году они составили менее 6%.
Наибольшее количество представителей агробизнеса было приглашено Бразилией: из 1744 зарегистрированных участников 36 делегатов были в основном от мясной промышленности. Следующей на очереди была Россия, которая привела 15 делегатов, связанных с компаниями по производству удобрений и другими лоббистскими группами (согласно списку участников COP28, от России приехало около 450 делегатов, в том числе представители Газпрома, Норникеля, НЛМК, Фосагро, Северстали, Полюса, Алроса). За ней следовала Канада, которая предложила билеты еще восьми делегатам от компаний по производству удобрений.
Крупные продовольственные компании объявили о нескольких добровольных инициативах на COP28. Например, шесть крупнейших молочных компаний мира обязались раскрывать информацию о своих выбросах, но не смогли поставить цели по сокращению загрязнения метаном в этом секторе.
Характер заявлений многих пищевых компаний напоминает метод “зеленого отмывания”: хорошо известной тактике, используемой нефтегазовой промышленностью, чтобы отвлечь дебаты от значимых действий. Зачастую концепции сами по себе являются обоснованными, но проблема заключается в том, что их рекламируют как действия, благоприятные для окружающей среды, в то время как компании не могут сократить свой вклад в глобальное потепление.
Например – восстановительное (регенеративное) сельское хозяйство, сопровождаемое хранением углерода, нулевой обработкой почвы (no-till), севооборотом. В последние годы крупнейшие сельскохозяйственные загрязнители и пищевые корпорации взяли в оборот этот термин, который относится к широкому спектру методов ведения сельского хозяйства, улучшающих окружающую среду.
Однако оценка регенеративного сельского хозяйства, проведенная в 2020 году Институтом мировых ресурсов (WRI), показала, что, хотя оно и полезно для окружающей среды, оно имеет “ограниченный потенциал” для смягчения последствий изменения климата. Наука также не уверена в способности почвы накапливать углерод, который может быть легко уничтожен эрозией, изменениями в землепользовании или погодой.
Но это не мешает многим компаниям использовать эти подходы в своих планах с нулевым результатом. В последние годы этот термин использовали многие крупные сельхозкорпорации – от производителей и поставщиков мяса и молочных продуктов, включая JBS и Danone, до зерновых компаний, таких как Archer Midland Daniels, и производителей агрохимикатов, таких как Bayer и Syngenta.
Эти крупные сельскохозяйственные предприятия часто связывают регенеративное сельское хозяйство с хранением углерода в почве. Агрохимическая промышленность заявляет, что она благоприятна для климата, например, потому что пестициды могут снизить потребность в обработке почвы (которая выделяет углерод, когда фермеры вспахивают почву, среди прочего, для уничтожения сорняков).
Мясная и молочная промышленность подчеркивают, что выпас скота играет важную роль в восстановлении и сохранении лугов, которые могут выступать в качестве важного глобального поглотителя углерода – так называемая секвестрация углерода (в наших прошлых статьях мы писали о том, что пастбищное скотоводство Узбекистана привело к огромной деградации земель в стране). Этот термин также использует McDonalds, которая, будучи одним из крупнейших в мире поставщиков говядины, выбрасывает в атмосферу больше парниковых газов, чем крупнейшая авиалиния США American Airlines.
Среди других “трюков” агрокомпании используют нарратив про снижение интенсивности выбросов на килограмм или тонну, вместо снижения объема выбросов в целом (европейские гиганты Arla и Danish Crown). Или зарок про устойчивую интенсификацию производства, чтобы “спасти мир от голода” – любимое выражении главы Фосагро на последнем ПМЭФ – где агрохимическим компания можно и нужно производить больше, чтобы накормить бедное население планеты. Однако по данным World Food Programm и другим научным исследованиям более трети всех выращиваемых культур идет на корм животным, которые поддерживают богатую мясом диету в странах со средним и высоким уровнем дохода, а около трети продуктов питания, производимых для потребления человеком, выбрасывается. То есть проблема не в количестве еды – ее так много, что она идет на пищевые отходы – а в ее доступе для малообеспеченных категорий населения.
Пока в разговоре главенствуют виновники ситуации, он всегда будет уходить в сторону от главной проблемы и ее решений. Точное земледелие отдельного фермера не сократит выбросы гигантских корпораций. И у нас не так много времени, чтобы об этом спорить.
На снимках: активисты протестуют против представителей нефтегазовой промышленности на климатическом форуме ООН в Дубае, декабрь 2023 г.; углеродный цикл из доклада скотоводческого национального союза США (NCBA).
Шамсят КАГЕРМАНОВА,
“Сельская жизнь”.