Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
При чем тут еда?
Та система питания, которая существует на сегодняшний день – продукты питания, их создание, транспортировка, готовка, утилизация – все это производит примерно треть всех мировых выбросов парниковых газов. Но на протяжении трех десятилетий климатические саммиты ООН не учитывали этого влияния в своих заключительных соглашениях.
Та система питания, которая существует на сегодняшний день – продукты питания, их создание, транспортировка, готовка, утилизация – все это производит примерно треть всех мировых выбросов парниковых газов. Но на протяжении трех десятилетий климатические саммиты ООН не учитывали этого влияния в своих заключительных соглашениях.

Ситуация изменилась в этом году в Дубае. Конференция открылась декларацией об устойчивом сельском хозяйстве, подписанной более чем 130 странами. Впервые целый день был посвящен продовольствию и сельскому хозяйству, где была представлена дорожная карта продовольственных систем, разработанная Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).

Пожалуй, наиболее поразительно было то, что в итоговом документе соглашения, обнародованном в конце конференции, устойчивое сельское хозяйство признано частью надлежащего реагирования на изменение климата.

Повышенное внимание к продуктам питания привлекло не только экспертов, но и крупных лоббистов сельского хозяйства, стремящихся повлиять на результаты подобных форумов. Однако окончательная формулировка заключения климатического саммита не зашла так далеко, как хотелось бы многим сторонникам устойчивого развития. Но еде, несомненно, было отведено более заметное место на саммите, чем в предыдущие годы.

“Очень здорово, что еда наконец-то на столе. Теперь у нас есть возможность говорить о продовольственных системах как о решении климатического кризиса так, как никогда раньше”, – сказала Даниэль Ниренберг, президент Food Tank, некоммерческого аналитического центра.

Обсуждение продовольственной системы на климатическом саммите началось с ажиотажа, когда президент КОП28 объявил “Декларацию КОП28 ОАЭ” именно об устойчивом сельском хозяйстве, устойчивых продовольственных системах и действиях по борьбе с изменением климата, или, сокращенно, Декларацию. Хотя Декларация не имеет юридической силы, более 150 стран, подписавших ее к концу конференции, по сути, объявляют о своих намерениях интегрировать продовольствие и сельское хозяйство в свои климатические планы.

“Страны должны поставить продовольственные системы и сельское хозяйство в центр своих климатических амбиций, решая как глобальные выбросы, так и защищая жизни и средства к существованию фермеров, живущих на фронтовой линии изменения климата”, – сказала Мариам бинт Мохаммед Альмхейри, министр по вопросам изменения климата и окружающей среды ОАЭ, а также ведущая КОП28.

Затем ФАО представила свою новую “дорожную карту”, призванную обозначить путь, необходимый для приведения мирового производства продовольствия в соответствие с глобальными климатическими целями, что является своего рода параллелью “дорожной карте”, разработанной Международным энергетическим агентством для энергетического перехода в 2021 году. В программе ФАО особое внимание уделяется сокращению выбросов метана от животноводства на 25% и уменьшению вдвое выбросов пищевых отходов к 2030 году, а также рекомендуется выращивать более широкий спектр сельскохозяйственных культур, чем тот, на который в настоящее время опирается мир.

Помимо громких заявлений, на местах было ощущение, что еда стала важнее, чем когда-либо. Будучи постоянным участником климатических саммитов после КОП16 в Канкуне, (Мексика) в 2010 году, Ниренберг сказала, что она заметила, что разговоры о еде значительно изменились. В этом году ее особенно воодушевило ощущение, что к продуктам питания проявился больший интерес со стороны тех, кто работает за пределами этого сектора. “Я думаю, что мы разрушили некоторые барьеры. Мы распинались не зря”, – сказала она. Но формулировки итогового документа могли бы быть жестче, добавила эксперт.

Иветт Кабрера, эксперт по пищевым отходам НКО Совета по защите природных ресурсов, тоже так считает. “Одна вещь, которую хотели видеть многие сторонники продовольственных систем и многие страны, стоявшие за декларацией, – это то, чтобы часть текста и обязательств декларации были отражены в окончательной формулировке глобального подведения итогов”, – сказала она.

Этого не произошло. Вместо этого в окончательном соглашении повсюду были небольшие упоминания о продовольственных системах, а разговоры о продовольственных системах в основном сводились к разделу, посвященному адаптации, а не смягчению последствий. Хотя адаптация “очень важна, потому что нам абсолютно необходимо выяснить, как будет выглядеть наша будущая продовольственная система, и быть к этому готовыми”, Кабрера сказал: “Нам также необходимо предпринять шаги для смягчения выбросов, которые происходят сейчас”.

Другие высказались более жестко. “Вопиющее упущение вопросов трансформации продовольственной системы и выбросов в сельском хозяйстве в окончательном тексте является явным предательством срочности проблемы… Мы не можем позволить себе еще один потерянный год для действий в области продовольствия и климата”, – сказал Эмиль Фрисон, эксперт, выступающий от имени Международной группы экспертов по устойчивым продовольственным системам (IPES-Food).

Разница в резюме участников подчеркивает ту особую напряженность, которая, кажется, всегда сопровождает дискуссии климатических форумов – грань между попыткой признать достигнутый прогресс и реалистичным пониманием того, как далеко еще предстоит пройти.

Одним из препятствий на пути к значимому прогрессу, вызвавшему ажиотаж в этом году, было чрезмерное представительство корпоративных интересов на конференции. Подобно лоббистам ископаемого топлива, которые утверждают, что в целях энергетической безопасности мир не может позволить себе отказаться от нефти и газа, лоббисты крупного сельского хозяйства защищают нынешний статус-кво, который активно нагревает планету во имя продовольственной безопасности.

На саммите в Дубае лоббисты были в полном составе. Крупные мясные и молочные производители пришли в рекордном количестве: в этом году присутствовало в три раза больше представителей агробизнеса, чем в прошлом. В их рядах были представители поставщика мяса JBS, которого связывают с вырубкой лесов в Амазонии; компания по производству пестицидов Bayer на фоне судебных исков, утверждающих, что ее средство для уничтожения сорняков Roundup вызывает рак; и гигант удобрений Nutrien, который производит синтетические удобрения из ископаемого топлива.

Помимо ряда мероприятий, посвященных финансированию перехода к регенеративному сельскому хозяйству и сокращению пищевых отходов, также прошли встречи, спонсируемые Международной федерацией молочных продуктов и Североамериканским институтом мяса, на такие темы, как “Как продукты животного происхождения питают мир во времена изменения климата”.

“Они пытаются убедить людей в том, что, будь то удобрения или животноводство, они предлагают больше решений, чем проблем или препятствий”, – сказал Ниренберг о лоббистах агробизнеса. “Именно этим в значительной степени и занимался институт мяса – пытался изменить представление о том, что домашний скот вносит большой вклад в изменение климата, хотя на его долю приходится как минимум 14% выбросов”.

Хотя эксперты по устойчивым продовольственным системам утверждают, что существует “срочная необходимость в реформах, которые ограничат корпоративное влияние на климатических заседаниях ООН”, многие все же ушли воодушевленные тем, в каком направлении движется КОП, когда дело доходит до разговоров о еде.

Так, у экспертов много надежд на следующий КОП30 в Бразилии, где многие ожидают более уверенных формулировок в итоговых документах.

Кабрера надеется, что “дорожная карта” ФАО, хотя и не является обязательной, может дать странам представление о том, как тем временем продвигаться вперед в интеграции продовольственных систем в свои климатические цели. Она также надеется, что это может открыть больше финансирования для решений, ориентированных на продовольственный сектор, на которые в настоящее время приходится только 3% государственного финансирования борьбы с изменением климата.

Шамсят КАГЕРМАНОВА,
“Сельская жизнь”.
29 декабря 2023
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях