Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
В авангарде зернового экспорта России
В 2023 году Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП), одно из старейших предприятий российского агропромышленного комплекса, празднует 130-летний юбилей.
В 2023 году Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП), одно из старейших предприятий российского агропромышленного комплекса, празднует 130-летний юбилей.
История предприятия началась в конце XIX века, когда шло становление Новороссийского порта как новых торговых ворот страны, а Россия укрепляла свою позицию в качестве одного из мировых лидеров по экспорту пшеницы. В XX веке предприятие переживало и взлеты, и падения, но неизменно оставалось флагманом российской зерновой отрасли, успешно адаптируясь к промышленным, экономическим, социальным, политическим изменениям в стране и мире. Сегодня НКХП – это крупнейший портовый перевалочный комплекс в акватории Азово-Черноморского бассейна. По объемам перевалки он входит в тройку ведущих зерновых терминалов России.

Предлагаем полистать отдельные страницы 130-летней истории предприятия и проследить путь развития НКХП от элеватора емкостью 49 тыс. тонн до высокотехнологичного терминала с мощностью перевалки 7,1 млн тонн зерна в год.

1890-е – 1914 годы:
“Зерно течет и льется как жидкость,
переходя из амбаров прямо в суда”

Открытый в 1845 году по велению императора Николая I Новороссийский торговый порт поначалу не играл значительной роли в торговой жизни страны в силу неразвитости инфраструктуры, небольшого грузооборота и удаленности от центральных регионов и действующей железной дороги (по суше грузы в порт и из него доставлялись на конных подводах и телегах). К тому же во время Крымской войны (1853–1856) порт был разрушен.

Его второе рождение приходится на 1880‑е годы: правительство утверждает план строительства в Новороссийске торгового порта пропускной способностью более 500 тыс. тонн и принимает решение о прокладке железнодорожной ветви, которая призвана связать порт с Кубанью и Северным Кавказом. На участке протяженностью в 50 км строительство железнодорожной линии велось в трудных горных условиях. Поэтому здесь были сооружены два туннеля (большой и малый) и возведены другие сложные инженерные объекты. Оба туннеля прокладывались двухпутными, поскольку предполагался рост грузопотоков в будущем.

Окончание строительства нового пути и открытие станции Новороссийск в 1888 году стало важным событием в жизни города и страны. Появление железнодорожного сообщения дало толчок к бурному развитию Новороссийского порта: уже в 1890-е годы он по грузообороту занимает седьмое место в России и четвертое – в Азово-Черноморском регионе. Основные экспортные товары – это хлеб (зерно), цемент и нефть.

По новой ветке в Новороссийск пошли поезда с зерном с Дона, Кубани, из Поволжья и со Ставрополья. Имевшиеся в городе амбары перестают справляться с хранением всего объема поступающего зерна, поэтому в 1891 году в Новороссийске начинается строительство силосного амбара-элеватора емкостью 49 тыс. тонн. Его возводили с учетом мирового опыта строительства подобных сооружений и с использованием последних достижений технической мысли. При этом значительная часть новшеств была не заимствована, а придумана, спроектирована и исполнена на месте.
Из книги С.И. Васюкова “Край гордой красоты. Кавказское побережье Черного моря”, 1903 г.: “…Зерно в своей массе благодаря быстроте электрической силы течет и льется как жидкость, переходя из амбаров прямо в суда. Крайне любопытное зрелище внутри элеватора во время его работы представляет собой эта золотая река зерна, которая быстро несется перед глазами вверх, переходя из одного этажа в другой, и, наконец, достигнув шестого этажа, подвергается очистке и уже очищенное от пыли в восьмом этаже взвешивается, и после этой операции чистое зерно стремится на пароход”.
Строительство уникального объекта завершилось в 1893 году. Новороссийский элеватор, на тот момент крупнейший в Европе и второй по величине в мире, своими размерами, техническим оснащением и производительностью поражал современников. Кроме того, построенный из камня, кирпича и железа, элеватор представлял собой великолепный образец промышленного архитектурного искусства и стал визитной карточкой Новороссийска.

Для подачи зерна в порт использовалась крытая эстакада длиной 1137 метров, перемещавшая зерно двумя ленточными транспортерами на пирсы. Наличие на предприятии промышленной электростанции позволило практически полностью механизировать процесс: погрузка 160 тонн пшеницы на пароход занимала час.

В начале XX века через Новороссийский элеватор проходит три четверти общероссийского экспорта зерна, что составляет порядка 1 млн тонн. Российский хлеб направляется во многие страны Европы: Германию, Голландию, Данию, Италию, Бельгию, Францию, Англию, Грецию.

1920-е – 1945 годы:
“Коллектив элеватора объявил себя
мобилизованным”

После революции и в годы гражданской войны работа элеватора как экспортирующего центра остановилась и возобновилась лишь в 1920-е годы. В середине 1920-х годов пропускная способность Новороссийского элеватора составляла 75 тыс. тонн в год. Сокращение объемов перевалки было вызвано рядом причин, в том числе полным разграблением предприятия в годы вынужденного простоя.

В начале 1930-х годов элеватор реконструировали, переоборудовали и построили транспортную галерею подачи зерна на пристань производительностью 400 тонн в час.

Дальнейшее развитие предприятия приостановила война. Осенью 1941 года по заданию правительства работники элеватора начинают эвакуацию зерна и оборудования вглубь страны. С осени 1942 года по осень 1943 года Новороссийский элеватор был оккупирован гитлеровскими войсками.

Сразу после освобождения Новороссийска в сентябре 1943 года работа элеватора была частично восстановлена: необходимо было обеспечить армию и тыл хлебом. А уже в сентябре 1945 года предприятие впервые после окончания войны осуществило отгрузку зерна на экспорт.

1950–1970-е годы:
строительство нового элеватора

После войны продолжилось восстановление предприятия и его дальнейшее развитие. В 1950 году построены два мукомольных завода общей производительностью 225 тонн в сутки.

Ввиду роста объемов экспортных операций в конце 1950-х годов строится новый элеватор емкостью хранения 100 тыс. тонн, а в 1962 году – отгрузочная галерея подачи зерна производительностью 1400 тонн в час.

1980-е годы:
уже не экспорт, а импорт

В истории НКХП есть два эпизода, когда предприятие кардинально меняло деятельность – с экспорта на импорт.

Впервые необходимость ввоза зерна из-за рубежа возникла в связи с голодом 1921–1922 годов, вызванного гражданской войной и разрухой. Закупаемое за рубежом зерно и продовольствие поступали через порты Балтийского и Черного морей, значительный поток шел и через Новороссийск. В 1922 году Новороссийский элеватор был переоборудован с экспортного режима на импортный и в течение 3,5 месяца принимал и обрабатывал завезенное зерно. За этот короткий промежуток через предприятие прошло почти 55 тыс. тонн зерна.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов Россия начинает импортировать значительные объемы зерна. Поэтому на НКХП строится необходимая инфраструктура для приема зерна с судов и его отгрузки в вагоны: возводится еще один элеватор емкостью хранения 50 тыс. тонн, устанавливаются две зерноприемные машины, строится погрузочный комплекс для перегрузки зерна из морских и речных судов в железнодорожные вагоны.
Из поздравления генерального директора АО “ОЗК” Дмитрия Сергеева по случаю 130-летия НКХП: “Неизменно высокое качество предоставляемых услуг, обширный опыт и индивидуальный подход к каждому партнеру – все это способствует выбору НКХП в качестве основного терминала для отправки зерна за рубеж среди ключевых компаний-экспортеров”.
Начало новой эпохи экспорта российского зерна

Переход российской экономики на рыночные отношения, либерализация рынка и уход от государственной монополии на торговлю зерном – все это позволило в 1994 году возобновить экспорт зерна из России. В середине 1990-х годов на НКХП проходит реконструкция под экспорт всего оборудования, предназначенного для импорта.

В 2000-х годах для России в целом и для НКХП в частности начинается новый этап в экспорте зерновых культур – наращивание мощностей и рост внутреннего производства. На НКХП вводятся в эксплуатацию две современные судопогрузочные машины общей производительностью 1800 тонн в час, увеличивается до 1600 тонн в час мощность галереи по отгрузке зерна на борт судна.

По итогам первого полугодия 2015 года НКХП занимает лидирующую позицию среди глубоководных портов Южного федерального округа.

Современный этап развития предприятия
и планы на будущее

Сегодня НКХП – это высокотехнологичный портовый перевалочный комплекс, один из наиболее перспективных, динамично развивающихся зерновых терминалов России. Его стратегическое местоположение – территория крупнейшего незамерзающего порта России – позволяет осуществлять перевалку грузов в круглосуточном режиме 365 дней в году.

Терминал оснащен современным оборудованием, что обеспечивает бесперебойность всех операций: от приема и проверки качества зерна до его погрузки на судно.

Общая площадь территории НКХП составляет 14,5 га, на которых расположены три элеватора объемом единовременного хранения до 250 тыс. тонн, экспортная галерея из четырех конвейеров протяженностью 1,6 км, комплекс причального судопогрузочного оборудования, перевалочный комплекс, позволяющий разгружать 180 вагонов и 600 машин в сутки, и другие портовые сооружения.

Кроме того, Новороссийский комбинат хлебопродуктов производит пшеничную хлебопекарную муку высшего и первого сортов и манную крупу. Вся продукция отвечает требованиям ГОСТ и современным международным стандартам. Точное соблюдение технологии производства и многоступенчатый производственный цикл размельчения зерна позволяют получать хлебопекарную муку с отличными потребительскими свойствами.

НКХП продолжает динамично развиваться: в настоящее время Группа ОЗК реализует на предприятии масштабную инвестиционную программу, направленную на технологическую модернизацию экспортно-проводящей инфраструктуры. Это позволит нарастить объем перевалки с текущих 7,1 млн тонн до 11,6 млн тонн в год.

Первый этап программы – комплексная реконструкция наземной части. К настоящему моменту завершена модернизация ж/д и автоприемов и устройств по приемке и подаче зерна на причал, заменено устаревшее технологическое оборудование существующих элеваторов, технологически обновлены устройства приема зерна с автотранспорта и галерея подачи зерна на мельзавод, а также построено новое зернохранилище из 14 металлических силосов общей вместимостью 100 тыс. тонн. Завершаются работы по реконструкции внутренних железнодорожных путей и парка “Верхний”, что позволит принимать вагоны в обход станции Новороссийск. Кроме того, в ближайшее время будут введены в эксплуатацию пять силосов общей емкостью хранения 50 тыс. тонн.

Следующий этап – строительство новых причалов существующей пристани в морском порту Новороссийск, а также строительство новой экспортной галереи НКХП.


Свой 130-летний юбилей предприятие встречает значимыми результатами: по итогам 11 месяцев (январь – ноябрь) этого года НКХП установил абсолютный рекорд по перевалке зерна на экспорт – 7,3 млн тонн.

Отгрузка зерна на экспорт на НКХП осуществляется более чем в 20 стран мира, а услугами предприятия ежегодно пользуются порядка десятка компаний-экспортеров.

Главное достояние НКХП – его сотрудники

Первооснова эффективной работы НКХП – это его сотрудники. За более чем вековую историю на предприятии сложилась не одна трудовая династия, где опыт и мастерство передаются из поколения в поколение.

Кроме того, на предприятии существует крепкое профсоюзное движение: профсоюзы не только стоят на защите интересов работников, но и активно взаимодействуют с руководством по вопросам дальнейшего развития НКХП. Такое эффективное социальное партнерство и сотрудничество обеспечивает слаженную работу предприятия и служит залогом достижения высоких результатов.

По случаю юбилея ряд сотрудников НКХП в торжественной обстановке получили награды федерального и регионального значения за значительный личный вклад в развитие компании и высокий профессионализм.

НКХП на выставке-форуме “Россия”

Чтобы представить масштаб НКХП и познакомиться с его работой, необязательно ехать в Новороссийск, к тому же попасть на территорию терминала не очень просто с учетом его расположения и технологических особенностей. Однако сейчас появился уникальный шанс заглянуть на НКХП удаленно и изучить основные этапы процесса отправки зерна на экспорт.

Международная выставка-форум “Россия”, которая открылась 4 ноября в павильонах ВДНХ, приглашает всех желающих совершить экскурсию по территории НКХП на интерактивной экспозиции “Экспорт”. Ее сердцем стал макет зернового терминала, прототипом при создании которого послужил НКХП.

Макет демонстрирует все этапы перевалки зерна: от его доставки на терминал железнодорожным и автотранспортом до погрузки на судно. На сенсорном экране отображается карта терминала со всеми основными объектами – силосами, элеваторами, ж/д и авторазгрузкой, причалами – и необходимыми пояснениями.

На 130-летие предприятия лучшего подарка, чем представлять зерновую отрасль на выставке наиболее значимых достижений страны, придумать было бы сложно.
СПРАВКА

Объединенная зерновая компания (АО “ОЗК”) – единственная российская инфраструктурная компания с государственным участием на рынке сельхозпродукции, государственный зерновой оператор и агент по проведению государственных закупочных и товарных интервенций.

АО “ОЗК” вместе с дочерними и контролируемыми обществами формирует Группу ОЗК.

Активы Группы ОЗК включают:

9 элеваторов;
3 перерабатывающих предприятия;
2 портовых зерновых терминала;
1585 вагонов-хопперов.

Группа ОЗК – это современный торгово-логистический оператор сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий реализацию экспортного потенциала российского зерна на мировом рынке.
ПАО “НКХП” – ключевой актив Группы ОЗК.

Операционные характеристики НКХП:

мощность портовой перевалки – 7,1 млн тонн в год;
общая емкость хранения – 250 тыс. тонн зерна;
мощность перевалочного комплекса – 2 тыс. тонн зерна в час;
прием судов дедвейтом до 72 тыс. тонн.
26 декабря 2023
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях