Сельская жизнь. Официальный сайт
Новости Сельской Жизни
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать актуальную информацию от редакции газеты Сельская Жизнь.
НА УКРАИНЕ
(№ 34)
Старый флот
для новых задач

Почему зерно из Украины вывозят небольшие сухогрузы, которым почти 60 лет, и будет ли стоимость этой услуги расти, рассуждает украинское издание Лига.Бизнес.

Старые и малые

Судно “Манчестер” 24 августа 2023 года стало под загрузку в зерновом терминале порта Килия. Этот сухогруз был построен в 1964 году. В этом году Beatles впервые вошел в чарт журнала Billboard, первый троллейбус, которым стал ЗиУ-5, вышел на улицы Чернигова, а специальный армейский корпус армии США начал подготовку к высадке во Вьетнам.

Теперь из всего перечисленного материальную форму сохранил только “Манчестер”. Это не единственное судно, которое на грани порезки на металл вдруг стало востребованным и перевозит украинское зерно из дунайских портов.

Безопасный срок эксплуатации сухогрузов составляет в среднем 25-30 лет.

Неделю назад российские военные напали на “Сукру Окан”, следовавшего за зерном в Измаил, – возраст этого судна 34 года. У других зерновозов на Дунае возраст еще больше.

Привлекают внимание и небольшие размеры судов, которые сейчас на Дунае, – их дедвейт от 1,5 до 8 тыс. т. Ранее, когда еще действовали условия “зернового коридора”, дунайские порты Украины принимали зерновозы на порядок больше. Так, в июне 2023 года порт Рени обслуживал зерновозы формата Handysize. Тогда это было судно “Блу Гейт”, дедвейтом 24 тыс. т. Кстати, это судно спущено на воду в 1997 году.
Не дождавшись страхового фонда

Использование старых судов позволяет решить проблему страхования, возникшую после отмены “зернового коридора”.

Начиная с мая 2023 года, в Кабмине Украины говорят о подготовке “плана Б”, который заменит “зерновой коридор”. Тогда впервые анонсировали создание страхового фонда на $500 млн, покрывающего риски нападения на зерновозы со стороны России. Неделю назад сообщили, что уже завершаются работы по созданию международного страхового пула. Но до сих пор этот механизм, который должен задействовать 20 млрд грн из государственного бюджета, не работает. Это касается и других программ страхования от военных рисков, о чем пишет LIGA.net.

“Я скептически отношусь к страховым государственным фондам. Это не будет работать, потому что сам государственный аппарат настроен, чтобы не выпустить из бюджета ни копейки”, – говорит Юлия Клименко, первая заместительница председателя комитета Верховной Рады по транспорту и инфраструктуре.

Рынок не ждет, когда чиновники перейдут от обещаний к делам. Директор Maritime Logistik Антон Шапран обращает внимание, что некоторым трейдерам именно сейчас необходимо выполнять свои обязательства перед зарубежными партнерами. Также нужно вывозить зерно и аграриям, ведь не все могут придержать запасы до лучших времен.

Поэтому используют такой формат перевозки зерна, который минимизирует риски и позволяет работать без полноценного страхового покрытия. Во-первых, зерно доставляют мелкими партиями, для чего используют небольшие зерновозы. Во-вторых, для этого фрахтуют старые и даже очень старые суда. Военные моряки называют флот из небольших боевых кораблей Москитным. В таком случае армада старых малых зерновозов – это “гномы”.

Именно благодаря дунайскому грузопотоку “гномов” растет перевалка украинского зерна через ближайший румынский порт Констанца.

До Констанцы из портов Дуная есть возможность добраться, не выходя из территориальных вод Румынии, – выйти из реки прямо в море через Сулинский канал. Больше риск, если идти через устье Быстрое, из которого есть выход в украинскую часть моря, – есть угроза российской атаки. Следовательно, именно этот риск, а также вероятность повреждения в портах при загрузке, компенсируют “гномами”- судами, у которых лучшие годы далеко за кормой.

Симметричный ответ

Россия с начала введения санкций использует старые танкеры (так называемый призрачный флот) для экспорта нефти, пишет украинская Лига.Бизнес. Этот трюк попытались скопировать и для экспорта зерна. По информации Reuters, российские компании с июля активно пытаются фрахтовать небольшие и поддержанные зерновозы. Запросы на них выросли на 40%.

Логично, что в это же время выросли и цены на фрахт таких судов. Так, с июня до начала августа фрахт “гномов” вырос почти вдвое. Но теперь темпы роста снизились. По данным Atria Brokers, с начала августа ставки фрахта выросли на 8% по направлению к Израилю и на 4–6% – к восточному Средиземноморью.

Фактом является то, что в российских портах обслуживают преимущественно крупные зерновозы. Данные за предыдущие периоды и текущий анализ грузопотоков указывает на то, что “гномов” в российских портах немного.

Эксперты отмечают, что владельцами “гномов” являются компании из Турции и арабских стран. И есть вероятность того, что на них влияют политические договоренности. То есть, если президент Турции активно проталкивает возобновление “зернового коридора”, то контракты судовладельцев с российскими экспортерами притормаживают. История с попыткой задержки россиянами “Сукру Оканом”, принадлежащего турецкому судовладельцу, – это именно проявление такого политического напряжения, считает украинский эксперт.

В дальнейшем спрос на услуги судов может снизиться, что отразится на ставках фрахта.
“Цены на зерно в этом сезоне уменьшились. Так что экспорт не так привлекателен, как в прошлом году. Спрос на вывоз падает, а значит и ажиотаж с фрахтом пройдет, и ставки нормализуются”, – рассуждает один из украинских экспедиторов.

Еще один фактор – альтернативные пути вывоза украинского зерна в Констанцу. Например, экспедиторы предлагают доставку зерна по железной дороге (широкая колея) в Галац. А оттуда автотранспортом в Констанцу.

“Для экспорта 30 тыс. т зерна нужно 120 грузовиков. У нас есть такое количество”, – говорит Дмитрий Казанин, директор компании “Теус”.

Пока количество зерновозов на входе в устье Сулина не сокращается. И это самый надежный индикатор того, какими будут ставки фрахта в ближайшую неделю.
Мучные деньги

Украина получит грант для мукомолов от США.

Программа USAID по аграрному и сельскому развитию (USAID АГРО) предоставит 57 млн грн (147,8 млн руб.) для софинансирования проектов витаминизации муки в Украине. Об этом USAID АГРО сообщила 11 августа на своей странице в Facebook.
Как отмечается, фортификация (обогащение) муки витаминами и микроэлементами уже внедрена в более чем 80 странах мира.

“Чтобы предоставить украинским мукомольным предприятиям больше возможностей для развития, программа USAID АГРО софинансирует 15 проектов витаминизации муки в Украине с общим бюджетом до 57 млн грн (147,8 млн руб.). Это позволит сделать украинскую продукцию более конкурентной и востребованной на новых международных рынках, расширить ассортимент и увеличить объемы переработки”, – подчеркивается в сообщении.

Чужого не надо

Министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Надь заявил, что Венгрия закроет границу для украинского зерна после 15 сентября, когда истекает срок запрета ЕС на импорт некоторых видов агропродукции из Украины в пять стран Центральной Европы. Об этом сообщает венгерское издание Agrarszektor.

“Если ЕС не продлит запрет на импорт некоторых украинских зерновых продуктов, срок действия которого истекает 15 сентября, то Венгрия введет запрет на импорт”, – цитирует издание министра.

Министр добавил, что Венгрия расширит запрет на импорт с четырех видов украинской агропродукции (пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника) до 24 видов.
Надь объяснил продолжение запрета тем, что в последние годы сельское хозяйство Венгрии переживает одно потрясение за другим: эпидемия коронавируса, засуха, последствия СВО в Украине, энергетический кризис.

К трудностям венгерских сельзохпроизводителей, по мнению министра, добавилась дешевая украинская сельхозпродукция, которая беспошлинно наводнила европейский рынок.

К спеху

В течение двух ближайших месяцев Бухарест вдвое увеличит транзит украинского зерна через свою страну. Об этом заявил премьер-министр Румынии Марчел Чолаку.

По словам политика, пропускная способность черноморского порта Констанца и других маршрутов позволит нарастить экспорт вдвое – до 4 миллионов тонн в месяц.

“В 2023 году Украина будет иметь около 40 миллионов тонн зерна на экспорт. Чтобы облегчить транзит, мы увеличили пропускную способность как в порту Констанца, так и на путях, ведущих к порту Констанца”, – отметил Чолаку в интервью изданию Financial Times.

Он также уточнил, что для транспортировки зерна предполагается увеличить размеры грузовых барж вдвое и разрешить судам с зерном совершать ночные рейсы. Румыния откроет больше автомобильных пунктов пересечения границы и улучшит свою железнодорожную инфраструктуру на приграничных с Украиной станциях.

В начале августа представители Молдавии, Румынии, Украины, США и ЕС на консультациях в румынском городе Галац обсудили альтернативные маршруты транспортировки украинского зерна в Европу.

После того, как Россия из-за невыполнения условий вышла из зерновой сделки, Румыния и Молдавия становятся основной перевалочной базой для украинской продукции. В Бухаресте заявляют, что движение по Дунаю – это последний маршрут, по которому Украина может экспортировать свое зерно. Его загружают на баржи, которые затем проходят через территориальные воды Румынии в порт Констанца. Также транзитные перевозки украинской агропродукции по территории Молдавии осуществляются и в направлении портов Джурджулешты и Галац.

Сообщается, что для развития альтернативных и безопасных соединений с портами Джурджулешты, румынским Галацем и украинским Рени правительство Молдавии в срочном порядке восстанавливает в этом направлении железнодорожное сообщение.

Помимо этого, в Молдавии возводят временные речные порты, чтобы обеспечить транспортировку грузов различного характера для Украины. Новая инфраструктура призвана кратно увеличить пропускную способность, создав транзитные коридоры, которые могут быть задействованы для решения торгово-экономических и военно-логистических зада
22 сентября 2023
Поделитесь новостью в ваших социальных сетях