Нет села без

"Сельской ЖИЗНИ"!

8(909)689-77-22

%D, %d %M

%y года

Газета «Сельская ЖИЗНЬ» — победитель всероссийского конкурса «Экономическое возрождение России»                         

 

пред. след. стартстоп
Главная Новости В Министерстве сельского хозяйства России 7 апреля состоялось расширенное заседание коллегии

В Министерстве сельского хозяйства России 7 апреля состоялось расширенное заседание коллегии

« Назад

В Министерстве сельского хозяйства России 7 апреля состоялось расширенное заседание коллегии 17.04.2017 12:57

Обсуждены основные результаты деятельности отрасли в 2016 году, цели и задачи на 2017 год.

Открывая заседание, председатель правительства России Дмитрий Медведев отметил стабильное развитие аграрного сектора:

“Я впервые участвую в заседании коллегии вашего министерства. Руководство правительства министерство посещениями в этом плане не баловало. Для чего я это сделал? Хочу прямо сказать: для того чтобы лишний раз подчеркнуть внимание к сельскому хозяйству со стороны государства.

Аграрный сектор у нас действительно очень стабильно развивается. Можно прямо сказать, хорошо развивается. Только в прошлом году рост производства сельхозпродукции составил более 4%”.

У нас есть все возможности, чтобы не только сохранить, но и увеличить набранные темпы роста. Сельское хозяйство за последние годы продемонстрировало очень хорошее развитие и, что скрывать, получило беспрецедентные объемы государственной поддержки, которые никогда в современной истории Российской Федерации аграрному сектору не оказывались. Только в 2016 году на реализацию госпрограммы мы направили 223 млрд. рублей. Средства немаленькие. От каждого вложенного рубля мы, конечно, ждем результатов. В чем эти результаты? Это богатый выбор качественных и разумных по цене продуктов, высокие доходы от экспортных поставок, что тоже очень важно, и третье направление – человеческое: важно, чтобы люди на селе жили не хуже, чем в городе.

Мы реально способны достичь этих целей, так как уже добились за последнее время превращения очень сложной, как раньше было принято говорить, убыточной отрасли в перспективную.

Посещение новых объектов, предприятий всегда доставляет мне и моим коллегам особое удовольствие. Совсем недавно мы вместе посещали предприятие “Тамбовский бекон”. Просто привожу его как пример вложения новых инвестиций, которых в аграрном секторе в настоящий момент много, причем это крупные инвестиции. Развитие происходит и в фермерских хозяйствах, и по другим направлениям”.

Чуть подробнее об итогах года. Мы заметно продвинулись в реализации каждой из основных целей госпрограммы развития сельского хозяйства. Во-первых, мы укрепили продовольственную безопасность нашей страны за последнее время, причем очень существенно. Обеспечиваем себя и зерном, и картофелем, и сахаром, и растительным маслом, и мясом. Это пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности. По итогам прошлого года эта обеспеченность стала еще выше. Цифры приводить не буду, Александр Николаевич (А. Ткачев), наверное, еще скажет. Но это уже очень часто существенно выше, чем те позиции, которые зафиксированы в Доктрине продовольственной безопасности. Конечно, это произошло, в том числе, за счет рекордных урожаев зерновых, кукурузы, сои, подсолнечника, сахарной свеклы.

Заметно выросло производство овощей и фруктов. Есть положительная динамика по производству мяса, причем она в ряде случаев весьма положительная, хотя в основном за счет производства мяса птицы и свинины.

Что касается оставшихся трех показателей Доктрины, то здесь тоже есть движение вперед. Почти достигнуто пороговое значение по рыбе. Мы увеличили производство соли. По молоку пока ситуация менее благоприятная, мы остаемся на уровне 2015 года.

По большинству показателей Доктрина продовольственной безопасности выполнена. Именно поэтому в прошлом году шла активная работа над ее корректировкой. Когда я встречался с руководителями и хозяевами аграрных предприятий в Тамбове, говорили о корректировке этой программы, чтобы она была более современной, ориентированной и на внутренние цели, и на потребности экспорта. Есть предложения добавить несколько новых целевых показателей. Речь идет о введении показателей по производству овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод. Документ пока в стадии проработки. Надо все просчитать, чтобы окончательно понять, в каком виде его утверждать.

Считаю, что мы набрали очень приличный темп по импортозамещению на продовольственном рынке. Сегодня мы не только себя кормим, но и экспорт увеличиваем, учимся на этом зарабатывать. Напомню, что в прошлом году выручили порядка 17 млрд. долларов”, – сказал Дмитрий Медведев.

Еще одну вещь хочу сказать. Ограничения по ввозу импортной продукции, сырья и продовольствия в Россию сохраняются, так что мы работаем абсолютно спокойно. Наши партнеры не прилагают никаких усилий для того, чтобы мы свою позицию поменяли. Давайте не будем их разочаровывать, нам от этого только лучше.

Также вполне успешно развиваем сотрудничество с Евразийским союзом. Эти вопросы мы недавно в Бишкеке обсуждали. Это огромный рынок, где мы можем присутствовать. И их продукты, продовольствие на нашем рынке появляются. Так что наш общий рынок будем развивать.

Во-вторых, мы стараемся сделать наше сельское хозяйство более конкурентоспособным – и за рубежом, и на внутреннем рынке. Один из наиболее эффективных путей в этом направлении – развитие малого и среднего агробизнеса, тем более что значительная часть российской сельхозпродукции производится в фермерских хозяйствах, в личных хозяйствах. Однако большинство из них, конечно, работает на технике, которую давно пора обновить, работает по старым технологиям. Хозяйства страдают от нехватки средств. Поэтому в госпрограмму включены и меры по поддержке малых форм хозяйствования. В прошлом году на эти цели направлялось более 10 млрд. рублей. Действует система поддержки, причем суммы грантов постоянно увеличиваются. Для начинающих фермеров в 2016 году средний размер гранта, напомню, вырос более чем на 10%. Гранты для владельцев семейных животноводческих ферм увеличились в среднем на 20%.

Эта система поддержки позволила обновить свою материально-техническую базу 164 сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Мы им будем помогать и дальше. По итогам форума в Сочи я дал поручение проработать вопрос о программе поддержки сельскохозяйственной и потребительской кооперации.

И конечно, всем, кто работает на земле, всегда нужна сама земля – основное средство производства. За последние пять лет фермеры оформили в собственность более полумиллиона гектаров, точнее, 663 тыс. Спрос на участки, пригодные для сельского хозяйства, сохраняется. Поэтому в прошлом году был принят закон, который упрощает возврат земель сельхозназначения в оборот.

В-третьих, мы работаем для того, чтобы упростить аграриям доступ к деньгам, чтобы можно было и взять короткий кредит на сезонные работы, и сделать долгосрочные инвестиции, обновить технику, естественно, приобретать горючее. Все это не должно быть проблемой для тех, кто работает на земле. Для этого мы субсидируем краткосрочные и инвестиционные кредиты. Мы частично компенсируем расходы на модернизацию объектов АПК, мы помогали и помогаем с уплатой страховой премии. Всего в регионы из федерального бюджета на эти цели поступило более 150 млрд. рублей.

В прошлом году наши сельхозпроизводители взяли кредитов на 1,5 трлн. рублей. Это практически на треть больше, чем в 2015 году. В основном это краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств. Но есть потребность и в более долгосрочных вложениях. В прошлом году в отрасли отмечен рост инвестиций на 10% по сравнению с предыдущим годом. По ряду направлений субсидирования мы видим неплохой результат. Если взять обновление сельхозтехники, ее производство в нашей стране выросло более чем в полтора раза (это совместный результат Минсельхоза и Минпрома) – на 58%. Аграрии стали покупать наши машины, причем делают это осознанно. Не только чтобы своим, что называется, помочь, а потому, что эти машины реально стали высокого уровня. Правда, и это надо признать, еще много техники находится в эксплуатации более 10 лет. Ее нужно менять. Поэтому поддержка сельхозмашиностроению будет оказана и в этом году, а стало быть, техника будет более доступной.

Повышать качество жизни

И в-четвертых, все меры, о которых я говорил, не только развивают агропромышленный комплекс, но и меняют, самое главное, жизнь людей, которые работают на селе. Достаточно эффективно продолжает действовать программа, которая обеспечивает устойчивое развитие сельских территорий. Чтобы люди не уезжали из сельской местности, мы строим и приобретаем жилье. Эта программа продолжается уже достаточно долго, она рассчитана на период до 2020 года. В прошлом году более полумиллиона квадратных метров было построено – 609 тыс. Среди тех, кто въехал в новые дома, более двух третей – это молодые специалисты, что, конечно, особенно ценно для села.

Но одного жилья мало, это очевидно. Нужно продолжить работу, которую мы последние 10–11 лет ведем, по газификации сельскохозяйственных территорий, и в этом смысле добились многого. Но эта работа должна быть продолжена. Строим водопроводы, строим дороги. В прошлом году на селе появилось около 500 км новых автодорог. Хотя темпы могут быть больше. Все зависит от финансирования.

И конечно, строим школы. Здесь отдельная программа, и эта программа касается не только города, но и в значительной мере сельских территорий. Строим спортплощадки (отдельное направление), ремонтируем дома культуры, строим новые дома культуры (новая программа по линии Минкульта принята), открываем фельдшерско-акушерские пункты.

Нужно сделать все, чтобы создать на селе нормальные условия жизни, поэтому развитие сельских территорий должно быть для нас в приоритете.

Утверждена новая программа господдержки

Коллеги, я неделю назад утвердил новую редакцию государственной программы. Особое внимание в ней уделяется таким направлениям, как техническая и технологическая модернизация отрасли, стимулирование инвестиций в агропромышленный комплекс.

Чтобы нашу сельхозпродукцию лучше покупали за рубежом, она должна соответствовать стандартам качества. Решать эту задачу, как и в целом задачу продвижения на внешние рынки, мы будем в рамках реализации приоритетного проекта по увеличению экспорта продукции агропромышленного комплекса.

Мы изменили правила предоставления субсидий, сделали их более гибкими. Ввели с 2017 года так называемую единую, или, как иногда говорят, консолидированную, субсидию. Теперь регионы сами должны решать, какие направления сельского хозяйства они будут поддерживать.

И вот еще что хотел сказать. Появились комментарии о каких-то будущих урезаниях денег на программу развития сельского хозяйства. Что хотел бы заметить? Опубликованные цифры, которые в программе есть, на период 2018–2020 годов, по сути, носят ориентировочный характер и, скажем прямо, в значительной мере направлены на балансировку бюджета. Мы и раньше утверждали цифры меньшие, а доводили больше, как в этом году, как в прошлом году, как в позапрошлом году. Я лично принимал решение о сохранении финансирования сельского хозяйства на 2017 год практически в прежних объемах. Тем более мы по ряду позиций к этому вопросу еще вернемся. По сути, это наша защищенная статья. Так будем делать и впредь, на период 2018–2020 годов. Хочу, чтобы вы от меня это услышали.

Уверен, что и по итогам 2017 года наше сельское хозяйство покажет движение по всем направлениям, наши труженики села покажут самые высокие результаты.

Коллегия Минсельхоза
Широкий спектр достижений и задач

С основным докладом на коллегии выступил глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев

На коллегии выступили также заместитель губернатора Белгородской области Станислав Алейник, председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин и заместитель председателя Общественного совета Минсельхоза России Андрей Бодин.

В работе коллегии принял участие заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович, руководители министерств и ведомств, главы регионов, руководители региональных органов управления АПК, отраслевых союзов и ассоциаций, а также экспертного и научного сообщества.

Свой доклад Александр Ткачев начал со слов благодарности Дмитрию Медведеву. Он сказал:

“Сегодня председатель правительства впервые принимает участие в работе нашей коллегии. У нас есть уникальная возможность выразить благодарность за поддержку, которую правительство оказывает аграриям, несмотря на общее сокращение расходов федерального бюджета”.

Точки роста множатся

“В результате по многим позициям мы достигли рекордных показателей. В растениеводстве рост составил почти 8%, собран рекордный урожай зерновых – свыше 120 млн. т. Россия вернула себе статус ведущей зерновой державы, стала мировым лидером по экспорту пшеницы.

За счет ввода новых, современных теплиц сбор тепличных овощей увеличился на 15%. Выросли площади закладки новых садов и виноградников. Сохранился рост в производстве животноводческой продукции, во многом за счет успехов в свиноводстве и птицеводстве. Рост также наблюдается в пищевой и перерабатывающей промышленности, которая занимает одно из ведущих мест в структуре промышленного производства России с долей 15% и объединяет более 30 самостоятельных отраслей. Многие из них, например масложировая, сахарная, кондитерская, мясоперерабатывающая, демонстрируют серьезный экспортный потенциал.

Сегодня в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Россия не только полностью закрывает потребности внутреннего рынка по ряду направлений, но и активно поставляет свою продукцию на внешние рынки. Важный показатель, где пока не удается увеличить долю отечественной продукции, – молоко. По итогам года обеспеченность на уровне 82%. Доктрина предполагает 85% и выше. Важно продолжить стимулировать производство молока и говядины, тепличных овощей, а также закладку новых садов, поскольку здесь мы все еще зависим от импорта.

Благодаря поддержке правительством этих приоритетных точек роста инвесторы все чаще проявляют интерес к молочному и мясному скотоводству, овощеводству и садоводству, несмотря на длительный срок окупаемости вложений. По итогам прошлого года сохранился рост инвестиционной активности: на один рубль господдержки привлекалось до семи рублей инвестиций. Это говорит о том, что экономические рычаги, стимулирующие развитие отрасли, работают эффективно.

Мы также фиксируем существенный рост кредитования отрасли. Дмитрий Анатольевич привел цифры по объему выданных кредитов. Отмечу, что у Россельхозбанка как основного института развития отрасли темпы еще выше. Объемы кредитования банком сельского хозяйства выросли в 1,6 раза – до 1 трлн. рублей, в том числе выдано в 1,5 раза больше инвестиционных кредитов (на сумму 261 млрд. рублей) и на треть больше кредитов на сезонные полевые работы (260 млрд. рублей). На втором месте по активности – Сбербанк. Он тоже достаточно активно работает на рынке и осваивает новые горизонты. Мы бы хотели, чтобы эти два фундаментальных, основополагающих банка еще активнее работали в сельхозсекторе.

Рост инвестиционной активности позволяет обновлять и создавать новые мощности, что повышает производительность труда и создает на селе новые рабочие места. Растет заработная плата в сельском хозяйстве – плюс 12% по итогам года (в среднем по стране – до 24 тыс. рублей).

Господдержка позволяет сохранять на приемлемом уровне рентабельность производства. Растет число прибыльных хозяйств. Уже практически в каждом субъекте Федерации число прибыльных, вышедших из банкротства и состоявшихся предприятий превышает 80%, хотя пять лет назад цифры были 50–60%. То есть серьезные, позитивные перемены.

Фермеры придают динамики

Наиболее динамично развивающимся сектором аграрной экономики остаются фермерские хозяйства. Рост производства превысил 14% в 2016 году. Для сравнения: в сельхозорганизациях рост составил 8%. Да, база была ниже, и, конечно, рост более выразительный, тем не менее с каждым годом вклад фермеров в общий каравай стабильно растет. На сегодняшний день на их долю приходится более 12% от общего объема сельхозпроизводства.

Крупные комплексы являются локомотивом развития сельских территорий, поскольку там, где они создаются, проводятся дороги, свет, газ и другая инфраструктура. Но наряду с ними фермеры могут стать средним классом на селе и фундаментом отрасли. Именно поэтому поддержка фермеров является приоритетным направлением работы министерства, и в новом механизме льготного кредитования мы зафиксировали 20-процентную квоту для малых форм хозяйствования.

Второй год реализуются меры по поддержке кооперации на селе. В 2016 году правительство удвоило объемы финансирования по этому направлению, что позволило в два раза увеличить число кооперативов, получивших грантовую поддержку. Благодаря такой поддержке государства кооперативное движение постоянно расширяется.

Вернуть земли в сельхозоборот

По итогам сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2016 году, за последние 10 лет площадь земель, используемых фермерами, выросла более чем на 40%.

Чтобы стимулировать целевое использование сельхозземель, в прошлом году был принят федеральный закон, который усовершенствовал процедуру изъятия земель. И мы сразу увидели позитивную динамику. По итогам года Россельхознадзор передал материалы для запуска процедуры изъятия земель у недобросовестных собственников на площади 34 тыс. га – это в два раза больше, чем в 2015 году. Суды приняли решения об изъятии 10 тыс. га таких земель – это в четыре раза больше, чем годом ранее. В то же время это только начало пути.

Прошу регионы активизировать работу по вовлечению в оборот пустующих земель. Потенциал здесь неисчерпаемый. Мы можем вернуть в оборот до 10 млн. га сельхозземель, а значит, получить больший урожай, в том числе кормовых культур и овощей.

Со своей стороны мы продолжим работу над совершенствованием земельного законодательства, чтобы максимально учесть интересы аграриев и передать землю в руки эффективных собственников.

Мелиорация в помощь

Не менее важным фактором увеличения объемов производства является повышение урожайности за счет мелиорации. Долгие годы мелиоративные системы недофинансировались. На сегодняшний день доля мелиорированных земель в России достигает 6% от площади пашни. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки – 40%, в Китае – 55%, в Германии – 45%. В этом году впервые за всю историю финансирование программы развития мелиорации сельхозземель увеличено в 1,5 раза. Это позволит ввести в эксплуатацию дополнительно почти 100 тыс. га мелиорируемых земель.

Регионы активно включились в реализацию программы. В засушливых территориях – Республике Крым, Волгоградской, Саратовской областях, Ставропольском крае, Калмыкии и ряде других – за счет полива урожайность возрастает в два раза по зерновым, кукурузе, масличным, а также овощам.

Для Центрального Нечерноземья, где земли заболочены, мы предусмотрели поддержку на внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв. Специалисты считают Нечерноземье зоной гарантированного урожая даже в самые засушливые годы. Наша задача – за счет раскисления почв и внесения минеральных удобрений сделать эти земли плодородными. Это наш резерв.

Село требует элиты

Еще одним направлением нашей работы является развитие отечественной селекции и генетики. Здесь мы активно взаимодействуем с Федеральным агентством научных организаций, в том числе в рамках исполнения Указа президента России.

В животноводстве ситуация несколько лучше, чем в растениеводстве, где высока зависимость от импортных семян. Напомню, что доля импортных семян сахарной свеклы – 80%, семян кукурузы – 44%, семян подсолнечника – 53%. По семенам овощей и картофеля эта зависимость достигает 50%. Племенное поголовье свиней и мясного скота имеется в необходимом количестве для нормального развития.

В молочном скотоводстве мы продолжаем закупать за рубежом порядка трети от общего объема племенного молодняка. Но тенденции позитивные. За последние четыре года импорт молочного скота сократился на 40%.

В птицеводстве зависимость от импортного племенного материала достигает 80–90%. Ежегодно мы закупаем 7 млн. суточных цыплят и 830 млн. инкубационных яиц. Перед селекционерами стоит задача создания отечественных пород высокопродуктивной птицы. Для стимулирования работы в этом направлении мы субсидируем строительство селекционных центров. Первые 10 селекционно-семеноводческих центров и 4 селекционно-генетических центра уже получили поддержку. Это позволит к

2020 году снизить поставки импортных семян почти в два раза: семян сахарной свеклы – до 50%, кукурузы и подсолнечника – до 30% и картофеля – до 40%.

К 2020 году мы планируем полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в молочном скоте, а к 2025 году снизить долю использования импортного племенного материала в птицеводстве до 60%.

За производственными показателями важно не забывать и о социальной составляющей. Важнейшим является вопрос подготовки кадров. Сегодня у аграриев появилась возможность использовать новейшие технические достижения, такие как роботизированные теплицы и фермы, беспилотники и многое другое. Поэтому перед аграрным образованием стоит задача подготовки специалистов, способных работать в новом, высокотехнологичном сельском хозяйстве. В этом году мы планируем представить на обсуждение проект программы кадрового обеспечения отрасли.

Повышать условия жизни на селе призвана программа устойчивого развития сельских территорий. На ее реализацию в прошлом году было направлено почти 13 млрд. рублей. В текущем году на эти цели предусмотрено

15 млрд. В полтора раза увеличено финансирование строительства дорог в сельской местности.

Рыба ищет, где лучше

Несколько слов о рыбном хозяйстве. На сегодняшний день мы отмечаем рекордные показатели не только в сельском хозяйстве, но и в рыбохозяйственном комплексе, который является неотъемлемой составляющей продовольственной безопасности нашей страны. Вылов рыбы и других водных биоресурсов в 2016 году вырос на 6% и достиг почти 5 млн. т. Импорт рыбной продукции в Россию снизился на 10%. Экспорт рыбы, напротив, вырос на 10%. В отрасль приходят инвестиции, растет рентабельность и число прибыльных организаций. Растут также зарплаты работников отрасли. Итоги прошедшего года мы подробно обсудили на коллегии Росрыболовства 30 марта.

Немало сделано и в нормативно-правовом регулировании рыбной отрасли. Внесены изменения в отношении развития прибрежного рыболовства, обновления рыбопромыслового флота и развития рыбопереработки и аквакультуры. Мы предлагаем также распространить льготное кредитование по ставке не более 5% на аквакультуру. Речь идет о краткосрочных кредитах на приобретение кормов и посадочного материала. В этом году важно оперативно запустить новый механизм распределения инвестиционных квот и своевременно провести отбор заявок. Это масштабное преобразование для отрасли.

Выдержать конкуренцию на внешнем рынке

Говоря об итогах работы в 2016 году, по ряду направлений я озвучил планы и задачи на 2017 год. Хочу подчеркнуть, что наша главная цель – сохранить позитивную динамику, которую отрасль демонстрирует все последние годы, повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Это важно как в случае снятия санкций, так и для освоения внешних рынков. Российский АПК переживает трансформацию: если раньше мы говорили об импортозамещении, то теперь настало время делать упор на увеличение экспорта. По итогам года объем продовольственного импорта снизился на 6% – до

25 млрд. долларов, тогда как экспорт вырос на 5% – до 17 млрд. долларов. Импорт в нашу страну по-прежнему достаточно высок – 25 млрд долларов. Но пять лет назад это была цифра за 40 млрд. Мы неуклонно снижаемся. Тем не менее мы должны активно заниматься экспортом.

Удалось сократить поставки импортной мясной продукции, овощей и картофеля, обеспечить рост экспортных поставок свинины, мяса птицы, пшеницы, кукурузы, растительных масел, сахара. Перед нами стоит ряд задач по дальнейшему продвижению продовольственного экспорта. Это работа и для Россельхознадзора – по снятию барьеров на пути российской продукции, и для министерства – по поддержке в ее продвижении, в том числе на зарубежных выставках. И самим аграриям потребуется перестроить свои бизнес-процессы, для того чтобы соответствовать требованиям мирового рынка. Конечно, надо всем вместе решить главную задачу – победить АЧС (африканская чума свиней), потому что потери, которые мы сегодня имеем по стране, невероятно высоки. За 10 лет мы потеряли порядка миллиона поголовья свиней. Убытки исчисляются десятками миллиардов рублей. Конечно, это недопустимо. Об этом мы подробно говорили в Тамбове на встрече с животноводами.

Для повышения конкурентоспособности отрасли мы совершенствуем меры господдержки. По поручению правительства с 1 января консолидированы меры господдержки. Теперь регионы могут сами оперативно распределять средства и направлять их в региональные точки роста.

Растет очередь за господдержкой

В 2017 году на мероприятия в рамках единой субсидии предусмотрено 36 млрд. рублей. Дефицит средств на 2017 год не позволил учесть дополнительную потребность в средствах на закладку садов и поддержку фермеров для сохранения набранных темпов. А эти меры поддержки пользуются повышенным спросом в регионах. В очереди на получение грантов стоят порядка 7 тыс. фермерских хозяйств и сотни кооперативов. Дополнительная потребность на гранты малым формам составляет более 12 млрд. рублей, если мы хотим удовлетворить весь спрос.

Дмитрий Анатольевич, знаю, что вы всегда поддерживаете село не на словах, а на деле. Вы говорили, что при увеличении доходной части бюджета – в течение года или во второй части – эти доходы могут быть выделены как дополнительные, чтобы поддержать аграрный сектор. В случае корректировки бюджета в 2017 году просим предусмотреть возможность выделения дополнительных 10 млрд. на единую субсидию, для того чтобы регионы могли по позициям, о которых я говорил выше, четко выполнять свои обязанности.

В этом году заработало льготное кредитование по ставке не более 5%. Упростились и условия для заемщиков. В программе участвует более 25 банков. Сейчас рассматриваем возможность снижения требований к размеру уставного капитала банка с

20 млрд. до 10 млрд. рублей, что расширит круг еще на 30 аккредитованных банков. Конкуренция среди банков привела к снижению ставки до 2–3%, не выше 5%. Это стало возможным благодаря этим подходам.

Регионы самостоятельно определяют объемы кредитования по приоритетным направлениям и могут перераспределять средства между отраслями.

Конечно, есть еще определенные нарекания, как и всегда бывает с нововведениями. Их необходимо в течение года устранить. Но уже понятно, что новая модель – это существенный шаг вперед.

Чтобы расширить число получателей льготных кредитов, мы предлагаем регионам не только определять лимит по направлениям, но и устанавливать на уровне региона максимальный размер кредита на одно предприятие. Такое ограничение верхней границы позволит снизить объем льготного кредитования на одно предприятие и предоставить субсидии большему количеству заемщиков.

Льготные кредиты оказались настолько востребованными, что предусмотренные средства уже практически полностью освоены. Чтобы обеспечить краткосрочными кредитами осенние полевые работы, вторую часть года, чтобы провести удачно и своевременно уборочную кампанию, нам необходимо в том числе, если будут дополнительные доходы,

9 млрд. рублей. Именно для коротких льготных кредитов и, о чем мы говорили, для инвестиционных кредитов, для наших инвестпроектов, которых мы закладываем уже в этом году десятки, а может быть, по окончании года мы перейдем на сотни – во всех отраслях: это глубокая переработка, это новые технологии, это новые предприятия, которые будут украшать нашу страну и, естественно, создавать новый, конкурентоспособный продукт. Понятно, что 6 млрд., которые сегодня есть, все расходованы. Хотелось бы, чтобы все заявки на инвесткредиты были удовлетворены именно по ставке 5%. И на это нужно ни много ни мало тоже дополнительно порядка 10 млрд. рублей.

Дефицит средств повлечет за собой отказ инвесторов от реализации новых аграрных проектов в текущем году. А с учетом инерции отрасли в 2019–2020 годах мы можем столкнуться с сокращением производства.

Возрождение сельхозмашиностроения началось в Питере

И последнее направление, которое я хотел бы сегодня затронуть, – техническое перевооружение. В последние годы правительство оказывает беспрецедентную поддержку сельхозмашиностроению. Именно на Кировском заводе в Санкт-Петербурге Дмитрий Анатольевич принял такое политическое решение. Уже практически бюджет был сверстан, и мы получили

10 млрд. И конечно, невероятный эффект, мы с Денисом Валентиновичем Мантуровым (министр промышленности и торговли РФ) даже не предполагали, что настолько активно могут заработать заводы, настолько наша продукция будет конкурентоспособной и селяне по-настоящему обратят внимание на наше российское сельхозмашиностроение. Скажу честно, казалось, что его уже нет, что оно разрушено и никогда не поднимется. Вы уже говорили об этом: мы приобрели за один год 17 тыс. единиц новой отечественной техники – это в два раза больше, чем годом ранее. Однако темпы выбытия сельхозмашин (вы тоже об этом сказали), конечно, выше.

Например, за последние четыре года парк техники сократился на 25 тыс. тракторов, то есть выбыло 75 тыс. тракторов, а купили новых 50 тыс. То же с зерноуборочными комбайнами – выбыло 30 тыс., а приобрели

22 тыс. Тем не менее, если мы будем наращивать и объем поддержки, и четкую синхронную работу сельхозпроизводителей и заводов, мы выйдем в ноль и дальше уже будем, наверное, прибавлять.

Чтобы ускорить техническое перевооружение, необходимо увеличить темпы приобретения техники в лизинг. Этот инструмент пользуется популярностью у малого бизнеса. 89% в структуре поставок “Росагролизинга” приходится на фермеров. Потребности аграриев в услугах “Росагролизинга” в два раза превышают возможности компании. На очередном съезде фермеров, который был в феврале, фермеры активно озвучивали предложения по увеличению объемов финансирования лизинга. Минсельхоз считает целесообразным докапитализировать “Росагролизинг“ от 5 до 7 млрд. рублей в случае появления дополнительных доходов бюджета. Это серьезные инструменты для сельхозтоваропроизводителей (тем более без залоговой схемы), они пользуются большой популярностью у наших селян – и у больших, и у малых форм.

Таким образом, суммируя четыре названных направления, общий объем поддержки сельского хозяйства необходимо увеличить дополнительно на 36 млрд. рублей.

Развитие требует концентрации сил и средств

Дмитрий Анатольевич, аграрии благодарны вам за все то, что уже сделано для отрасли. Понимаем, что ситуация с финансами сейчас непростая. И понимаем, что это возможно только из дополнительных доходов бюджета, если все в стране будет нормально – и политическая, и экономическая стабильность, экономический рост.

С Минфином у нас выстроились конструктивные отношения, и я знаю, что Вы разделяете позицию о приоритетной поддержке сельского хозяйства и знаете, как нужны сейчас эти средства на развитие реального сектора.

Сегодня мы за счет тех инструментов поддержки, которые предусмотрены правительством, запустили десятки важнейших инвестпроектов в АПК. Если мы действительно хотим стать ведущей аграрной державой, нельзя останавливаться на достигнутом, надо двигаться вперед. Дополнительная поддержка позволит успешно провести уборочную кампанию, увеличить число реализованных инвестпроектов, а также ускорить перевооружение наших аграриев мощной, современной сельхозтехникой. К 2020 году это даст возможность существенно повысить производство мяса, молока, овощей и фруктов, а также увеличить на 25% количество высокопроизводительных рабочих мест по стране и на 20% поднять налоговые поступления в региональные бюджеты.

О крестьянстве замолвим слово
На коллегии выступил заместитель председателя

ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН Владимир Иванович Кашин. Он, в частности, сказал:

Мы все испытываем удовлетворение и радость за те результаты, которые получили наши крестьяне в 2016 году. И особенно – в отрасли растениеводства. Всем спасибо за этот прекрасный результат и за этот большой труд. Если говорить о вкладе Государственной Думы, то он должен определяться в первую очередь законодательным обеспечением развития сельского хозяйства. И в этой связи, исходя из работы Государственной Думы уже седьмого созыва, следует отметить следующее.

Вернуть земли в оборот

Мы рассмотрели за этот небольшой период на парламентских слушаниях несколько серьезных вопросов, которые могли бы содействовать развитию нашей деревни, в целом развитию сельского хозяйства. Это вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов как основного стратегического ресурса нашей страны. Известно, что около 40 млн. га земель сельхозназначения, а по данным Счетной палаты – еще больше, сегодня не используется по целевому назначению в системе севооборота. Это огромный ресурс, который, исходя из средней урожайности, может быть оценен в 100 млн. тонн в зерновом эквиваленте. А это и молоко, и мясо, и многие другие виды сельскохозяйственной продукции.

Одновременно с сокращением площади пашни у нас протекают процессы и деградации почвенного плодородия.

В этой связи чем быстрее мы задействуем программу введения в оборот заброшенных земель, тем больше у нас будет возможностей обеспечить продовольственную безопасность государства. Но для этого нужна самостоятельная федеральная целевая программа с достойным уровнем финансирования. Ведь работа по введению в оборот всех заброшенных земель сопоставима с той работой, которая проводилась в свое время по поднятию целины. И по затратам, и по объему это задача государственной важности.

Куда уходят деньги

Второе, о чем также хотелось сегодня сказать и о чем мы также говорили на парламентских слушаниях, – это вопрос доходности сельского хозяйства.

Но для этого, опять-таки, нужны дополнительные средства – и инвестиционные, и короткие кредиты, и погектарная поддержка, и поддержка на литр молока. Это все то, что в рамках текущего бюджета мы были вынуждены перераспределять.

Вопрос выделения дополнительных средств на обеспечение краткосрочных и инвестиционных кредитов для проведения весенних полевых работ был мной поставлен в открытом письме к Президенту Российской Федерации.

В целом проблема финансового обеспечения АПК в комитете стоит на особом контроле. И нашу жесткую позицию мы будем отстаивать, как в рамках работы с бюджетными корректировками, так и в рамках подготовки закона о бюджете на очередной год и плановый период.

Но внимание сегодня следует обратить также и на другое. Мы провели анализ – куда же уходят деньги в том же растениеводстве.

Посмотрите – пшеница 3-го класса стоит 8,8 руб./кг. Из нее сделали муку – уже стоит 16 рублей. Из нее сделали хлеб – 48 рублей, а продают за 67 рублей за килограмм. По макаронным изделиям – то же самое. Получается что только торговая наценка выше в 2,5 раза, чем оценен труд крестьян при возделывании зерна. Аналогичная структура розничной цены сегодня и у молочной, и у мясной, и у другой сельскохозяйственной продукции.

В этой связи “Закон о торговле” уже давно стучится в дверь. Новая редакция закона уже готова. Сегодня здесь присутствуют академики РАН, которые участвовали вместе со мной в ее подготовке. Конечно, его трудно пробить, поскольку торговое лобби в России довольно-таки серьезное. Но если решить эту проблему на законодательном уровне, то нам гораздо меньше денег понадобится выделять из бюджетной системы.

Ведь посмотрите, к примеру, по животноводству. Если убрать дотации, то отрасль уходит в убыток. А если при этом низкую заработную плату в отрасли вывести на уровень средней по экономике, то село вовсе рухнет.

Все это подтверждается примерами. Посмотрите – совхоз имени Ленина или совхоз “Звениговский” на 13 млрд. рублей производят продукции, кредиты не берет, 1 млрд. руб. платят налогов и получают при этом всего 1,7 млн. рублей дотаций.

Но они сами перерабатывают и торгуют и при этом демонстрируют высочайший уровень социальной ответственности – уровень зарплат на предприятиях в 2 раза выше, чем в среднем по экономике, работники обеспечиваются жильем, медицинским обслуживанием и широкими льготами. Предприятия строят лучшие по европейским меркам детские сады, объекты социального, культурного и бытового назначения, развивают агротуризм.

Значит, денег хватает, если в розничной цене на продукцию их справедливо распределить между торговлей, переработкой и крестьянами. Более того, это будет способствовать развитию глубокой переработки сельхозпродукции и внутреннего рынка продовольствия.

Деревня – берегиня территории страны

И еще хотелось бы обратить сегодня внимание на социальную сферу нашего многострадального села.

Нужно возродить Федеральную программу социального развития села. Используемое сегодня понятие “устойчивость сельских территорий” – слишком общее. Отстраивая в год всего 130 фельдшерско-акушерских пунктов на всю Россию, притом что тысячами их ликвидировали, как и дома культуры, и многие другие объекты социальной инфраструктуры, мы проблему не решим за многие годы. А у нас еще более чем в 90 тыс. деревень нет газа, в 43 тыс. деревень нет телефонной связи, повсеместно усугубляется ситуация с дорогами, детскими садами, школами, объектами торговли, жильем, водоснабжением и так далее. Поэтому у нас и деревень становится все меньше и меньше.

Но ведь деревня – это не только производитель продовольствия. Деревня – это берегиня нашей большой территории, ее скрепы.

Комитет совместно с министерством сельского хозяйства, регионами, научным сообществом, отраслевыми союзами и ассоциациями, а также общественными организациями активно работает над портфелем законопроектов, выстраивает тесный конструктивный диалог. И мы видим в этом сотрудничестве большой потенциал, возможность оперативного принятии ключевых законодательных решений, и в первую очередь – в областях племенного животноводства, ветеринарии, семеноводства и питомниководства, охраны почв и мелиорации, качества сельхозпродукции, потребительской и производственной кооперации, регулирования интервенций, сельскохозяйственного страхования и так далее.

Все эти законодательные инициативы позволят нам эффективно укреплять и выстраивать правовую основу устойчивого развития агропромышленного комплекса и обеспечения нашего населения качественной продукцией. Кроме того, сегодня не имеют поддержки со стороны государства ни наши учхозы, ни наши сельскохозяйственные опытные станции. Нам надо решить этот вопрос, ведь именно там создают новые сорта и породы, технологии и машины, там производятся семена элиты и племенной скот.

В целом убежден, что тот настрой, который сегодня демонстрирует руководство министерства сельского хозяйства, наши территории, наши селяне, наш депутатский корпус, позволит сделать многое для возрождения нашего села, имиджа отрасли и преумножения достигнутых результатов.

Требуется системность решений и действий

С заключительным словом на коллегии выступил министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Поводя итоги обсуждения, министр поблагодарил В.И. Кашина и М.П. Щетинина, руководителей профильных комитетов ГД и СФ за конструктивную работу. “Особые слова благодарности Г.В. Кулику, потому что за многими реформами и начинаниями стоит его светлая голова. Давайте поаплодируем им – призвал Александр Ткачев. Пользуясь случаем хочу также поблагодарить Д.Н. Патрушева.

– Хочу отметить, что “Россельхозбанк” мощно наращивает обороты. Он сегодня – номер один в работе с сельхозпредприятиями. Может быть, не везде получается так, как мы хотели, потому что разная везде экономика, разные залоги, история, но тем не менее, мы видим ощутимый прогресс, и я очень надеюсь, что мы и дальше будем вместе делать одно большое дело”.

На пути решения исторической задачи

Далее министр сказал: “Перед нами стоит огромная политическая задача, историческая функция выпала на наши плечи. Мы с вами вместе будем переживать этот триумф того, что Россия впервые, мы подойдем к этому через 5–7 лет, выполнит свою историческую миссию, накормит собственный народ. И для ее решения имеются огромные возможности. Нам нужно сделать еще два-три серьезных шага. Для этого должна быть стабильность, системность в наших решениях. Селяне, крестьяне, фермеры должны чувствовать, что государство их не обманет.

Мы выходим на экспортные рынки, за этим стоят наши доходы, прибыль, налоги, оздоровление предприятий. Без этого нет стимула двигаться вперед. И конечно, именно эти годы будут решающими. Я очень надеюсь, что мы вместе пройдем этот путь. И мы действительно войдем в историю как люди, которые выполнили эту историческую политическую функцию.

Ситуация в экономике страны остается сложной, очень надеемся, что во втором полугодии она будет улучшаться. Мы стоим первые в очереди на дополнительные ресурсы. Нам нужны десятки, сотни таких проектов. Моя мечта – чтобы каждый инвестор, захотевший сделать что-то в нашей стране, получал бы льготный кредит. Надо заинтересовать инвесторов, потому что, если этого не делать, будем пить немецкое или датское молоко.

О ветеринарном контроле

Но как я и обещал коллеги хотел несколько слов сказать о ветеринарном контроле. Вот мы в Тамбове говорили достаточно подробно, я прежде всего обращаюсь к министрам, руководителям регионов, отвечающих за АПК. Мы находимся в большой опасности: за 10 лет распространения африканской чумы свиней (АЧС) зарегистрировано более 1000 вспышек этого заболевания. То есть практически в каждом регионе АЧС или подобное заболевание имеет место. Мы уже в Иркутске имеем АЧС. Конечно, это недопустимо. В таких условиях не может идти речи об экспортных поставках, новых предприятиях, инвестициях в свиноводство или птицеводство. Пока не победим заболевания, не наведем порядок в ветеринарно-санитарном контроле в собственной стране, мы не можем интенсивно развиваться, не можем приглашать инвесторов.

Коллеги, я требую исправить ситуацию. Считаю, что мы дошли до предела и, если не наведем порядок в своих ветеринарных службах, если не вернем вертикально – интегрированную систему контроля и работы федеральных и региональных ветеринарных служб, грош цена нам. Я знаю эту работу по личному опыту. В Краснодарском крае была чума, понесли большие потери, и я, как никто другой, чувствую эту угрозу, которую, может, многие еще недооценивают в силу разных причин. Нужно срочно принять меры по наведению порядка в этой сфере. Соответствующие законопроекты, постановления правительства мы готовим и в ближайшее время будем их принимать.

Мы должны сказать правду друг другу о том, что половина, а то и больше, вспышек АЧС приходится на личные подсобные хозяйства. Их владельцы должны соблюдать все ветеринарные правила так же, как это делают сельхозтоваропроизводители и фермеры. Необходимо наделить ветеринарные органы полномочиями по беспрепятственному доступу в личное подворье. Потому что мы можем что угодно делать в крупных хозяйствах, но если под носом у нас грязь, а мы не можем ее проконтролировать, ни промониторить, значит, грош цена всему, что мы делаем.

И конечно же, большой вред наносят дикие кабаны. В Краснодарский край заболевание пришло через горы Грузии и Абхазии. Работу с дикими кабанами, специально или неспециально, забросили, это уже дело истории, но сам факт, что у нас в лесах популяция кабанов достаточно высокая, должно нас тревожить: если мы не поймем, что это зло, что это неконтролируемое зло, оно будет приносить нам большие убытки. Если субъекты федерации не готовы разделять эту точку зрения, а будут жить своей жизнью, они будут серьезно наказаны. Думаю, что задача эта и экономическая, и политическая. Такую точку зрения разделяют и президент, и премьер-министр страны. В других странах уже проходили через эти проблемы: страны Европы, особенно Испания, Польша, недавно и Белоруссия. У нас нет другого пути, нет других подходов. Все остальные разговоры – это популизм, это просто бла-бла-бла, чтобы ничего не делать. Мы будем стоять на страже нашей страны.

В завершение еще раза хочу поблагодарить коллег за участие. Передайте губернаторам благодарность за их поддержку села. Это тот конек, на котором можно решать и политические задачи, и экономические. Надо помнить, что не во всех регионах есть газ и нефть, что многие получают доход от аграрной отрасли. И это абсолютно правильно”.


Газета "Сельская Жизнь" - победитель всероссийского конкурса "Экономическое возрождение России"